Грибов М. П

 
ГРИБОВ Михаил Павлович
В прежние годы —
зам.  начальника ПДО Научного Центра,
зам. начальника ПДО НПО «Механика»


ПОД СТУК КОЛЁС

Я был включён в состав комиссии по приёму завода «Аналог» в Ставрополе. Председателем комиссии был директор строящихся предприятий Красильников А. А., прекрасный специалист и очень энергичный человек. «Аналог» строился как филиал завода «Элма» по производству кремниевых пластин, поэтому большая ответственность ложилась на комиссию, особенно на её председателя. До поездки в Ставрополь я с Красильниковым не встречался, не было производственной необходимости, а тут он сам пригласил меня для разговора. Обсуждали план работы. Потом, слово за слово, завязалась дружеская беседа, можно сказать, «под стук колёс». Он рассказал три истории о строительстве некоторых объектов Зеленограда.

История первая

В конце 60-х в городе уже построены были первый, второй и третий микрорайоны, заканчивалось строительство четвёртого. Многие жители Зеленограда, любители помыться и попариться, вынуждены были ездить в баню в посёлок Менделеево. Красильников задумался: как же так, что не предусмотрено строительство бани в Зеленограде. Он осторожно высказал своё мнение высшему руководству НЦ и министерства, но услышан не был. Финансирование выделялось только на строительство предприятий города. Тогда он решил часть этих средств направить на строительство бани. Это был рискованный и мужественный шаг. За такую самодеятельность Красильников А. А. получил выговор по линии министерства, а город — хорошую баню.

История вторая

26 ноября 1965 года вышло постановление Совета Министров об образовании Московского Института Электронной Техники (МИЭТ), и вскоре, 9 декабря, — приказ министра образования за номером 633. Этот день считается днём рождения МИЭТа. Под это постановление был разработан уникальный проект архитектурного ансамбля института.
Чтобы внешне институт выглядел современным и уникальным строением, для облицовки фасада был необходим красный лицевой кирпич. Перед Красильниковым стояла задача: где его взять? И он решил, что самым подходящим материалом является итальянский лицевой кирпич. И добился разрешения на закупку такого кирпича. Надо думать, стоил он недёшево. (Рассказывают, что каждая кирпичина, представьте, была упакована отдельно! — Ред.)
Так МИЭТ приобрёл свой уникальный внешний вид благодаря Красильникову А. А.

История третья

В советское время на видном месте, на площади или на территории предприятия, обязательно должен был стоять памятник Ленину. Было решено поставить такой памятник на площади у входа в здания Научного Центра, НИИТТ и НИИМВ (в народе эти здания называют «шайба» и «клюшки» соответственно). Красильникову была поставлена задача заказать памятник. Заказал. Однако зачем-то отлили три одинаковых памятника. Почему так получилось, никто сказать не мог. Встал вопрос: зачем городу три одинаковых памятника Ленину? Решили один оставить в Зеленограде, а остальные реализовать или куда-то передать. С большими усилиями ему удалось решить эту проблему. Теперь такой же памятник стоит в г. Железнодорожный, в сквере напротив горисполкома. А где стоит третий памятник, я не помню. Вот такая история!


КУРЬЁЗ

Как-то приехал в НЦ заместитель министра Колесников В. Г. Он обратил внимание генерального директора НЦ Пивоварова А. В., что памятник Ленину стоит неухоженный. Памятник позеленел, кроме того, голуби делают своё дело. Пивоваров звонит своему заместителю Язову М. Г. и говорит, чтобы он разобрался с этим, привёл в порядок памятник и доложил. В это время я был в кабинете Язова. Мы с ним разбирали свои производственные дела, поэтому я слышал весь этот разговор. Язов задумался на минуту и задался вопросом: у кого на балансе числится памятник?
Он связывается с заместителем директора НИИМВ Гигиным А. В. и спрашивает: «У тебя на балансе памятник Ленину?» Тот отвечает: «Нет». Звонит заместителю директора НИИТТ Страхову, тоже «нет». Звонит в НИИМП Гальперину, тот тоже отказывается. Язов положил трубку, задумался, и тут у него выскочила такая фраза: «Надо же, никто Ильича не признаёт!» Я сидел, еле сдерживая смех, а для него это серьёзный вопрос. Он начал разбираться, за кем закреплена территория, на которой стоит памятник. Ведь кто-то убирает её и следит за порядком? Два дня разбирался, но никто не хотел принимать памятник на баланс предприятия — это же дополнительные расходы. У Михаила Георгиевича оставался один выход. Он, как говорится, «силовым методом» обязал НИИМВ поставить на баланс памятник со всеми вытекающими последствиями. Вот такой был казус.


НАСТОЯЩИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННИК

Я познакомился с Язовым М. Г., когда он был начальником производства завода «Элион», и мне, как работнику ППО НЦ, приходилось часто встречаться с ним по вопросам производства. Он был прекрасным организатором производства и очень хорошо владел информацией по выпуску любого изделия. У него прекрасно работала диспетчерская служба. Её слаженная работа, своевременная информация, докладываемая ему, позволяли немедленно принимать решения по ликвидации «узких мест». Чёткость, оперативность, аккуратность работы ПДО во главе с начальником производства Язовым были видны невооружённым глазом. Впоследствии он стал заместителем директора НИИТМ. Михаил Георгиевич Язов пришёл в Научный Центр на должность заместителя генерального директора по производству в 1974-75 гг.
Он сразу активно включился в работу, его энергия и неукротимая жажда познания всего, происходящего на предприятиях НЦ, заставляла нас, работников ППО, часто выезжать на предприятия как Зеленограда, так и других городов. Несмотря на то, что он по опыту работы механик, а в НЦ почти все предприятия занимались производством интегральных схем, он быстро овладел вопросами организации производства ИС. И всё-таки, когда ехал на какое-нибудь предприятие, он обязательно брал кого-то из сотрудников ППО. Приведу такой пример. Как-то он в конце рабочего дня вызвал меня к себе и сказал, что завтра мы поедем в Москву в КБ ПМ и проведём совещание по вопросу выпуска ИС серии 122 («Индукция»). Эта линейная схема поставлялась на военную технику. Он сказал: «Надо разобраться. Встанем завтра пораньше, в 7-00 утра выезжаем». Я подумал: «Что-то уж очень рано». Он объяснил мне задачи, которые ставит перед собой и мной. Наутро мы встретились, как договорились, на площади Юности, и, пока ехали в Москву, обговорили свои действия. Всё руководство КБ ПМ и завода приходит на работу к 9-00. А мы приехали к 8-00. Я должен был пройти по всей технологической линии изготовления ИС, зафиксировать на каждом этапе, сколько запущено в производство кристаллов, сколько на каждом этапе находится в ОТК и, главное, сколько кристаллов находится на сборке и предъявлено в ОТК готовых приборов. Таким образом, когда появились руководители КБ ПМ Амельчаков Н. П., главный инженер Малин Б. В., директор и главный инженер завода, мы имели подлинную информацию о состоянии производства — особенно тех номиналов, которыми не обеспечили поставку предприятиям Министерства оборонной промышленности. Можно представить, в каком положении оказались на совещании руководители КБ ПМ и завода. На все их объяснения у Язова были конкретные вопросы. Совещание прошло бурно, и нас заверили, что разберутся с «карманом» и устранят причину пробоя, наладят технологию производства. Надо сказать, что Малин Б. В. один из крупных специалистов по разработке и производству ИС. В своё время он несколько лет стажировался в США. Совещание пошло впрок. Организовали специальную группу, которая занималась только этими дефицитными номиналами.
Прошло какое-то время, меня вызвал к себе заместитель директора НЦ Васенков А. А. и попросил составить график поставки ИС серии 122, согласовать с заводом «Дельта» и представить ему на подпись. М. Г. Язова по каким-то причинам не было. Я связался с директором и начальником ПДО завода, быстро составили график. Васенков подписал, попросил меня завизировать и поехать в министерство к самому заместителю министра МЭП Колесникову В. Г., чтобы он утвердил данный график поставки. Можете представить, что творилось в моей душе.
Я приехал в министерство, вошёл в приёмную заместителя министра, и оказалось, что меня уже ждали, так как секретарь сразу без доклада попросила меня пройти в кабинет. Я понял, что между Колесниковым и Васенковым согласовано моё появление. Я вошёл в кабинет, увидел сидевшего за покрытым зелёным сукном, большим столом Колесникова и представителя Министерства Оборонной Промышленности. Колесников просмотрел график поставки серии 122, и тут на меня вылился целый ушат или каскад гнева, без выбора выражений. Я взял себя в руки и стал ему объяснять, но мои объяснения его не удовлетворили. Колесников передал график представителю оборонпрома и предложил подписать. Немного подискутировав, график он подписал, а Колесников утвердил. Когда мы с представителем вышли от Колесникова, он сказал: «Ну и крутой ваш замминистра!» Сам представитель оказался начальником отдела производства одного из главков оборонпрома, и мы договорились контактировать по поставкам ИС, не подключая своих руководителей.
И такой пример: когда Тбилисский завод «Мион» перестал выполнять план по производству ИС и по объёмам (валовая и товарная продукция в рублях), Язов М. Г. послал меня на этот завод и приказал не вылезать оттуда, пока завод не начнёт выполнять план. Таким образом, я пробыл на заводе «Мион» месяц, даже чуть больше, пока не наладилось производство ИС. Раз в неделю я докладывал Язову о состоянии производства. Активность Язова привела к тому, что он добился создания Производственно-диспетчерского отдела (ПДО), начальником которого был назначен В. В. Нархов.
Мы ещё некоторое время работали с Язовым и, конечно, многое от него переняли. ПДО НЦ контролировало поставки ИС на изделия С-300, поставки деталей на изделие «Сургут» (самолётный вариант), первый видеомагнитофон «Электроника ВМ-12», и т. д.
Карьера М. Г. Язова соответствовала его организаторскому таланту. Он занимал такие посты, как: заместитель директора НИИТМ и завода «Элион», председатель Исполкома нашего города, заместитель министра электронной промышленности.


РАБОТА И СПЛОЧЁННОСТЬ

Хочу рассказать о замечательной женщине — руководителе планово-производственного отдела (ППО) НЦ Н. Д. Гигиной. Смело могу сказать, что это мой учитель в том, как надо работать с предприятиями, как организовать свою работу, как совмещать требовательность с умением поддерживать и с руководством предприятий, и с их сотрудниками не только деловые, но и чисто человеческие отношения. Она была опытным руководителем, к каждому сотруднику своего отдела относилась с пониманием, всегда подскажет, как надо действовать, несмотря на то, что все сотрудники отдела были высококвалифицированными людьми.
Мне вспоминается случай, как в феврале 1974 года в мой день рождения поздравили меня, сделали подарки. В этот день мне понадобилось съездить в производственное управление министерства для согласования сведений по контролируемым поставкам. В Зеленоград я вернулся на автобусе 400, при выходе из него на «Площади Юности» подвернул и сломал ногу. Меня встречал друг Мотин В. Г., мы с ним вместе работали в отделе Гигиной. На скорой помощи меня доставили в больницу. Сопровождал меня друг с цветами, подарками отдела. Мы планировали идти ко мне домой, где уже накрыт стол, и моя жена ждала нас. Вместо этого из больницы приехал только Мотин с подарками и сообщил жене о случившемся. Я к чему это рассказываю? — посмотрите, как поступила Гигина. На следующий день Мотин доложил ей о случившемся, и она тут же приняла решение, поручив ему немедленно составить протокол о случившемся, подписать у свидетелей (формальных), что травма не бытовая, а производственная. Как известно, бытовая травма профсоюзом не оплачивалась, поэтому надо было оформить травму как производственную, и оплата будет 100 процентов. В то время  существовало положение, что производственной считается травма, полученная в течение 2 часов после рабочего дня, при возвращении сотрудника домой. Это и использовала Гигина. Прошло какое-то время. Нина Дмитриевна пришла навестить меня и заодно обсудить некоторые вопросы по работе. Хочу выразить своё восхищение: эта умная, интересная женщина в домашних условиях оказалась доброй и обаятельной. Зная, что у меня дочки-близнецы (они учились уже в четвёртом классе), они принесла им подарки и мило с ними разговаривала.
Хочу описать ещё одну черту её характера. Она стремилась к тому, чтобы в отделе не было раздора. Для этого устраивала коллективные выходы в лес на шашлыки. Приходили на такие мероприятия с мужьями, жёнами и детьми. Однажды отмечали Новый год в «Доме журналистов», что расположен недалеко по Ленинградскому шоссе в сторону Москвы. На этот раз собрались только работники отдела. Надо было видеть сияющие глаза Гигиной, было видно, как она гордилась нами. Получился забавный казус. Оказывается в этом же доме журналистов, только в другом домике отмечал новый год её муж Алексей Васильевич — заместитель директора НИИМВ и завода «Элма» со своим коллективом. Пришёл «посыльный» и принёс записку Гигиной, где нас поздравляли с Новым годом и предлагали объединить два коллектива для продолжения празднования. Наш коллектив оказался гордым и не принял это предложение.
Возвращаясь к делам рабочим, хочу отметить, что Гигина Н. Д. имела колоссальный авторитет у руководства НЦ и министерства, её мнение порой было решающим. Вот таким она была уважаемым человеком — как в коллективе, так и вне его.


Рецензии