Красота - любовь. Из книги Мир твой, главы 2

Поражает нас красота, останавливает везде, при любых обстоятельствах мы «фиксируем» красоту, невольно тянемся к ней…
…настигает любовь, неожиданно, оказываемся мы во власти непонятной, высшей для себя, и уже «служим» ей, открывая всё новые и новые смыслы…Какие?
Но красота – (прежде всего) вне человеческого, вне морали, красота – строение (?) мира, границы целого (в чём оно?...и целое явно «напряжено» единством…)
А любовь? это вдруг «поток», это вдруг (?) «внутреннее»  безоговорочное – необсуждаемое (или нерассуждаемое) стремление  также к непонятному тебе единству, целому; в «основе» любви, наверное, тоже требование красоты,  требование целого (сразу – целого). Но это стремление, это «вдруг», (даже взрыв!) –  именно твоего мира, твоего Я, именно с твоего уровня, который уже имеет оценки,
поэтому Любовь – выше, чем красота!: любовь – «субъективна».
Это – «человеческая» (?) красота; это этический уровень красоты (можно так сказать?)
А  красота – объективна: «всё» в мире строилось по её канонам, во многом ещё неизвестным нам
Мы же привносим в красоту нравственность, мы ещё более отдаляем понимание красоты, т.к. в неё включается человеческий уровень…
Но  получается, что Красота – такое единство, которое прочнее всего: любящие люди верны друг другу до «конца»; природное «единство» жизненно на века…
…красота – это «центростремительная» сила, это сила целостности: но должно быть нечто уравновешивающее эту силу (иначе эта сила раздавит), должна быть сила отталкивания, «центробежная», сила, стремящаяся от центра – с тем, чтобы, целостность нам  являлась в неповторимой  форме… Или, допустим, любовь в неповторимом «виде»: ведь неповторима любовь! но «видят» любящие своё целое, чаще всего, по разному!
Любовь – это не только чувство целого, но и «действия» к этому целому, это созидание Красоты
И любовь захватывает тебя целиком, перестраивает тебя: ты перерождаешься в любви!
Всюду в природе – образцы красоты – в живой природе, в ландшафтах, даже во вздохе этого земного воздуха – в ощущении самой жизни; не может человек не чувствовать эти глубинные силы мира: он подчинён им
И не может быть Красота уже без нас

а) выбор

Причинно-следственные отношения в природе для самой природы могут оставить только такое понимание свободы, как  отсутствие любых стеснений и ограничений или простое следствие физических и иных условий; это несвобода.
С человеком же есть свобода воли и свобода поступка (выбора), т.е., вопреки причинной обусловленности проявлений в природе и обществе
…но есть такое непосредственное поведение человека (без пауз), когда, кажется, что человек не задумывается, не осознаёт (?) свой каждый последующий  шаг  (даже каждое слово!), когда он предельно функционален: так ведёт себя ребёнок, так ведёт себя…животное; что со стороны мы не замечаем? Каких миллисекунд нам не хватает, чтобы оценить другого человека?
Выбор у нас – очевидная реальность, но за каждый свой выбор мы рано или поздно расплачиваемся:  своей судьбой, историей народа.
И велика цена – жизнь
Выбор у нас – и достоин ли он уровню человека? не снижаем ли мы «планку»? Когда возникает безумие толпы? не тогда ли, когда мы по отдельности лишаемся  даже элементарного рассудка?
Любовь – это выбор? На каких « этапах» любовь – ещё выбор? Свободна ли любовь? …выбор неизбежен: он – настоящее время, т.е., суженное, быстрое, жёсткое, выбор – это «перетяжка» между вечным прошлым и вечным будущим… Но  (в данном случае) этот выбор ещё возможен  много ранее, когда любовь тебя не «захватила»,  когда ты ещё выбираешь свой уровень жизни…
подобно тому,  как небесные тела не находятся в поле тяготения друг друга,  и у них  «собственные» орбиты… Но вот, они попадают в сферу притяжения собственных сил тяготения… Что это? это ещё большее ограничение  их  физической несвободе!
Но та непонятная и великая целостность, что поглощает нас и зовётся любовью, действительно, ограничивает свободу, но и увеличивает её!  я думаю, что любовь – это «неэвклидово» пространство, где «параллельные пересекаются» (ограничиваются!),  где пространство и время внутреннее рождают неизвестные ранее свойства, становятся богаче, становятся единым пространством-временем… Что творит любовь?
Я думаю, что свобода любящих  становится созидающей – не разрушающей, становится равномощной  любому масштабу…
Я думаю, что свобода любящих – это свобода созидания Вселенной: одни и те же силы должны быть в основе!
Но выбираем ли мы?  свобода воли «начинается» (прячется) в таких глубинах нашего сознания, которые парадоксально не подчиняются «ничему» и «никому»…
«Где» же основы человека? где силы, что не сводятся ни к физике, ни к биологии, ни к «чему»?
 
б) счастье

Это самооценка (?). Или – чувство?
Может быть, это радость от тех простых результатов, которые ты предсказал, ожидал, это удовлетворение, даже удовольствие, которое ты переживаешь какое-то время… А может быть, это даже чувство «необделённости», неоторванности от чего-то свойственного всем, словно счастье – это чувство приобщённости, необходимости
Словно счастье – это, наконец-то, чувство  твоей зависимости от того, о чём ты хорошо знаешь – осознаёшь… Потому что ты не выдерживаешь своего одиночества! Потому что человеческое – в общении!, только от других в тебе человеческое…
Но счастье – это и гордость: за других, за себя (!), это словно доказательство…ума. Может быть такое чувство – чувство удовлетворения от сделанной работы (физической, умственной)? Чувство (осознания!) результата?
Осознаём мы «счастье»? пусть минуты, пусть забывшись? Да, иначе быть не может, мы осознаём себя «в ситуации любой»…
Это радость от чувства своей силы, своего родства: это твоё личное – переживаемое тобой; счастье конкретно, связь с человеческим у тебя своя
Да, это чувство общечеловечности, это осознание собственной связи с людьми…
Ищем ли мы своего счастья в жизни? не знаю, но оно …настигает нас иногда. Иногда, только иногда мы остро осознаём собственную причастность к высшей целостности, если она есть. Наверное, в этом заключается какой-то внутренний смысл, запрет:  к чему-то-то высшему «мы имеем доступ» только на какое-то время… Постоянное чувство счастья абсурдно.
Наверное, «на первых порах» счастье требует «для себя» нашего чувства равенства с другими людьми, чувства справедливости по отношению к себе… наверное, большинство проблем в воспитании как раз потому, что воспитатели (нечаянно?) нарушают эти отношения… И потому в вопросах воспитания у нас одно Начало без продолжения: скомканное и омрачённое…
А счастье – «за  спиной» у нас, счастье – рядом, но если и достойны мы счастья, осознаём ли?  А,  может быть, мы испытываем его украдкой (может ли быть такое)?  Может ли быть  человек счастлив за высоким забором? Или только с избранной кампанией? Т.е., с-часть-ю общества? Но и абсурдно думать, что человек счастлив только заодно со всем обществом.
Нет, человеческие качества применимы только к отдельным людям; мы можем только разделять со множеством других людей одни и те же чувства, но – разделять!
Только в том случае, когда мы осознаём большие горизонты, большие перспективы, наше личное счастье, наверное,  становится всеобъемлющим…
Чувство счастья естественно.
Это моменты осознания собственной свободы

в) долг

Это чувство целого или попытка осознать его? Но, может быть, это выполнение команды рассудку: от кого?
Какие ценности (сознательно!) ты ставишь выше себя, своей собственной жизни? эти ценности и становятся для тебя центральными, вокруг которых и вращается твоя жизнь, твои  помыслы…
Ты ставишь или  они «поглощают» тебя, неожиданно «подкараулив»? Одно ясно, самый начальный момент не удаётся корректно отрефлексировать, но позднее – ты и только ты!
Само осознание – «также» таинственно: какие силы, какой свет «убеждает» в очевидности (кого??), ведь «всё» внутри у тебя!
Как рассмотреть свою «природу»?
«Составные части» сознания не удаётся рассмотреть: нет «зеркала»!
…поэтому «лучше» принять для «себя» собственное сознание неопределяемой целостностью; а если мы безоговорочно подчиняемся любимому человеку то, значит, собственная целостность «частью» входит в целостность высшую…
Только «такое»  рассуждение в нашем арсенале. Твой уровень знания, твой уровень личного и привнесённого опыта другими, расставляет  уже ценности по иерархии:  а ценности рационально не определяются!
Но уже служишь им, и гордишься ими, и долг свой, может быть, и будешь ты «объяснять» кому-либо, да сможешь ли? Ведь наука в наши дни не определяет понятие целостность: что это?
И вот, долг –  в  подчинении ума, и твоё служение – в чистом виде. И «всё равно» он есть функция иррационального; это твоё служение есть стройная и возвышенная связь, которая когда-то наполнялась (или наполнится!) горячей связью – любовью …
Долг – след любви, прекрасный, пронизанный мыслями, след; это даже дисциплина (!), так необходимая нам во всём. Ибо любовь – взрыв, любовь сметает все внутренние и внешние конструкции, все схемы, любовь – это обнажение чувств всех, откровение, это дар нам, и мы можем лишь благодарить… Долг же – приведение в новую норму того, что случается, что уже случилось…
и в подобном долгу наше сознание всегда: вбираем «информацию» мы квантами, не рассуждая, и затем поступаем в согласии с приобретённым, рационально (?)… В долгу  потому, что рациональное наше опаздывает


Рецензии