Старинная усадьба. Глава 7. Незваные гости
- Да, за деньги купить можно много, но вот главное – не купишь, - вздохнула баба Настя.
- Я все думаю, что случилось с графиней - была здоровой, нормальной и как-то очень неожиданно заболела – без сильного потрясения тут не обошлось, - высказалась Елизавета.
- Что угодно могло случиться - молодой граф мог ей изменить, с виду-то он тихий был, но в тихом омуте… сама знаешь… Могла ждать и потерять ребенка – тоже не слабое потрясение. Да мало ли что. Кто знает…. Семейные тайны самые закрытые, они за семью заборами, о них не рассказывают.
Они пожелали друг другу спокойной ночи и отправились по своим комнатам, Елизавета заснула сразу, как только голова коснулась подушки. Этой ночью ей ничего не снилось.
Проснувшись утром, Елизавета решила, что больше не может стеснять гостеприимную бабу Настю, пора бы и честь знать, папа всегда шутил о том, что гостям рады в двух случаях - когда встречают и когда провожают. А она была тем самым незваным гостем, что, в общем, еще хуже.
За завтраком она сказала бабе Насте, что уезжает, но та искренне расстроилась:
- Ну что ты, Лизанька, разве ты меня стеснишь, мне с тобой хорошо, по хозяйству помогаешь и веселее вдвоем, что ты, оставайся, погости еще, ну куда тебе спешить. Не убегут дворцы Петербурга - триста лет простояли и еще постоят. А нам твоя помощь очень понадобится.
Ей было очень приятно приглашение старушки, тем более, что и самой уходить не очень-то и хотелось, здесь было так хорошо и уютно, рядом со старым поместьем, в компании этим милых, удивительных людей. Она с каким-то облегчением выдохнула и…осталась.
- Ко мне сегодня опять ребенка привезут из соседнего села, - обмолвилась баба Настя.
- Баба Настя, признавайтесь, Вы что - ведьма? - засмеялась Елизавета.
- Ну что, ты, какая я ведьма. Бабушка моя знахаркой была. Да. Травами лечила, вывихи правила, а я всю жизнь фельдшером проработала. А фельдшер на селе – врач-универсал, он и терапевт, и хирург, и травматолог, и акушер, и стоматолог, и педиатр. Это сейчас машины, оборудование – и это хорошо, так и должно быть! А тогда – сумку на плечи и на велосипед, а зимой – тулуп, валенки и на лыжи. Не всегда больного могли привезти. У нас на три села один фельдшерско-акушерский пункт был. Голова у меня на 360 градусов вертелась – все успевала. И в партии я состояла, ответственная была. А сейчас и села почти исчезли и пункт закрыли – работать некому, вот и едут люди ко мне, по старой памяти.
Елизавета помогла бабушке с домашними делами и вышла прогуляться, ноги сами несли ее к барскому дому. У пруда прямо напротив входа в дом росла старая липа, эта гордая старуха еще помнила на своем веку первых обитателей усадьбы. Елизавета присела под ней и прикрыла глаза – нет, она не заснула, а просто прикрыла глаза, и тут же возникла картинка. Она увидела графиню, но на этот раз та стояла в дверях дома, раскинув руки, как будто пыталась закрыть вход в дом и что-то говорила, она говорила по-французски, все, что Елизавете удалось разобрать, было: «aidez-les , s'il vous pla;t». Лиза не очень хорошо знала французский язык, она свободно владела английским и немецким, но поняла, что ее просили о помощи.
Она быстро открыла глаза, картинка мгновенно исчезла. «Сергеева, ты совсем с катушек слетела, явно на солнце перегрелась, вот твой чердак и расплавился, приди в себя, силь ву пле, блин. Лопух к темечку приложи, чтобы вскипевшие мозги остыли…» - она и дальше продолжала бы внутренний «успокоительный» монолог, но тут услышала совсем рядом:
- Теть Лиз, а Вы что здесь сидите? - это был Егор, в руках он держал большой пакет с продуктами, видимо, ходил на станцию.
- Привет, Егор, а ты можешь называть меня Елизаветой? Без всяких «теть», мне так привычнее, - попросила Елизавета.
-Хорошо, - мальчишка улыбнулся, в такие моменты он очень походил на своего деда, такие же голубые глаза и по-детски открытая улыбка. Егор был из тех худых долговязых подростков, которых сразу хотелось накормить, и только потом разговоры разговаривать.
Они не торопясь шли к деревне.
- Скучно тебе здесь наверное? - поинтересовалась Елизавета.
- С моим-то дедом?! - засмеялся в ответ Егор. – С ним не бывает скучно, папа говорит, что лето с нашим дедом провести – все равно, что университет окончить! Он у нас классный.
- Да, согласна. А кто у нас папа? - спросила она.
- Он, как и дед, инженер-конструктор.
- Понятно, династия, значит. А ты тоже инженером будешь?
- Пока не знаю, не решил еще. – так, за разговорами они подошли к дому Матвея Петровича. - Вы зайдите, дедушка рад будет! - пригласил Егор.
- Спасибо. Вы лучше сами приходите обедать, а я пойду, меня баба Настя, наверное, уже потеряла.
К обеду пришел один дед Матвей.
- А где Егор? Почему он не с Вами? - поинтересовалась Елизавета.
- Он просил прощения, обещал подойти чуть попозже. Мальчишка – у них свои дела, - улыбнулся в ответ Матвей Петрович.
И только они сели за стол, во двор ворвался запыхавшийся Егор:
- Там опять эти приехали, - пытаясь отдышаться после бега, проговорил он. - Те трое, с металлоискателями, к дому подъехали.
- Опять эти горе-кладоискатели пожаловали, черт бы их побрал. Как они надоели. Недели не проходит… Все исковыряли, – Матвей Петрович поднялся из-за стола, взял длинную палку, стоящую у забора, и пошел к воротам, за ним – баба Настя и Егор с Елизаветой. На предложение Матвея Петровича дамам оставаться дома, обе решительно запротестовали.
Все четверо прошли по тропинке к дому, прямо перед входом стояла зеленая "Нива" - царица полей. А возле нее копошились трое мужчин. Елизавета поняла – пора включать профессионала, она быстро оценила обстановку, трое молодых физически крепких мужчин с одной стороны и двое стариков, мальчик–подросток и она – слабая женщина. Действовать нужно было быстро и безошибочно.
- О, опять этот сумасшедший старик! - поднял голову дрищеватый молодчик, явно шестерка в этой компании.
- Ты че, дед, не угомонишься никак! - поддержал его второй. Елизавета безошибочно определила лидера – мордатого рыжего верзилу с кривыми ногами - «Явно от долгого сидения на кортах» - подумала она, усмехнувшись – «Эти не шибко крутые и подкованные, с ними легче договориться».
- Снимай все на камеру, – сказала она так, чтобы все слышали, передавая свой телефон Егору, украдкой мигнув (батарея была разряжена). Егор быстро сообразил, что от него требуется, сделал вид, что включил камеру и держал телефон перед собой.
- Так, господа, находясь на данной территории, вы нарушаете закон, а именно: статью 243.2 пункт 1 и 2 УК РФ – незаконный поиск и изъятие археологических предметов, по пункту 1 вам грозит штраф до 3 миллионов рублей, лишение свободы до 3-х лет, – приходилось импровизировать, но Елизавета знала – спокойный и уверенный тон – половина успеха. - Предлагаем вам собрать вещи и удалиться с территории памятника архитектуры, включенного в единый государственный реестр – она блефовала, у этих лица не обезображены интеллектом, откуда им знать о законах и реестрах.
- Эт че за белка? - оскалился свинорылый, но уверенности у него явно поубавилось, Елизавета это заметила.
- Я – куратор федерального проекта по спасению культурного наследия. А за белку ответишь. И за белку. И за мамку... - продолжала она, мысленно благодаря босоногое детство и спецкурс на юрфаке университета. Елизавета отметила, что свинорылый. как-то сразу включился – "ридну мову" услышал, бедолага.
В это время на проселочной дороге появился автомобиль, к бабе Насте ехали ее гости, но издалека нельзя было ничего рассмотреть.
- О, а вот и экипаж, мы полицию вызвали, - вмешалась в разговор баба Настя.-
Итак, у вас есть ровно минута до момента, когда начнутся крупные неприятности, - продолжала Елизавета спокойно.
- Менты! – крикнул Егор – и честная компания на рефлексе метнулась к машине.
Они подождали, пока их зеленая «Нива» скрылась за поворотом, и отправились обратно, к остывающему обеду.
Чтобы как-то разрядить обстановку, Елизавета запела: «Мы шли под грохот канонады,» «Мы смерти смотрели в лицо» - подхватили баба Настя и Матвей Петрович - и все дружно расхохотались. Хотя все в этот момент понимали, что была выиграна битва, но не война.
Елизавета обернулась, ей на миг показалось, что кто-то за ней наблюдает - в окне второго этажа она заметила женский силуэт, – «Точно, перегрелась» - констатировала она и ускорила шаг, догоняя своих друзей.
(На фото усадьба Орловых-Давыдовых в Нижегородской области)
-
.
Свидетельство о публикации №221110701009