По заграницам

Виталий Лазовский
По заграницам


  Настало время подвести итоги и этой части моей жизни и работы - поездки по зарубежью. Я не так много где был, но впечатлений было достаточно всяких и восторженных, и негативных, и курьезных. Эти краткие воспоминания о своих поездках постараюсь изложить в хронологической последовательности, но память может и подве- сти. Туристом я выступал только два раза и ещё в те дремучие времена, когда в каждой группе под видом безобидного туриста скрывался сотрудник «органов».Почти все мои походы за границу кратко или подробно разбросаны по различным опубликованным рассказам и книгам. Но вот появилось желание вспомнить мои поездки и поведать о них в одном рассказе. Я не смогу придерживаться строгой хронологиии, поскольку из памяти стерлись даты и даже годы. Одно условие будет выполнено точно-правдивость. А выводы,  которые необходимо сделать, будут сугубо субъективными, хотя  и построенными на  реальности. Итак!

1.Примерно 1973 год.
Первая поездка зарубеж состоялась в дремучие советские времена в Болгарию. В нашей разношерстной группе кого только не было:от шофёра автобуса до заместителя Президента СО ВАСХНИЛ (Сибирское отделение сельхозакадемии). Конечно, в группе был и КГБ-шник, парень лет тридцати, законченный алкаш. На собрании группы перед отбытием меня избрали старостой, что в последствии крепко попортило мне нервы. Летели мы через Москву. На международном рейсе до Софии нам дали пакетики с чаем, которые мы впервые все видели. Сидящий рядом со мной здоровенный водитель автобуса спрашивает меня. - Что это за хрень? На конце ниточки от пакетика была бирочка с одним на английском словом «Теа» -Это чай,- отвечаю я,- возьми пакет в рот, а ниточку пропусти между зубами, чтобы случайно не проглотить пакетик, потом из стакана отпей горячей воды. Полощешь и проглатываешь. Он так и сделал и ещё научил, сидящую у иллюминатора девицу. Но тут по громкой связи стюардесса дала инструкцию на сей счёт. И я чуть не получил оплеуху, но дело закончилось поголовным хохотом. В республике народной демократии я запомнил два события - это когда в районе Габрова нам продемонстрировали сортир древнего монастыря. Устроен он был   просто гениально. Из сплошной стены торчала доска и был проем через который монашка вылазила на эту доску и справляла нужду в небольшой горный   ручеёк. Забор воды для питья, конечно, производился выше по ручью. Бесхвостых кошек нам не показали. Зато в Варне я, как  староста, всю ночь. разыскивал сбербанковскую девицу.Под утро выяснилось, что она обслуживает моряков с югославского сухогруза, и нам ее вернули довольную и слегка помятую.По какой-то нужде мы ещё заехали в социалистическую Румынию и попали в непреодолимую грязь и до Бухареста не доехали.

2.1975 год.
Вскоре, поскольку за границей я показал себя надежным советским человеком, то меня назначили руководителем группы в ГДР. А это значило, что еду я бесплатно. Но моя жена заплатила как положено. Тут тоже запомнились тоже два эпизода. У Брандербургских ворот, которые тогда ещё стояли изрешеченными снарядами и пулями и подписями наших солдат- победителей. Мы ходим, читаем надписи на родном языке, сделанные в  далеком1945 году, и вдруг! Пара десятков молодых парней в чёрных куртках мгновенно построились в шеренгу, подняли над головой ленты с надписями и прокричали что-то. Я услышал «Зиг хайль!». Они также внезапно растворились в толпе зевак.-Это нацики, требуют не пускать в странуевреев, - пояснил нам гид.  В один из вечеров нас повезли в город КарлМаркс штадт на концерт органной музыки. Но меня впечатлила не музыка, исполнение которой закончилось за полночь. И вот вся толпа слушателей подошла к светофору. На дороге не было ни одной машины, но ни один немец кроме нас не поперся под красный сигнал. В   догонку нам одна немка сказала «Шайзе!» Возможно, она была права.
3.1976 год.
Я опять в ГДР, но теперь в командировке по обмену опытом с научными коллегами. Мой спутник из Питера, я из Новосибирска. Что мы в том Дрездене обменивали начисто забыл, но поразился уже трем фактам. Коллега мой был росточком не более 165 см, но весил  не меньше центнера, и вот он выдумал купить тут костюм. - Бесполезно!- заявил я,- ты же    нестандартного телосложения! Но все же мы пошли в огромный универмаг. И пока он мучил продавцов, я наблюдал за группой русских бабенок, которые ковырялись в огромных карзинах уценённых вещей. Это были жены наших офицеров, служащих  вокруг Дрездена. А костюм нашелся на нестандартную фигуру. Поразила меня река Эльба. Она была мертва от загрязнения. Через двадцать лет я видел как рыбак поймал в ней угря! А на заводе “ВМW” cборочный конвейер мог остановить любой рабочий. У нас – только д иректор предприятия или  главный инженер! Вот и судите о качестве. 
4. 1978 год.
Я с коллегой по институту Борей Докиным еду в Монгольскую ещё не демократическую и не социалистическую, а просто народную республику опять по обмену опытом. Я эту страну полюбил давным давно с того момента как день и ночь по Чуйскому тракту пошли мимо нас, жителей Бийска, караваны верблюдов с тюками шерсти для обливающейся кровью  нашей Красной армии. Монголы нам поставляли не только шерсть. В этой поездке мне запомнилось два эпизода. Первый. Нас попросили запустить поливочную машину «Фрегат». Ее годом ранее смонтировали специалисты из России, но не запускали- припозднились. Мы ее запустить тоже не могли, поскольку аккумуляторы на силовом блоке оказались  незаряженными. - Они ж у вас сухие!- констатировали мы, - надо залить электролит. -Так они сухозарядные, - заявил со знанием дела местный механик. Кто- то ему неправильно объяснил, или он неправильно понял. Но запустить агрегат не удалось, и мы занялись другими делами. По дороге в Джайсан обогнали колонну новеньких «УАЗов», медленно движущихся по трассе с ревущими моторами. Мы остановились по просьбе одного из водителей колонны и он, узнав, что мы из Союза, стал жаловаться, что машины очень медленно едут. Причина оказалась Банальной - они ехали на пониженной передаче. Мы им подсказали ещё как отключить передний мост, и они умчались, поблагодарив нас. Но через десяток км мы  опять повстречались. Один лихач из колонны оказался в кювете. Не подскажи мы им, может, и не было бы этой аварии. Но то как монголы относились к советским людям… Я никогда такого не встречал. Та душевность и искренность только им свойственна. Правда ещё кубинцы тоже питали к нам «Советско» дружеские    чувства, но об этом ниже.    Черт меня дернул пройти через проходную одного сверхсекретного завода и мои поездки за рубеж возобновились не скоро.
5. 1980 год.
Только что ввели хозрасчет в НИИ и предложили зарабатывать на пропитание самостоятельно. Ну мы кое-что имели интересное, например, неизнашиваемые вкладыши для   двигателей. А китайцы уже начали сволакивать в свою страну всякие новинки. Делегация из трёх человек во главе с вице-президентом СО ВАСХНИЛ Юрием Новоселовым подалась в Харбин. Наши КГБешники предупредили, что будем под колпаком местных спецслужб. И, точно, сразу после границы в пустой вагон в соседнее купе сели два бравых парня. А за остановку  до Харбина они вышли. Я заглянул в их купе и обнаружил какую-то штуку в сером чехле. Открыл и там оказалась бритва. «Ага! Под бритву подслушивающий аппарат сделан!” Дальше я вытащил из аппарата три японских батарейки спустил их в унитаз, резонно полагая, что аппарат без них работать не может. Аппарат я достал из чемодана уже дома. Конечно, это была  просто бритва, забытая китайским растяпой. Она мне служит уже 40 лет. Из Китая я привёз чудесный протокол о намерениях, который на поверку оказался полным пшиком. Зачем покупать, если можно украсть. В Китай было ещё три однодневных поездки с интервалом в год, и я видел, как страна преображалась. 
6. 1979-81гг. Куба.
Тут меня многое поразило и начались «открытия» ещё в нашей стране. Почему-то «Союззагранпоставку», которая подбирала спецов на помощь кубинцам возглавлял армянин и подобрал нашу группу в основном из Ростовской области и Краснодарского края - взяткоемких регионов. Поразил Фидель с его   фанатизмом невероятной силы. Он загипнотизировал народ на десятилетия прозябания. До сих пор не нашлось антифеделя, который бы вернул страну в русло развития. Поразила природа и архитектура городов, особенно Гаваны. Не знаю как сейчас (прошло уже 40 лет), но тогда все разваливалось и быстро ветшало. Кубинцы по сути были нахлебниками СССР  и обходились нашей стране по миллиону долларов в день. Зато у них существовало министерство карнавалов, и в этом  отношении народ не скучал. Я за два года сделал две больших работы: симплекс-методом доказал что в стране  излишнее  количество заводов по переработке тростника и на ос нове линейного программирования выявил излишний машинный парк  тракторов. Последний расчёт грозил лишить кормушки наших и их бюрократов, поэтому мне не продлили контракт. Уже тогда самые отчаянные островитяне пытались сбежать в США, и многие погибали, не доплыв до материка. Мне и тогда и теперь искренне жаль этот народ, который тогда очень хорошо к нам относился. Как теперь не знаю, но думаю, что они умеют различать правителей и обычный народ.
7. 1982 год.
Та же жуткая страсть освоить рыночный механизм со стороны партийных бонз. На сей раз им оказался председатель облисполкома А. Боков (скончался совсем недавно). Но поскольку он был умным и хитрым, то команду сформировал для поездки в Германию весьма своеобразно:  он, один от науки (я), один от крупного оборонного предприятия, один молодой бизнесмен и два помощника босса. Мы оказались в Баварии в гостях у крупного производителя семян и всякой атрибутики для их проращивания. И у этого капиталиста наметится кризис с добычей торфа для горшочков под рассаду. Что меня первое поразило там- так это обязательная  рекультивация выработанных торфяников- на месте торфяных болот уже аккуратно росли сосенки и елочки. Поразила и сельская больничка с кучей приборов при одном враче широкого профиля (от зубов до всех других органов). Случайно или намеренно наш шеф выяснил сложившующуюся ситуацию и предложил немцам разработку уникальной по размеру  и качеству плантации торфа в Новосибирской области. Никогда ни до этой поездки, ни после нас так не обхаживали и не одаривали мелкими подарками. По возвращении моему институту было поручено определить оптимальный маршрут перемещения торфа из Сибири в Германию и представить предложения к моменту ответного визита немцев. Такой  расчёт мы тем же симплекс- методом сделали. И оказалось, что самый выгодный маршрут такой: по транссибу до Новосибирского речпорта на Оби, потом на баржах до устья Оби, потом по северному морскому пути до Гамбурга, а там и до Баварии по ж-д! Три перевалки и работа только несколько месяцев. И все равно при наличии факта отсутствия торфа, проект  признали возможным к реализации, а меня привлекли к этой работе ещё раз. Босс поручил мне сопровождать жён немецких торфяных спецов по районам области с гуманитарной миссией. Третий раз меня поразили немки, которые чуть в обморок не попадали при ПОсещении сортира на трассеНовосибирск-Омск. В этот раз от немцев не совсем законно получил ещё одну  Бритву (сломалась через 38 лет работы). Не знаю почему, но проект не был реализован, но меня один раз привлекли уже органы в качестве свидетеля по арестованному помощнику за какие -то махинации. Но босс усидел в своём кресле. А запасы торфа в Баварию не попали тогда. Видать не договорились о долях «откатов». А теперь я не знаю, может и сговорились. 
8. 1983 год.
В составе научной делегации, возглавляемой академиком Кубышевым В.А. я попал в Венгрию. Поразил Будапешт своей архитектурой, а венгры своей плохо прикрытой ненавистью к нам советским людям. Там у нас случился курьёз, который нашему руководителю стоил больших нервов. Нас не выпускали из гостиницы и требовали оплатить за просмотр по   кабельному телевидению «порнухи», которую обнаружили два члена делегации и втихаря пару ночей наслаждались новинкой. У нас совсем не было денег, посольство отказалось помочь и выручил местный академик. Гостиничные деятели в глаза нам что- то тарабанили на своём языке и посмеивались. Так из-за двух говнюков мы с позором отбыли восвояси. В  ту пору мне было 48, а в девять лет я видел мадьяр и румын военнопленных, в отличие от итальянцев и немцев, потерявших человеческий облик. Теперь они мнят себя выше славян, а зря!
9.
В том же году мы занялись ветровойэнергетикой, и мой бывший аспирант Дима Докин, успевший перековаться в успешного предпринимателя, организовал  вояж по странам Бенилюкса. Там много чего меня поразило. Первую микроволновку я увидел в чревах огромного ветряка, возведённого на берегу моря. Поразила меня и ферма по откорму бычков, где стоял самый старый после ветровых мельниц ветряк. Обслуживал ферму один человек, который в перерывах по обслуживанию животных, служил профессором в Копенгагенском  университете! Я с ним нашёл общий язык и послал к нему из Сибири на стажировку двух молодых инженеров. Они на местных фермеров произвели фурор своими знаниями и умением, а у нас не смогли стать успешными не по своей воле. Там я впервые увидел как компьютер управляет климатом в зданиях. На выставке техники для села увидел множество новинок и  понял почему фермеры с риском обанкротиться покупают новую технику и переходят на новые технологии. Конкуренция движет эти процессы. Эта поездка оказалась одной из самых интересных потому, что была организована частной фирмой и в ее составе не было «товарища майора».
 10. 1985 год. Канада.
 Одному из бонз от науки Узбекистана потребовалось пообщаться с родной доченькой в Калгари, где она вроде училась в университете. Московское начальство помогло ему скомплектовать научную делегацию, в которую попал и я. Тут меня поразила прежде всего Соскичиваньская провинция- мощнейшая житница пшеницы. И  производили ее по самым современным технологиям и на современной технике хохлы- фермеры трёх-четырёх поколений эмигрантов из России. Через 10 лет я опять побывал здесь, но уже по другой теме и об этом расскажу ниже. Поразили меня опытные поля университета экспериментами, длительность которых исчисляется десятилетиями. Приятно  поразила природа, дороги, приветливые люди и чистота везде от столицы до самых глухих мест на границе с Аляской.

11. 1993. США.
Работа в новом институте в Москве вертелась вокруг пилотного проекта по ИКС (информационно-консультационная служба), и если эксперты Мирового банка его принимали, то мы получали кредит в размере 150 млн.$. Наше руководство под  давлением зарубежных советников, которые тогда сидели при всех значимых чиновниках, решило нас подучить рыночным механизмам. И я попал в интернациональную делегацию. Там были две болгарки, пара молдован, одна словенка, молодой грузин со знанием английского и французского и киргиз. Мы о оказались на стажировке в Аризонском   университете по курсу «рыночная эко- номика». Тут я поражался на каждом шагу.Первым поразил меня грузин. Он приехал с одной целью-найти незамужнюю американку и, женившись остаться в Америке. Он нашёл такую в университете с. родной теткой-миллионершей. Но тетка завещала миллионы не племяннице, а «Куклус Клану»! И мой грузин отверг нищую  невесту, а искать новую уже не было времени, кончалась виза. Молдаване уже успели на родине стать винными капиталистами, прихватизировав несколько плантаций и заводов. В Америке они искали рынок сбыта, без лекций зная, что конкурентная среда не в их пользу. Киргиз тоже успел прихватить на родине пару табунов породистых лошадок и искал где   бы их тут выгодно пристроить. Двух молодых болгарок интересовало женское начало, благо студентов-негров в университете было полно. Только словенка пыталась чему-нибудь тут научиться, да я искал ответ на вопрос: «Должна ли ИКС быть частной лавочкой?». Ответа я в эту поездку не нашёл. Зато выяснил, что ни какого свободного рынка в самой  рыночной стране нет в помине. Но есть свобода выбора! Гайдаровская клика этого не поняла или не захотела понять. По возвращении я пошёл на некоторый компромисс с экспертами-индусами, и наш проект был принят и страна получила кредит.
12. 1995год. Германия, Дания, Мексика. США, Канада.
Этот длительный вояж уже  предполагал конкретное изучение действующих в передовых странах консультационных служб. Ущербность нашего пилотного проекта я обнаружил в Германии, когда узнал и увидел в системе консультирования службу резервирования не только техники и материалов, но и работников. В Европе прослеживалась тенденция максимальной экономии   ресурсов. Тут я впервые увидел автоматическую котельную, работающую насоломе и отапливающую целый посёлок. В Голландии встретил биореактор, утилизирующий навоз окрестных ферм и снабжающий газом небольшой городок. И, конечно, повсюду ветряки и солнечные коллекторы.   В США знаменитая фирма «Монтано» свой офис отапливала некондиционным зерном кукурузы. А соседний диллерский центр снабжал фермеров целого огромного штата всем набором «химии», но, будучи абсолютно коммерческим предприятием, продавал свою продукцию в строгом соответствии с нормами ее внесения на поля и для животноводства. Здесь был диктат  государства жесткий и неотвратимый. В порту Ванкувера мы увидели два огромных элеватора, построенных по одному проекту, но один не работал. История такая - с началом бума поставок зерна на экспорт, и прежде всего в Россию, хозяин элеватора потребовал огромную цену за переработку и хранение зерна до отгрузки на судна. Фермеры в ответ на кредит построили свой  элеватор, и жадный монополистмонополист раззорился. Что касается Мексики, то она служит поставщиком огромной армии сезонных рабочих для США. Из этой длительной поездки я сделал важный вывод- развитые страны создавали и совершенствовали свои консультационные службы, позаимствовав идеи Чаянова А.В.  В нашем отечестве к нему не прислушались ни при его жизни, ни в наши дни.
13. 1998 г. Польша.
Тут я пробыл ровно сутки на станции «Кузница», но мне хватило времени оценить тенденцию развития этой страны после союза с СССР. Чистота в усадьбах, чистота на дорогах, ухоженные поля и лютая ненависть к Советам. 
14. 2001г. США.
Теперь как частное лицо ехал к брату в Нью-Йорк. Прожил я в его семье из пяти человек целый месяц. Для интереса мы вели учёт всех расходов на питание шестерых взрослых и получили 310$, т.е. по50 с хвостиком на человека! Великая страна! Минск. Октябрь 2021 г. 
15. Вот уже 10 лет как сижу безвылазно в Беларуси, но иногда меня посещает мечта ещё разок побывать в Америке. А если бы пожить там подольше, «так лучше было бы ещё».


Рецензии