Жизнь и смерть. Из книги Мир твой

(жизнь человека – это, прежде всего, его отношение ко всему, что его окружает)
…жизнь наша – непонятное течение под огромным небом, жизнь наша – хитроумные события вокруг неповторимых точек зрения, трагичных, исчезающих во времени, жизнь наша – неодолимое требование дышать и видеть и события, и небо…
Жизнь наша – это жадное требование идти со временем, с другим человеком в этом времени, требование сохранять в себе пульсацию найденных взаимосвязей, это требование идти навстречу «ветрам»
Это требование не быть в одиночестве!
И давнее твоё, постоянно пересматриваемое (но не изменяющееся?) создаёт твоё сегодня: какая музыка будет лелеять твой непреходящий живой идеал, без которого ты не сможешь жить?
(Потому-то «общественные» (межличностные) отношения и наиболее консервативны у нас: это наследственность, которая консервативна везде – и в природе, и в обществе…  Но как она передаётся поколениям?)
Жизнь наша – момент и всё гигантское прошлое; жизнь наша – борьба за момент.
 …постоянно рождаются и умирают идеи; наше Я, огромное (?), мятущееся (когда? В какие твои годы?), может видоизменяться настолько, что можно говорить о смерти: кто-то ведь доживает лишь по инерции!, и наше Я теряется – в памяти, в текущих мгновениях… Физическая смерть человека ведь иногда наступает много позже личностной, духовной!
…в нас тысячи жизней живут – калейдоскоп идей блистает, а в идее каждой проживаем мы мини-жизнь, такую же не придуманную, неповторимую, как и ту, которую считаем «главной», и сопереживаем мы так же сильно, остановленные прекрасной сжатостью сюжетов – мгновений, пусть и чужих… Нечаянно сопереживаем, и не можем не замечать эти мгновения!
Наша жизнь – это осознанность всего того, что творится вокруг, это степень осознанности нашего отношения, подчинённости, сопереживания, необходимости…
Жизнь – никогда не отступление, это требование будущего, то есть, это постоянная переоценка настоящего… Иначе – наступает смерть: ты теряешься «для себя», всё твоё, о котором ты когда-то переживал, – растворяется  в каких-то иных мыслях и делах…
Когда умирает человек, за что прячется осознание наше? за боль, которая отовсюду? За беззащитность, которая тебя унижает? Или  оно забывается в ложных ценностях? А, может быть, осознание «погибает» бесстрашно, устремляясь в заведомо нежилые пространства?
Да тебе уже всё равно: твоё Я исчезает…
Смерть наша – это исчезновение великого Противостояния всей природе, Противостояния, которое воссоздаётся в каждом из нас заново!

а) жизнь как система

Человеческое «пространство» – пространство не одного человека (т.е. не только сформировано личным опытом), в пространстве внутреннего мира одного человека живёт всё человечество
…должно  быть равновесие между внутренним (бездонным) и внешним (бескрайним) миром, то есть, возможны любые противоречия, кроме «враждебных»  –  разрушающих миры… 
Возможно, это самое трудное равновесие, потому что у человека «слишком» много интеллектуальных и моральных переменных характеристик, а у внешнего мира, мы полагаем,  ещё более
Потому «жизнь как система» нам сегодня недоступна.
И «всё же» мы стремимся к какой-то системе, пусть и во многом искусственной; мы определяем для себя нечто главное, в котором видим свой «смысл жизни», и где «всё остальное» – второстепенное – словно вращается вокруг… Но твоя личная «система» не может охватить всю человеческую жизнь; твой Космос также отличен даже от Космоса ближайшего человека, как, скажем, физические условия на ближайших планетах Солнечной системы… Но кто скажет о «всей Вселенной» – о всём человечестве?
Конечно, один человек с упорядоченным внутренним миром сопоставим (по упорядоченности?) с человечеством: наверное, система, чем упорядоченнее, тем больше (может ли быть внутренний мир одного человека размером с человечество, т.е. со  Вселенную?)
…но наша жизнь – система, пусть и с «неправильными», несимметрическими частностями: равновесие проявится, выскажется, накажет (!), как наказывает оно, допустим,  экологически, в отношениях с природой… А вот в нашей жизни (в межличностных, общественных отношениях), как оно обнаруживает себя? ведь это оно закрывало развитие даже целым цивилизациям, и они канули в лету… А что уж говорить об отдельных совершенно конкретных людях! Сколько трагедий с нами…
Я же почему-то верил, что каждая человеческая душа на учёте… Смешно; у кого?
Жизнь должна иметь равновесие, иначе она не будет устойчивой. И жизнь, как  только органическая, и жизнь как уже разумная. На каких «физических» явлениях держится равновесие? Неужели, только вероятностных – стохастических?
Я же почему-то верил, что мир может удержать (уравновесить) одна-единственная мысль… И разве не так, если (тем более!) она будет принадлежать пассионарной личности, Герою?
Равновесие, известно, может быть только в движении. Поэтому, не забудем, что простого равновесия не достаточно: куда же движется колесница жизни? Где наше Начало? В чём наш «конец»?
Начало современного человека – «общечеловеческое»; так было «всегда»? Нет, ведь «устройство» сознания не может быть только биологическим и «социальным» хотя бы потому, что  уравновесить (даже в мыслях, прежде всего, в мыслях!)  внешний мир можно только имея нечто физическое в своей основе. Что?
…и вплетена человеческая жизнь основанием своим в течение всей жизни на земле, также как и жизнь – в историю Земли как планеты, и так далее, и так далее…
Всё едино
*
Жизнь твоя – тревожное  равновесие всего внешнего (бескрайнего) мира

б) тревога

а тревога не покидает нас, мы не доверяем тому, что жизнь «сама» нас защитит
Тревога  потому, что мы чувствуем будущее с непредсказуемым набором направлений жизни; мы вообще «чувствуем» время!
Тревога потому, что мы чувствуем больше, чем знаем.
Это и просто предчувствие, тогда, когда мы бездоказательно не верим чему-либо, или, напротив, верим, так же бездоказательно во что-то. Что возвращает нас от  инерционного  (и замыкающегося инерцией!) круга? Только мысль, высказанная кем-то или родившаяся  у нас.
Мысль  не подчиняется не только вере, но и знанию …
Но мысли к нам приходят…Откуда?
А тревога остаётся, остаётся потому, что орбиты нашего Я неуловимы и огромны настолько, что охватывают как бы чужие – странные – точки зрения, осознание (это «момент» нашего Я – есть ли он?) временно на «чужом поле»: как вернуть человека на привычные позиции?
Возвращает, повторяю, всегда мысль, мгновенно «перезагружая» сознание… Она же возвращает и «обратно»!
Сознание иррационально по всем своим параметрам: назовём ли мы хотя бы эти «параметры»? (но и рационально в пределах чего-либо: мы способны просчитать что-либо до малейшей детали; а мгновенный пересчёт  «рационален»?)
Иногда от некоторых мыслей мы оказываемся как бы в незнакомых координатах, с удивлением воспринимая  всё ранее привычное, и теперь уже привычное кажется нам странным, маленьким, замкнутым, а может быть, и чужим.. В нашем внутреннем пространстве-времени, пульсирующим само по себе, проникающие мысли вдруг изменяют  точку зрения нашего Я … Словно метеоориты мысли, изменяя орбиты нашей идентичности.. И ведь ждём их!
«Мы» ждём мысли, а кто мы без них?
Да, повторяю, наше сознание многократно, даже в течение дня несколько раз «перезагружается»; видимо, чаще «перезагрузка» происходит во время сна
Мы перепроверяем себя множество раз, и более «бессознательно»
Что же есть тревога? Наверное, это чувство бескрайности и бездонности вокруг, в себе, т.е. и «чувство» бездонности «того» микромира, которым защищено наше сознание…
Это сомнения, тревога за жизнь общества, т.е., в конечном счёте,  и за свою собственную жизнь…
Это не только сомнения в «правильности» собственной жизни, может быть, это даже ощущение собственной слабости? т. е. слабости ума (рационального компонента)?
И вот, мощный интеллект (ум) вкупе с природной интуицией и сильными чувствами, обогащённый знаниями, разве не наш идеал? И сомнения, даже тревога, таким человеком будет высказана пророчески…
Тревога в конечном счете это наша всеготовность
 Мы забываем свою тревогу, жизнь сильнее, но проходит время – и тревога вновь с нами.
У всех?

в) «всё» остаётся с человеком?

Мир людей, так связанный с природой Земли, тем не менее, замыкается на себя: человеческое остаётся с человеком: мы прочнейшим образом связаны со своей «линией развития»…
«Всё» – это именно человеческое пространство, вне этого пространства человека уже нет. Но в этом пространстве (из этого пространства) освещается весь остальной непредставимо большой  мир (вместе с самим человеком), становится прозрачным, «видимым»… 
А каков он, большой мир, заведомо парадоксальный? Но даже мир вокруг, на нашей Земле, остаётся во многом неведомым нам, непрозрачным.  Вряд ли мы в обозримом будущем будем годны на роль настоящих Наблюдателей. Да и наш, человеческий мир, совсем не идеальный: не устоявшийся
Неужели  события (ещё в природе) происходили  «сами по себе»? и со-быт-и-я  сами подготавливали появление человека? И человеческая история (вся в тёмных пятнах) вершилась сама по себе?
Что же такое  бытие? Правомочно ли ставить вопрос о том, что с Ним (с бытием) всегда  что-то рядом, как «указывает» язык?
Но всё, действительно, остаётся с человеком, потому что «всё» человеческое рождается и умирает именно с человеком: предчувствия, фантазии, легенды, все мыслимые проекции, всё созданное – вся культура; всё имеет значение, прежде всего, для человека… И тайны, известные человеку, вне его и не называются! И ценности, которые уже несём мы в себе, вне нас и не имеют ни какого значения.
Всё это – только с человеком…
Но человек не вмещается в самого себя! человек не вмещается в собственные заботы о самом себе! силы неведомые – земные и вселенские – в основе всего того, что составляет, внутренний мир человека, силы уже известные в основе того, что составляет современный мир вместе с человеком;
человек обедняет самого себя, замыкаясь только на свои проблемы.
Да, значение человека, его сила, прежде всего, в том, насколько он оказал или оказывает влияние на других людей. Но «человеческое» в каждом из нас – не только от других людей, но от всего окружающего мира; значит это только одно: не должно замыкаться собой, но должно быть направлено на других, на другое
А другое – весь мир!
И остаётся нам другой человек с его свободным суждением – как  подарок, остаётся нам – всё  новое измерение всего мира, прочтение его удивительного богатства, спрессованного во времени


Рецензии
просматривал начало каждой главы. Жизнь это события? Сел на коня и поскакал тыкдык тыкдык.

Смотри Название Иванов Сергей Бо   06.11.2021 14:00     Заявить о нарушении