Звезда, в литературе русской просиявшая гл. 3

    Звезда, в литературе русской просиявшая.
                Часть вторая.
                Глава третья
  «Размышление о Творце и мироздании, Им сотворённом»
Рождество Христово. Зима…
Только беседу нашу мы с весеннего вечернего пейзажа  начали. Вечера, когда на душе «светло и свято».
К нему мы ещё вернёмся – немного позже. А пока увидим летнюю ночь вдали от города, там, где на полях собраны стога сена. Возможно в Малороссии или на Кубани  - ночь-то южная. Но не так это важно…
 На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.   
 Небесные светила поют  – гимны поют Создателю всей этой красоты, как поёт Мир Ангельский. Оттого и названо небо библейским словом «Твердь». А ещё потому, наверное…
Обратимся снова к бессмертным строкам А.А.Фета.
 Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Всё невозвратнее тону.
 Оттого и воспарила душа, от земли оторвавшаяся и к небесам устремившаяся. Оттого и ощущает себя на звёздное небо взоры устремивший словно в Начале Дней Творения, когда были созданы земля и Небесная Твердь. Ощущает  словно с Творцом наедине.
Оттого словно погружается он в глубину звёздной бездны. Потому обычно несущие скорбь слова: «бездна» и «тону» - становятся символом безмерной глубины  - символом погружения души и разума  в бесконечность мироздания Божьего.
   В отличие от упомянутых ранее произведений ощущаются здесь смятение, трепет перед неизведанным, непонятым. Да разве удивительно такое состояние души звёздную бездну созерцающего?! Ощущающего незримое присутствие Безначального и Бесконечного Создателя…
Вспоминается невольно, как один из главных героев «Путей Небесных» И.С.Шмелёва - учёный потерял сознание, взглянув на полное звёзд небо – он тогда вдруг впервые задумался о Величии Создателя нашего.
 При взгляде на бесчисленные сонмы звёздные человек ощущается себя «песчинкой» - но не раздавлен, как много лет нас тому «учили», пытаясь «объяснить» архитектуру храма. Ведь «песчинка» эта мирозданию Божьему причастна – малая частичка его.
 И вот, словно в русском осмогласии, после радости первой встречи с Создателем, радости первого познания, а после через скорби искушений происходит слияние                с Творцом.
Неслучайно звёзды здесь слаженным хором «поющие», словно хор ангельский,  - о чём мы уже говорили. 
И этот звёздный хор помогает подняться над суетой земли и ощутить себя созданием Божиим и словно к Величию Творца «прикоснуться».
     Открылась бездна звезд полна;
     Звездам числа нет, бездне дна.
Нет, наверное, того, кто слов этих не знает – даже в те годы безбожные знал, наверное, каждый – хотя бы из уважения к великому учёному и поэту.  «Вечернее размышление                о Божием Величестве при случае великого северного сияния» М.В.Ломоносова - размышление под бесконечным звёздным небом. (А к утреннему размышлению о Величестве Творца восход солнца располагает)…
 К Святости «прикасается» и созерцающий заходящее солнце и восходящую «в огнях заката» звезду как преддверие появления бесчисленных звёздным миров, о Величии Творца вещающих…
(Финал последует)


Рецензии