НОГИ

              Впереди бежал карапуз. Упал. Заплакал. Подбежала встревоженная мама.
               - Ну как ты? Не ушибся? Вставай, вставай, испачкался весь, Горе ты моё!
        А горе уже забыло о падении. Оно с любопытством таращилось в стороны, куда поворачивала его мать, отряхивая от пыли.
               - Нет бы спокойно идти и смотреть под ноги. Нет! Нужно обязательно бежать сломя голову. Нужно упасть и вымазаться в грязи. Стой спокойно, не вертись, на попе ещё бяка всякая!               
       Что поделаешь, в таком возрасте у малышей ноги постоянно в движении. Они не идут, а стремительно бегут не слыша крик мамы.
               Какая шальная мысль отдаёт ногам приказ бежать? Куда? Зачем?  Какие соблазны выдернули руки малыша из рук матери? Один Бог знает.
        - Ну куда ты побежал, дай руку, застегнись, смотри под ноги, упадёшь, руку сломаешь.
        Прохожие, поворачивают голову на крик. Посмотрев отворачиваются. Ничего необычного для улицы — встревоженная мама общается со взрослеющим ребёнком. 
        Мама даже не пытается догнать это непослушное создание. Ощущая присутствие прохожих, она стесняется бежать за малышом. Да и зримой опасности вроде бы нет.
        Но удаление малыша вызывает неосознанное чувство тревоги. Она усиливается пропорционально увеличивающему расстоянию и, в какой-то момент, внешний мир перестаёт существовать, тревога заглушает всё и выплёскивается в повторном крике. 
                Малыш слышит. Не оборачиваясь он уже знает — кричит мама. Её голос ребёнок отличит от всех других уличных шумов. Мамин крик — это крик только его мамы и ничей больше. Но это не значит что этот короткий звук сразу превратит этого непоседу в послушного ребёнка. Нет. Такое возможно только в грёзах матери. 
            Прежде чем исполнить всё о чём кричит мать, малышу нужно вначале осмыслить услышанное, понять, взвесить на малышняцких весах своё желания и материнскую просьбу. Если чаша весов склониться в пользу «услышать маму», то ещё необходимо разобраться какое из требований нужно исполнять первым, какое вторым. А это — ох как не просто. Разве равноценны просьбы мамы — «подойди я завяжу шарф» и «беги сюда, вон папа идёт». Нет конечно. Первой можно пренебречь, отделавшись ответным криком «я сам завяжу», а вторая …., что тут говорить. Любое сочетание слов, постучавшее в барабанную перепонку малыша, в котором есть слово «папа» всегда требует самого пристального внимания и изучения.
        Как правило, в залпе просьб, приказаний, предостережений, выстреленных мамой вдогонку бегунку, упакован не один снаряд, а несколько. Они разного калибра, разного назначения, разной убойной силы. Они возникли не мгновенно, не в момент выстрела.
        В своём детстве и юности каждая мама не единожды встречалась с бедой. В клетках её памяти отложилось множество способов как не только спастись и обойти её, но и как не вляпаться в неё. Почувствовать заранее неотвратимость встречи с ней, предугадать её приближение и заранее принять предупредительные меры. Последнее природа развила в женщине до невероятных размеров. Мужчине такое даже и не снилось. Он может, как и женщина, даже быстрее, предугадать опасность, но звоночки о ней не громки, это не колокольный набат и они не ощущают её как реальность, которая вот-вот грянет.  Совсем плохо мужчины воспринимают отдалённую опасность, считая что ей можно пренебречь и они плюнув на все предостережения идут в полымя беды.
        У женщин предчувствие угрозы — это бой самых больших колоколов. Он рождает непреодолимое желание остаться на месте, спрятаться, убежать, но в любом случае не играть в «русскую рулетку». Колокола сохраняют её и потомство.
        Поэтому как только малыш отцепляется от материнской руки и бежит в новый, опасный для него мир, у матери срабатывает этот древний вмонтированный ей природой инстинкт — не пускать. Перед мысленным взором мгновенно проносятся несущие на ребёнка машины, клыкастые собаки выскакивающие из подъезда, на него сваливаются кирпичи с крыши вон того дома, падают деревья и множество других ужасов выплёскивающие в материнскую кровь гормон страха за жизнь этого бестолкового милого создания.
        Крик матери малышу — это не просто звук, это пакет информации сконструированный на протяжении многих миллионов лет эволюции помогающий несмышлёнышу выжить в чуждом для него мире.               
          А маленький человечек почувствовав свободу, став вольным как ветер, радуется всей своей звонкой ребячьей душой. Он счастлив оттого, что куда-то бежит и никто его не держит. Он сливается с окружающем миром, растворяется в дороге, кустах, деревьях, бегущей впереди собаки и вряд ли слышит мамины призывы. Да если и услышит — какой в них толк?  Малыш давно понял, что многое из крика вряд ли сбудется — не упадёт при беге, а если и упадёт, ну и что? Не замёрзнет из-за расстёгнутой куртки, а если станет холодно — ну и что? Не сломает руку, до и кирпичи чаще падают не на макушку, а пролетают мимо. И потом, зачем опять возвращать свою руку в руку мамы. Она уже была там. Хватит.
        Если малыш не бежит, а стоит держась за руку матери - он, чаще всего, стоит на одной ноге. Вторая непрерывно что-то делает. То катает какую-то бумажку, то играет с котёнком, то пинается, то ….. От этого мамина рука постоянно дёргается, двигается из стороны в сторону, а малыш того и гляди отцепится.
        - Не дёргайся, стой спокойно. Видишь я разговариваю с тётей. Не мешай.
        Тётя смотрит на малыша, ничего не говорит. Всё приятное про эту егозу она уже сказала маме в начале разговора. Сейчас она не видит в нём ничего -  ни плохого ни хорошего. Обычный ребёнок. О чём ещё говорить, тем более ребёнок не её.
        После маминого замечания нога перестаёт двигаться, но не надолго. Разговор тётенек возобновляется, так же как и движение ноги.
        Если ноги малыша не бегут, не стоят, а сидят, то и это они не могут делать спокойно.  Свешиваясь вниз со стула, с дивана, с кровати они не могут висеть просто так.  На стуле они непрерывно раскачиваются взад-вперёд, взад-вперёд. Или одна, или обе.
        - Мам, ну что он пинается ногами под столом!
        - Это не я это он начал. Он первый ударил меня.
        - Это не я это ты первый.
        - Нет ты!               
                - Ну-ка тихо,-это говорит мама,-  Сидите спокойно. Весь стол ходуном ходит. Не можете спокойно посидеть!
        Не могут. Тем более если рядом такой же малыш. 
        Если ноги не идут, не стоят, не сидят — они лежат. Но и лежать они не могут спокойно.
        - Опять перебуторил всё простынь. А одеяло? Ты посмотри на одеяло, оно вечно на полу. Устала я бегать и укрывать тебя. Спи как хочешь. Замёрзнешь, простынешь …
        Что произойдёт дальше с этой вертячкой мать не договаривает. Побаивается. Накличешь, не дай Бог, беду.               
        В этом возрасте ногам достаётся больше всего. Они исцарапаны, в синяках и ушибах.
                Ещё бы! Они самые главные носители этих не в меру любопытных созданий по незнакомому миру. Они тащат их по ухабистым дорогам, непролазные дебрям, поваленные деревья, острым скалам……., по таким местам, где любая неосторожность — катастрофа.
        Высоко над ногами расположились два глаза. Они зорко смотрят под ноги предупреждая об опасности растущего и познающего мир малыша.
        Но новый мир до жути интересен и глазам. Так интересен, что им становиться не по дороге с ногами. Они забывают про них с любопытством разглядывая каждую встречную мелочь. Слепые ноги - сплошное страдание.
        Хорошо старикам. Внешний мир для них знаком, перезнаком и ничего нового и интересного они не ожидают. Ноги уже не бегут за собакой, не прыгают через забор, не карабкаются по горам. Они спокойно несут доживающее тело по коротким исхоженным маршрутам, а глаза смотрят не по сторонам, а на дорогу, не давая идущей мудрости упасть и ушибиться. 

ПОСЛЕСЛОВИЕ.
        Закончил писать. Потянулся. Посмотрел вниз на свои ноги. Они спокойно стояли, наслаждаясь своей неподвижностью.
        - Ну как Вы там. Живы, здоровы? Отпрыгались, отбегались бедолаги. Куда вас только не забрасывал мой неспокойный мозг. Сейчас даже канаву перепрыгнуть не можете. 
        Я нагнулся и дружески похлопал двух близнецов. Они чуть сдвинулись и это движение отозвалось болью. Последнее время боль стала их постоянным спутником.
        Ничего не поделаешь, время идёт. Но не будем хандрить! Вставайте ребята. Пошаркаем дальше.


Рецензии
Дедушка Валера, не надо нам рассказывать, что вы недавно начали писать.
Ваши рассказы профессиональны, художественны, особенны и стилем, и изложением. А ещё они обладают своим особенным духом, который вы заметно сумели передать читателю. Выши рассказы - жемчужина! Может у вас есть талантливые внуки, но точно чувствуется, что они не журналисты и не филологи.
Пишите, какие ваши годы?

Сальков Олег   24.03.2025 21:10     Заявить о нарушении
Отзыв супер! Только не знаю верить или нет! Мне кажется правдивые здесь всего два слова "Дедушка Валера". Всё остальное от лукавого. Но всё равно приятно. Внуки есть, все неудачники-коммерсанты, но дедушке на мороженое у них хватает. Удачи! Пардон, забыл поблагодарить за отзыв. Спасибо!

Валерий Семёнов 2   25.03.2025 10:00   Заявить о нарушении
Прочитал о Донбассе, прочитал все до конца - зачитался.
Я был прав: написано профессионально, ничего второстепенного. Текст отполирован, доведён до совершенства - так за короткое время не научишься писать, - вот что у меня под сомнением.
А за внуков я сказал образно: я предполагал существенную чью-либо помощь.
И что внуки не журналисты и филологи, это потому, что у вас речь простая, разговорная, не журналистская, без всяких красивостей и заумностей.
А попробуйте этот рассказ озаглавить художественно и выставить его вначале своих работ - обычно читатель обращает свое внимание на начало. Его чаще будут читать.
А ещё мне думается: а не попробовать ли вам себя в драматургии? Вы умеете удерживать внимание читателя надолго, а это редко кому удается.

Сальков Олег   25.03.2025 13:05   Заявить о нарушении
Вы взяли ведро информации и сразу вылили в бутылку с узким горлышком, то биш в меня. Сразу такой поток трудно освоить. Слово драматургия слышал, употреблял, но что это такое в полном объёме не представляю. Посмотрю в справочнике. За советы спасибо. Удачи.

Валерий Семёнов 2   25.03.2025 13:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.