Страсти вокруг дефицита

К 104-ой годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции.

Отрывок из автобиографического произведения "Слюни
Искариота или Абдукции сине-белого воротничка"


          В  отделе шла лёгкая праздничная (в "непраздничный" день) суета. Нарушая христианские традиции (не пить в будние дни), проставлялась Валентина Александровна - старший инженер отдела. Совесть её перед Всевышним была чиста, так как нарушать его заповеди приходится по требованию  сослуживцев для сохранения женского  «братства». А эти сёстры, узнав, по какой причине их старшая подруга  вчера отпросилась на «после обеда», в один голос заявили: - С тебя бутылка!
 
          Эта дата (вчерашний день) была на самом деле знаменательная: - Решением Профкома, старшему инженеру ООТиЗ  Влу…ой В.А. выделен – ковёр машинной работы, 1 ед.    

          Современному человеку  уже трудно представить, что ковровые изделия в СССР как атрибут, олицетворяющий благосостояние владельца, по дефицитности стоял не далеко от автомобиля и телефона. Палас был символом достатка и благополучия семьи. Если один ковёр висел на стене, а другой лежал на полу,  это означало – хозяин  в состоянии на бутерброде из красной икры написать юбилейную дату жены чёрной икрой! Моё сознательное бытие (особенно трудовое и семейное) была окутано в тёплую идиому: - «На стене палас – жизнь удалась!».
 
          Дошло до того, что в середине 70-х годов, два праздношатающихся  обалдуя,  я и Костя (студенты второго курса вечернего отделения экономического института) находясь в средней степени опьянения приобрели металлические кольца для подвешивания ковров!? До появления ковра и стены, на которой сноровитый хозяин мог проявить свои крепёжные таланты должно было пролететь ещё не менее двух пятилеток моего буровецкого труда. Комплектов (колец) было два!? и оба мои, как собственника финансовых активов. Поскольку Костя был бессребреником, на нём лежала ответственность  генерирования идей  по расходованию моих денежных средств. И он на полную катушку использовал свой дар. Заговорщицки подмигнув продавщице, слегка прочистив горло, немного согнув своё длинное тело для  достижения оптимального расстояния до моего уха, Костя произнёс:

         - Послушай мой низкорослый   друг. Я не знаю как сойдутся звёзды на твоём млечном пути через эти две пятилетки, учитывая сложившуюся тенденцию к усилению дефицитности ковровых изделий и ослаблению курса рубля, обрати внимание на эти невзрачные безделушки. Так же как гульфик на брюках без пуговиц приобретёт оскорбительный для женщин вид, так и  ковёр пылящийся на балконе из-за отсутствия крепежа побудит будущую жену прикрепить к тебе сразу все выдуманные человечеством, оскорбительные  для мужчин, прозвища. Представь, как поднимешься ты в глазах будущей  супруги, доставая запылившийся кулёчек с металлическими изделиями, получившими к тому времени статус – недосягаемые  для «неноменклатуры» импортные приобретения!
 
          А в отделе в это время,  вперемежку с женскими типовыми темами, шла сервировка обеденного стола. Наблюдая как из сумки, вслед за кастрюлей с картошкой и банкой огурцов выплыли две баночки лососёвой икры, рядовая нормировщица по дружески резюмировала:
 
         - Валя, ну ты у нас прям самая «упакованная»: -  и машина у тебя (старенькая «копейка») и телефон и  икра в холодильнике (муж привёз из командировки в Министерство полгода назад, четыре баночки) и вот второй ковёр (первым был палас аж 15 лет назад)!?

          Как-то некстати, расстанавливая тарелки, вставила вопрос третий член -  молоденькая инженер!? по соцсоревнованию:
          - Валентина Александровна, а моему Пете (помбур в бригаде) долго придётся ждать своей очереди?

          Мудрая женщина пропустила мимо ушей этот  вопрос, сакраментальный  для  93-ёх процентной биомассы (7процентов – благополучная номенклатура)  огромной страны.   Она не дала ходу, неуместным в этот день, житейским назиданиям молодому поколению. Придёт время и девочка сама поймёт, что кроме победы в соцсоревновании, не плохо бы принять к сведению философию современников  А. Галича:

Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду…
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание — золото.

          В 80-х годах, в среде рабочего класса нет-нет да появлялись наивные, не до конца зомбированные экземпляры, считавшие что на собраниях самое место разоблачать вороватое среднее звено руководства при партийных билетах. С интересом наблюдал в 1983 году, отчаянные взывания машиниста тампонажного цеха к первому руководителю о «злоупотреблениях» начальника цеха и председателя профкома объединения. Первый, по его мнению «банковал» талонами на бензин (многие ещё помнят длиннющие очереди грузовых автомобилей к автозаправкам в рабочее время в 80-х годах), второй тайно получил дефицитный  в то время ковёр.

          По первому факту начальник цеха «отбрехался» без последствий для себя, по второму факту председатель профкома просто встал и, не выходя из-за стола президиума, сказал:- Ни какого ковра я не получал! И это было верно - ему его просто привезли на квартиру. В то время коттеджей ещё не строили.

          - Ну что, хлопнем  по маленькой!? – провозгласила, сняв фартук, владелица машинного произведения искусства. Чокнувшись с подружками, пошутила:
          - Пусть будет вечной художественная композиция: - Диван в обнимку с мужем в очках и газеткой на фоне разноцветного орнамента.

          Ко второй рюмке подоспел, вернувшийся из «верхнележащей»  организации, начальник отдела. Едва откусил скромно от бутербродика, как в широко распахнутую дверь без стука и, не дожидаясь ответа  на свой же  вопрос «Разрешите», протиснулись две упитанные дамы. В той, что полегче, Валентина Александровна узнала кладовщицу оформлявшую на складе приходно-расходные ковровые документы. Ту что потяжелее, не могли узнать только тунеядцы – они не были членами профсоюза и не могли вступать в имущественные отношения с руководством торгово - распределительных организаций. Это была сама Вера Никаноровна – заведующая Центральным складом отдела рабочего!? снабжения.

          Пока специалисты умственного труда, побросав столовые приборы,"парят мозги" над загадкой появления в отделе снабженческой депутации, поясню сакральность мистической должности - заведующая Центральным складом.

          Заведующий складом вызывал у строителей коммунизма больший трепет (про уважение я уже не говорю), чем начальник отдела или цеха, потому что этот  человек  решал, сколько, кому и в какой магазин (подразделение) отпустить товар. Благосостояние  его разительно отличалось, от заведующего машинописным бюро,  при равных окладах (90 руб)несмотря на то, что обе они в классификаторе должностей служащих относились к руководителям. Представляете, какой иерархический коррупционный уровень был у заведующего аж центральным складом? При подборе кадров на эту должность руководствовались не квалификационными требованиями (в них достаточно было среднего образования), а «человеческими»  качествами. Доходило до того, что кандидатуру рассматривал сам Министр!?

          Вот она (Вера Никаноровна) по долгу службы и начала разговор сразу с Валентиной Александровной, не обращая внимания на вопрос руководителя отдела:- По какому вопросу?

          - Валентина Александровна, ради бога извините. Произошло недоразумение. Молодая работница – кивнула на рядом трепещущего второго члена делегации – по ошибке отдала Вам ковёр, помеченный Ниной Петровной. Ковёр придётся вернуть на склад. Нет, нет не волнуйтесь, мы Вам предоставим возможность выбрать  любой равнозначный.

          Оказывается, днями раньше, инспектировавшая склад, жена председателя профкома объединения, мимоходом ткнула пальчиком на злосчастное ковровое изделие проговорив: - «Этот будет получше остальных». Недавно принятые, а от того и бестолковые работники складского хозяйства, не знали, что для них это означало: - «После завтра подъедет мой водитель. Погрузите».

          Нина Петровна, представительница ещё одной категории советского общества – жёны номенклатуры. Они вообще были убеждены, что  высокопоставленный муж, есть визитная карточка  для представления её особы в торгово- снабженческих организациях. Она была законной женой   председателя профкома производственного объединения и ОРС (а так же водитель служебного автомобиля мужа) располагался в сфере её влияния.

          Пока служительницы Гермеса (в греческой мифологии  бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства, дающий богатство и доход в торговле) представлялись таким оригинальным способом, наша владелица прокручивала в голове параметры правового поля в котором она провела вчерашний день. Вроде бы, ни какой крамолы. По заведённому порядку, профком УБР выдает достойному лицу в порядке очерёдности талон на приобретение дефицитного товара прямо со склада. Счастливый владелец «летит» на склад с попутным транспортом... В общем вечером, уже в кругу завистливых соседей, совершается обряд «обмытия» покупки, водружённой на стену, сноровитым хозяином (предварительно согнанным с обжитого им дивана).

          Как не кстати, в короткий обеденный перерыв явились эти визитёры. Сколько ещё хотела рассказать  любопытным подружкам, утомлённая «вчерашним обмывоном», ковровая владелица - доложить любопытным завистницам о качестве блюд на торжестве и качестве ковра. Времени на объяснения - повторяет ли изнанка узор лицевой стороны, имеется ли несимметричность форм, какова сложность узора и наличие сигнатуры, требовалось не много, в связи, с тем что ковёр не имел ни какого отношения к ручной работе.

          Слегка  раздражённая, обладательница дефицита была не многословна и лаконична. Правда была на её стороне, поколебать которую пыталась администрация склада, прибегая к взываниям к совести, посулам и шантажу.

          Точку  в этом филологическом поединке поставил действующий и полномочный начальник отдел. Не ожидая начала второй половины рабочего дня, явно ощутив опускающийся на отдел  разноголосый дух восточного базара, положив на стол надкусанный бутерброд с, уже засыхающими, лососёвыми икринками, приняв начальственную осанку и наладив металл в голосе, он произнёс:

          - Уважаемые высокие договаривающиеся стороны! Учитывая отсутствие в уголовном, гражданском и административном кодексах столь оригинального способа распределения социалистической собственности, а также с целью предохранения вверенного мне коллектива от нарушения  статей трудового законодательства в пределах главы – трудовой распорядок дня – предлагаю закончить эту бесполезную дискуссию на тему: - Попранные  права Нины Петровны (как жены номенклатурной единицы), дискредитация  Веры Никаноровны (как руководителя структурной единицы) и  оскорблённые чувства Валентины Александровны (до сих пор верующей в  социальную справедливость) - лаконичным ответом -  «Согласна!», «Не согласна!».

          Ответ защищающейся стороны  соответствовал    застойному духу  80-х годов (зачавшемуся в 60-х годах XX-го века, в эпоху советского нигилизма - отрицания господствующей идеологии). Ответ был не то чтобы очень лаконичным – он был вообще беззвучен. Махнув вспотевшими ладошками по фартуку наша, слегка юридически подкованная законная владелица дефицитной товарной единицы, глянув поочерёдно на руки, самовольно образовавшие фигуры из трёх пальцев, торжественно и одновременно сунула их в пространство  около дверей, заполненное упитанными работниками ОРС-а (Отдел Рабочего!? Снабжения). Не удосужив  даже победоносного  возгласа : - Вот вам!!!


Рецензии
Эпоху тотального дефицита я застала в детском возрасте, мало что помню. А про эпоху тотального социального послушания наслышана побольше. Поэтому ответ обладательницы ковра мне кажется ну очень смелым! Вот сейчас фиги можно показывать, где угодно и кому угодно, и героизма в этом нет, а просто эмоциональный жест и невоспитанность, а тогда... В чем же природа такого "смелого" жеста героини? На мой взгляд, дело не только в ковре. Скорее всего, здесь "влияние" Достоевского: тварь я дрожащая или право имею?! Не в этом ли комизм ситуации? Спасибо, автор!
С уважением,

Ирина Играева   14.11.2021 10:17     Заявить о нарушении
Уважаемая Ирина!

Все мои рассказы автобиографическая ирония над качеством трудовой
жизни в эпоху усиливающегося отрицания господствующей идеологии.
Тонко подмеченный Вами, диссоннанс между всепослушанием и смелостью
двух персонажей поясню: - Первый (тампонажник) был гегемоном, вторая
была женой главного экономиста. Другое дело, обратили ли Вы внимание,
на скудость упакованности этой семьи (старенькая копейка, протёртый
палас) при муже вращающемся в Министерских кругах? Поясню - он не был
членом КПСС!? А чтобы понять это - всю кухню политизированного управления
трудом, опустившую производительность труда до уровня африканских стран -
наберите в интернете "Синопсис с оглавлением" и "Отверженный". (не сочтите
за назойливость)

С уважением Геннадий.

Геннадий Рыжаков 2   14.11.2021 13:14   Заявить о нарушении
P.S.Чтобы проще найти в интернете рассказ "Отверженный" придётся добавить -"Геннадий Рыжаков 2"

Геннадий Рыжаков 2   14.11.2021 13:33   Заявить о нарушении