золото бунта

Честно , думал закончив трилогию мытарств ( " Псоглавцы", Комьюнити" и " Тени Тевтонов") ,считал всеми завитками души и кровожадным сердцем, что мои мученические истязания закончились. А они оказывается не начинались ещё. То была утренняя зарядка перед ходьбой без воды на солнцепёке. Кто бы мог подумать!

Хотел отдохнуть от Иванова , но позарился на высокие рейтинги " Золотого бунта" и решил перед отпуском в чтении автора осилить 700 страничную эпохальную, историческую прозу, которую всеми правдами и неправдами обходил стороной. Историческую ли? Эпохальную ли? Давайте разбираться, мои дорогие друзья и подружки! Что же это я такое осилил ? Желательно без мата, хотя чистый русский язык так и рвётся облить грязными потоками сущность товарища писателя с ног до кепки.

Успокоился, продолжаю. С самого начала великого прочтения безликого труда не отпускает коварное ощущение, что Иванов писал роман в со - авторстве с Акуниным, где последний отвечал за сюжет, а первый за описания и нецензурщину ( которая здесь не поэтическая и ни к месту. Чистый авторский выпендрёж, каким страдают практически все нынешние современники) .

По написанию книги Иванов прогнал Акунина в Париж и присвоил роман себе. Шучу, однако. Но Акуниным сильно отдаёт. Тут встретишь " Приключения Фандорина" , " Шпионский роман " и все исторические летописи франко - русского грузина .

Удивительно думать, что Акунин всё таки не принимал участие в работе. Неужели болезнь сухого и безжизненного текста встречается и у Иванова? Который заставлял лить слёзы в " Ненастье" и " Блуде и Муде", который рвал сердца в " Общаге" и " Географе". Даже " Комьюнити" и " Псоглавцы" намного лучше " Золотишка", потому- что меньше по содержанию, много шаблонов и перегрузок историческими фактами, но там хотя бы персонажей чувствуешь. В " Золоте"они безликие твари!

Такая херня ( извините за мой французский, итальянский, греческий и грузинский) идентично описалась в " Тени Тевтонов", но и они лучше, потому - что там только 380 страниц чистого шаблона, а не 700 .

Успокаиваюсь. Давайте приступим к разборке романа. Что мы имеем ? Молодого товарища Осташу ( как же хотелось, чтобы его пристукнули уже на сотой странице. А чем дальше , проявлялось желание помучать его изощрёнными способами в духе Ивана Васильевича. С щипцами и бочкой с порохом) , который потерял великого сплавщика и просто отца , когда тот огибал Разбойника ( гора такая).

Короче , вырисовывается подстава . Якобы батя специально разбил барку, чтобы не открыть заранее заныканный им Пугачёвский клад ( Алла Борисовна к этому делу не причастна) . Есть злодей Колыван ( с этим именем у меня возникают трепетные ассоциации с боярином из мультика о " Трёх богатырях". Ничего не мог с собой поделать.) , который гонит напраслину на бедного Осташу и всячески грязнит мёртвого батю. Осташа рвёт на груди рубаху в поисках правды и пускается в путь якобы добиться правды.

По дороге за правдой, или по пути " иди туда - не зная куда" Осташу постоянно похищают , пытаются убить, но его не берут пули вражеские. Потому что видимо голливудский геройский герой!

Ядра проносятся над головой , пули отскакивают от могучей груди , а девки бросаются в ноги в поисках извращённого секса , некоторые не без штуцера ( Клайв Баркер и Стивен Кинг отдыхают) .

Короче, хочет Осташа стать снова сплавщиком, а его не берут из за дурной славы. И вот он ходит, ноет, занимается сексом, ругается матом, ищет правду . Пятьсот страниц ходит туды - сюды и оказывается, что ничего доказывать уж и не надо. Конечно, случайно, кто бы мог сомневаться, наш отважный герой , которого никто бы никогда не взял в сплавщики, таки берут на дело всей его жизни. И Иванов превращается в Бальзака.

Последние две части ( 200 страниц) дались особенно тяжело . В них Иванов описывает , как Осташа на барке передвигается по Чусовой. От горы к горе ( бойцы) . Не просто передвигается ( всё таки Бальзак отдыхает со своими плошечками и тарелочками). Иванов описывает каждую скалу с уступом( а их там много) и пытается почти про каждую навязать легенду. Да мне по хрену доплыл бы уже по скорее.

А тут заунывная скала - боец такая то, чем она прославилась и так далее. Это полный .... перегрузил мозг напрочь, если бы не моё великое терпение я бы бросил столько заунывное без интригующее повествование. Ни чуть не драматичное. Мучаясь я таки дочитал до финала, а там бразильские розовые сопли . Охренеть! Всякого ожидал от Иванова, но только ни такого исхода.

По персонажам пробежимся. Кроме Осташи ни один человек не затрагивает душу. А главный герой лишь бесит по страшному . Злодеи выглядят шаблонно и ходят не дорисованными , какими то второстепенными.

Жизненной искры не хватило не только сюжету, но и персонажам. Практически все безликие. Так могли накарябать Донцова и Акунин, но Иванов! Я читал на что он способен в " Ненастье". Никакой прорисовки персонажей нет в помине в " Золоте". Их много, но все они безликие, никого не жалко. Мочканули, ладно переворачиваем страницу. Разбиваются барки , а треска и фона угробления не слыхать, и стонов с криками не слышно. Поплыли лохматые поплавки по реке. До того сухо получилось, что временами напоминает учебник по географии или истории.

Иванов красив в описаниях с этим не поспоришь, но, извините, из одних природных разукрашек книга не строится, а иначе получается книга - раскраска. Видимо на это рассчитан роман, потому - что сюжетная линия слабая и не красивая. Никакая. Роман ни о чём. Пустой. Как не пытался Иванов повыпендриваться на Достоевские темы, так и не получилось. Реально , лучше бы я почитал учебник без сюжета. Не вышло из Алексей Иванова Достоевского. И философские размышления получились сухими и бес в личине Пугачёва выглядел смехотворным.

Закругляюсь. Если честно не понимаю высокого рейтинга и не понимаю хвалебных отзывов. Хочется кричать, люди, вы серьёзно так считаете, как написали? Не может быть! Мне кажется сам Иванов и то не считает " Золото бунта" сильной книгой.

Какие бы смачные описания не были, но сюжет то невзрачный . Безжизненный. Остаётся надеяться, что " Сердце Пармы" далёк по построению от " Золота" потому - что считается чуть ли не лучшим текстом последних десятилетий. Возможно это и так. Но Иванов в " Золоте" и " Тенях" мне не приятен. Отдохну от автора до следующего года! До встречи!

Концерт закончен! Клоуны уехали пробовать себя скрипачами, а музыканты - писателями! Но а писатели... До встречи! Здоровья, улыбок и счастья! Никому не болеть! Это приказ! А приказы не обсуждаются!
7. 11. 2021. р.


Рецензии