Странник в другом измерении

   
      Впереди замелькал огонек. Как бы свеча горит. Далеко еще, не разобрать. Идти еще км три с гаком, как говорят в Прикарпатье мои предки.
 В предыдущей корчме мне хозяин корчмы, предлагал коня, увидев мои гривны. Отказался коня. Лучше пешком ходить, только  постолы, вовремя менять. Рваные на целые, это-то же, что и в Руси – лапти, у нас в нашем измерении. А я из ХХ столетия мужик лет сорока, шел пешком, не имея денег ни копья, из Томска в Колпашево.     Отказался от коня, потому, что последний раз ехал на дедовом коне в  1960 году, когда мне мой дед разрешал на его конях, ехать в ночное с моим другом Николаем Злым.
      Тут, в этом  мире узнал, что виновнику в убийстве чужой лошади, положено уплатить 12 гривен и еще одну гривну пострадавшему. А если б я убил крестьянина, то обязывался платить штраф только одну гривну. Так зачем м не конь?
   Да и за конем, надо ухаживать, кормить меня, да еще и коня. Чистить, добывать корм, смотреть, чтоб его не уперли детвора, такая же как и наша, шустрая.
Здесь в другом изменении, деньги ходят по названию, как в Древней Руси – гривны, а ее половина,   что составляет       четыре полушки или две половинки гривны, одну гривну.  Так вот, шел из Томска, И  на перекрестке перед Мельником, районным центром Шегарского района, не туда свернул. Шел, шел и оказался на другом берегу Оби-реки, под Кулыманами, возле нынешного поселка Победа.
      Но, его не было, ни  поселка, ни моста через реку. Только лодки да долбленки-обласки, на которых шмыгают по рекам местный народ остяки. Не зря в моем измерении говорили: «Сел остяк в обласок, и ушел в Каргасок».  Перевел меня остячок на своей долбленке  на тот берег. Дома как мои украинские хатки, и под соломой, только кое-где дома под деревянными плашками. Все дома из дерева построены. Вот так пока шел в сторону Колпашево, по дороге останавливаясь   у околицы, ждал пока, кто не пройдет мимо. Попрошусь к нему, что-нибудь помогу по-хозяйству и покормит, и на ночлег оставит. Так у одного ночью увидел на стене,    толи меч, толи шпага? Только больше на что-то на другое похожа. Я в их оружие не соображаю. А пистолет у меня был, переделанный под воздушный. Стрелять мог болтиками. Галькой круглой подобного калибра. Шедши рядом с рекой, подбирал гальку для пистолета. Убить не убьет, но покалечить, если в глаз попаду – может.  Мне бы автомат или на худой конец пулемет, а то и ружье охотничье пошло  бы. Но у них, только холодное оружие, кони, из тягла - быки, и все. Говорю ему:
     - Ножичек зачем, там на стене? А он мне, старик в ответ:
     - Это сына еще. Погиб он при налете татарвы, из-под Томска. Возьми, если надо.
     - Спаси Бог за ножичек, а я отработаю. Что сделать, а то завтра в путь, жена ждет. А сам думаю: «Какая жена? Это же другое измерение. Забудь Никита о жене».
    • Перекрыл деду крышу и подправил плетень. А за такую работу, у нас дали бы денег на сутки пить. А тут  блин, и выпить нечего.  Сказал дед, через км  полста, корчма  Степана Задоянова, из их краев, выстроил дом. Обзавелся лошадьми, на сменку проезжим. Заводит бражку, да дочь хорошая стряпуха, подкармливает тех, кто остановиться у него переночевать в пристройке, что настроил. Да младший сын, и глухой Ванька ,подрабатывая. Помогают Степану     за лошадьми и         приезжими, остановившиеся у него. Цены приемлемы за постой, и за корм. Были бы деньги.  Я пристроил меч буланый, как сказал
старик, справа у бедра, слева нож, да свою рогатину, что   вытащил в медведя убитого  в лесу.
        Так, это в окне горит каганец, указывая путь в корчму? Зашел, оглянулся, приветствуя выкапывать в зале. При входе обратил внимание на вывеску, висевшую нам цепях. Каганец с окна так светит, чтоб прохожий мог бы прочитать. На вывеске написано большими буквами «У  Степана выпить. У его дочки закусить». И ниже мелкими буквочками приписано: «У сына получить коня и койку». Мальчик подбежал ко мне, приветствуя. Уставился на меня, ввесь во внимание, как все глухие, повернув ко мне ухо правое. Я понял, он не слышит на левое ухо. Пообещал ему, если мне   угодит во время постоя, помогу с ушами, чем смогу. Есть у меня травка на примете, помогает от глухоты. Я и сам ею пользуюсь, но когда ко мне обращаются, я по привычке, аськая, поворачивая к ним также, левое ухо. Врачи ничего вразумительного не  сказали, что у меня с ухом.
     - Что вам надо? – Спросил он.
     - Мне поужинать, и тихую комнату. Гривну зам комнату, за ужин без мяса полушку.А воды нет, помыться?
     - Есть, в отдельной комнате, две полушки. - Я отдал две гривны и сказал ему:
     - Показывай комнаты. Он повел меня на второй этаж, в этом же доме. Там оказалась спальня с широкой застеленной кроватью. Я от натруженных ног, упал на кровать спиной, поднявши ноги вверх. Пусть кровь стекет в подошву. А мыться куда?
     - Пошли, покажу. – Мы спустились по лестнице вниз, вышли на улицу и зашли в правую пристройку. Влевой, - сказал пацан, - конюшня. - Так как у  меня коня не было, я и не интересовался всякими конюшнями.
В комнате стояла гигантская ванна из мрамора.
      -  Откуда здесь мрамор? – спросил пацана. Он мне сказал, что в   пятнадцати км от их корчмы каменоломня, куда ссылают не угодных властям. А вода была уже нагрета в ванне. И я решив помыться, снять усталость а не грязь. Ибо откуда она могла взяться, эта грязь? Если я по дороге купался, в реке? Искупавшись, решил сменить  нижнее белье. Но, трусы еще из того измерения, моего. А рубашки   не было. Та, что взял в запас, вся была в крови и изодрана, когда на меня напал медведь.
     Пока его пронзил рогатиной,  измучился с ним возиться. Он гад из-под тишка напал на меня. Изодрал бок и спину, пока я не проткнул его рогатиной и не довершил работу топором. Хорошо, что топор был со мною.  Изловчившись, ударил по голове его. Бил, пока он лапы не протянув, раненный рогатиной. Он еще пытался встать на лапы и меня подмять под себя.
     Пришлось полежать рядом с ним, убитым. Пока успокоился, бок обработал мазами, что были со мной. Да подвязал бок   бинтами, что были со мною, в вещмешке. Хорошо хоть вещмешок не тронул.   
      Одевшись в том, что было, приторочил меч в ножнах, и тесак, он же типа мачети,спустился вниз, на первый этаж, в залу. Как зашел, ко мне кинулся с поклоном муж с окладистой бородой и с усами. Обратил внимание на то, что здесь мужики не брились. Но, подрезали усы и бороды. Не запускали как дикари. Видимо Ваня рассказал ему, что я при деньгах.
     - Здоров будь мил человек! Занимай любое место. Подойду, меню подам. Заказ приму. Я оглядел зал. В углу возле окна сидела парочка, наверное, муж и жена. Они мило щебетали. Посреди залы сидели за столом пятеро. Не то купцы, не то, государственные мужи. Они, попивая, типа бражки, разговаривали о чем то. Меня окликнул один сидящий возле   парочки   муж, видимо  воин.
     Я был не против, узнать, местные новости, подошел. Он мне показал на табурет напротив себя, за этим столом. Приняв его  предложение, присел. Тот час подошел юноша 14-16 лет. Подал лист бумаги сказав:
     - Вот меня. С выпивки пока только бражка. Самогон вечером. Ночью не даем. Запрещено, чтоб драк не было.-    Развернув лист увидел в нем суп. Обрадовался супу а то, только всухомятку приходилось есть, от деда последнего моего пристанища.
      Это у Набокова поселения еще того измерения, деда дома, поел горячего борща. А тут суп с курицей и толчонка картошка. Да лапша с той же курицей. И з мясного, на вертеле поросенок.  Сбоку  вырезанное мясо с салом, только ребра торчат голые без мяса.
      Иногда  рукоятью поворачивая за звенит, за дребезжат, толи цепи, толи тросы, и поросенок на вертеле повернется к огню боком, на котором было еще мясо со шкурой. я заинтересовался своего соседа:
     - Интересно, что за привилегии у нашего хозяина, что ему разрешают шкуру не снимать?
      - Он двоеродный брат головы нашего поселения. Богородичное выбрало Тихона главою. Мы с тобою не познакомились. Ты я вижу воин?  Я воин, вольный стрелок, - Потап. А ты?
        - А я вольный странник. Сам по себе, -  Никола.
      - У тебя меч знатный. По нему и определил, что ты воин. Такой я видел у победителя заморского лыцаря сыном деда из Набоков.
я с не охотой повествовать о моих злоключениях:
     - Видишь ли. У вольного странника  много есть привилегий ино и много не достатка. (я умолчал, что к ним прибыл из другого и змерения. Зачем ему знать ).-  не достаток в томЖ что на еду гнадо зарабатывать, работая, не отказываясь ни от работы. Вот в Набоков завернув, познакомившись дедом. За хорошую работу он мне и дал этот меч, предупредив, что это меч сына, умершего от ран.А  гроши решил не трогать. Оставил для более нужного врнемени.
     - Если не против моего лбопытства, скажиж. Тогла откуда у тебя гроши?
      - Ничего странного. Они остаток от завещания моего отца, главы   города русского. (Я еще, не придумал, из какого  я родом города).
     - Слухай! А я не из купцов Алтайских?
     - С чего ты взял?
     - Да акцент, у тебя какой-то странный, вроде хохлацкий.
И я решился. – Мои родичи из Хохляндии. А   отец и его братья купеческого сословия. А у меня мания странствия. Вот и оставив двум братьям отцовское, им отдав за кое-какие гроши наследие отца, ушел. Он перебил, мои воспоминания:
     - А  почему пешком, а не на лошади?
     - Да меня учить ездить на них, никто не учил. Меня учили считать, да возле бабки-травницы прихватил кое-что, из ее богатства знаний о травах, и методов лечения ими. – Скромно признался я.
     - Я и говорю, акцент у тебя странный. А хочешь я тебе дам урок езды на лошади?
     - Будь добр Потап, буду признателен тебе.
     - Ни Никола, разреши с тобой ехать, мне все равно куда ехать, но не все равно с кем. Я с тобою хоть на край света! Ты тот человек, с которым я с удовольствием дружил бы. Как ты? По рукам, или?
     - Давай Потап и я подал ему руку. Мы тут же скрепили кухлем под 10 литров бражки. Литра  три, после возлияний, мы осилили, остальное забрали с собой, попросив хозяина добавить в  мою комнату - кровать для Потапа, и кусок  свинины с вертеля, на закуску. Потап заказал ему верховую строптивую лошадь, для меня. Я хозяину уплатил полушку за кровать, и полушку за хлопоты по поводу лошади, пообещав заплатить за лошадь, сбрую, и седло. Он пообещал то, и то, выполнить . Захватив кухлю с бражкой, мы пошли на верх.
    Там под бражку и свинину жаренную, поговорили о дальнейшем движении. Я ему рассказал, что добираюсь к Колпашеву. Он меня спросил:
     - Что или кто, тебя там ждет? И что там, такой как ты, делать будешь? Я пожал плечами. В действительности. Что меня там ждет? В той жизни школа, ученики. А в этой, на целый век отстающей, от жизни той? Попасть с 1989 в 1878 ? Давай    поедем на Алтай. А там посмотрим, куда направиться. А пока ты научишься ездить на лошади, а я достать  у алтайских кузнецов меч. Как твой. А там посмотрим. А я подумал: Что-то часто, Потап говорит о, посмотрим? Дождались кровати, и допив бражку, завернув мясо на завтра. Осталось много. В основном, бражку занюхивали рукавом. Мы уже достаточно наелись. Улеглись за полночь.
Продолжение следует.      


Рецензии