Бог любит рвать шаблоны

Сарра знала, что Бог обещал им ребенка. Они состарились, и это стало физически невозможно. Т.е. если ребенок появится, то только чудом. И вот они ожидают чуда.

Когда ты ждешь события, которое должно гарантированно произойти, ты наверняка как-то себе его представляешь. Например, Сарра и Авраам могли оба помолодеть и зачать ребенка. А может быть, чудо будет заключаться в том, что старики Авраам и Сарра зачнут ребенка.

Нафтали Цви Иуда Берлин писал, что чудо было необычным и неожиданным по исполнению: Сарра помолодела, а Авраам - нет. Об этом говорит древняя еврейская традиция (например, рав Хисда в Баба Мециа, 87а, или вот Моше бен Нахман (который Рамбан) пишет о том же, цитаты не стану приводить). И я нашел несколько косвенных тому подтверждений:

* Написано, что Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости "его" (Быт.21:2 и 7).
* Она кормила Исаака грудью (ст.7), т.е. ее организм реально омолодился.
* Сказано, что "Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его" (ст.5), но не сказано, сколько в это время лет было Сарре.
* Ангелы приходят к Аврааму и Сарре в Быт.18, Исаак рождается в Быт.21, а в Быт.20 Авимелех, царь Герарский, обращает внимание на Сарру как на молодую женщину, а не на сгорбленную старушку.

Если это так (пишу на уровне предположения), то для Сарры чудо было в том, что к ней вернулась молодость и она смогла зачать и родить, а для Авраама - в том, что он смог зачать ребенка, будучи стариком.

Наше представление о мире подвержено шаблонам и стереотипам даже тогда, когда мы ожидаем чуда, которое является нарушением шаблона и стереотипа.

Алекс Бленд рассказывает, что "смех" на иврите схок, а это слово состоит из двух частей, которые можно вместе перевести как "выход за пределы закона, разрыв шаблона".

У Сарры случился разрыв шаблонного мышления, и поэтому она засмеялась. Ее представления о чуде разошлись с Божьим замыслом, и смысл Божьего укора может быть в следующем: не программируй Мои действия, не пиши сценарий чуда.

06.11.2021


Рецензии