Плач невесты

Плач —  это жанр бытовой народной поэзии, лирико-драматического
характера в стихах.

Плач невесты — традиционная импровизация, связанная со свадебным обрядом.
В старину на Руси невеста с самого момента просватания и до замужества, оплакивала свою долю,
прощаясь со своей девичьей красой, с отчим домом,
с прежним укладом жизни, чтобы стереть прошлое и вновь родиться
в новом обличье — статусе замужней женщины.



Мама, мама, посоветуй, как мне быть?
Ох, не хочется мне замуж выходить!
Непривычно зваться мужнею женой,
Может, лучше оставаться мне одной?

Вы лелеяли меня и берегли,
И на чадо наглядеться не могли,
Ни печали я не знала, ни забот.
А в замужестве хлопот невпроворот.

Мою шёлковую косу расплетут,
И свободы, прежней воли, не дадут,
Как себя к замужней доле приучить?
Ох, как боязно мне замуж выходить!

А потом и детки малые пойдут,
И вздремнуть под утро сладко не дадут,
Я в девичестве гуляла допоздна…
Но прошла  моя короткая весна.

Жгут сомненья: влюблена или люблю?
На распутье я судьбы сейчас стою:
Молодые годы быстро пробегут,
Знать бы, радость или горечь принесут?

Отчий дом я покидаю и родных,
Жить отныне надо в стенах мне чужих,
С мужем ладить и свекрови угодить…
Ох, не хочется мне замуж выходить!

Платье куплено нарядное к венцу,
Буду верной обручальному кольцу,
Пышный свадебный заказан каравай…
Ах, прощай девичьих грёз весёлый край!

Вы, подружки, не печальтесь обо мне,
Бог даст, в новой буду счастлива семье.
Мама, мама, твоя дочка подросла,
Красоту твою и молодость взяла.

Ох, не хочется мне замуж выходить,
Да нельзя судьбу назад поворотить…
Суждено к семейной жизни привыкать,
Как привыкли мои бабушка и мать.


Рецензии
Татьяна, здравствуйте.
Прекрасно написанный "плач невесты", выполненный в полном согласии с традицией.
Сейчас это, конечно, не так. Все-таки чаще всего сейчас выходят замуж по любви, что, в прочем, не мешает распадаться более половины бракам.
С уважением

Никонов Андрей 2   11.04.2022 15:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей!
Сейчас у молодёжи атрофируется чувство ответственности за семью, детей.
Сказывается влияние Запада, увы...
Долго не была на сайте, поэтому и не ответила Вам.
С уважением,

Татьяна Василььева   04.06.2022 00:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.