Изнанка медицины

                ИЗНАНКА   МЕДИЦИНЫ.             
В начале 20- годов прошлого столетия в городе Витебске жил знаменитый художник Марк Шагал, а совсем неподалеку от него жила простая девочка Рая Прихожина, слава которой была немного меньше, чем у художника мировой известности, но на Покровской и близлежащих улицах Раечку знали все из-за ее тонкой талии и толстой косы ниже колен. Тяжелая коса заставляла высоко держать голову и те, кто ее не знал, могли подумать, что она гордячка.
Нет, она была сознательной пионеркой, носила красный галстук с изображением Ленина на одном конце, восторженно внимала всем призывам новой советской власти и очень хотела быть полезной в строительстве  светлого будущего.Поэтому,  когда  учительница Нина Савельевна спросила учеников, кто кем хочет  стать, Раечка уверенно сказала, что хочет сразу, после окончания семи классов, поступить в медицинское училище, чтобы скорее стать медицинской сестрой и помогать лечить израненных в боях с белогвардейцами бойцов Красной Армии. Она говорила так горячо и увлеченно, что сразу почти все ее одноклассницы захотели тоже поступать в это училище. И только мальчишки в ее классе сказали,что  пойдут учиться на летчиков или танкистов, но если их ранят, то  лечить себя они доверят только своим одноклассницам.

И вот она уже медичка- первокурсница. А с чего начинается учеба в любом медицинском учебном заведении? Правильно, с анатомки, потому что прежде, чем живых людей лечить, надо хорошо изучить из чего они состоят.
Учебных пособий было мало или совсем не было, а неприкаянных  трупов достаточно, поэтому студентам выдавали части тел этих несчастных. Кому что доставалось : кому нога, кому стопа, Раечке досталась рука. Вполне себе нормальная чья-то рука, которую надо было дома выварить, как холодец, соблюдая все меры гигиенической предосторожности, пока  косточки не станут чистыми, пригодными для изучения. Весь этот учебный материал складывался в заранее сшитые мешочки :из, у кого что оказалось под рукой - старый сарафан, износившиеся до дыр брюки, старая занавеска. Носили  их на руке, как авоськи, не расставаясь, пока не вызубрят наизусть название каждой даже самой крохотной косточки. Тогда происходил обмен с товарищами мешочками с  новой частью тела и зубрежка начиналась по новой, пока не выучат весь скелет человека с головы до пят.
На этой стадии не все выдерживали и, или падали в обморок, или выбегали на свежий воздух и уже больше назад не возвращались.
Раечка выдержала, выстояла, не сломалась и за свою стойкость и усердие была отправлена для прохождения практики в управление судебной медицины, куда мечтали попасть многие, да не всем так повезло.
Там надо было не столько лечить, сколько устанавливать причину смерти, время смети и ее обстоятельств.

И вот как-то раз на имя начальника этого
управления поступило сообщение, что на улице  Екатерининской в доме 19/1  соседи гражданина Пустородова подозревают, что он таки повесился, как и обещал по пьянке третьего дня, из-за Лизки - оторвы, которая смылась к Витьке по кличке Пузо и прихватила всю денежную и материальную наличность. Вот и пацаны в приямок возле его окна спускались и заглядывали внутрь. Сказали -  висит. А дверь ломать многодетный Туманкин не дает, потому как  ему эта комната, вместе с дверью, позарез нужна в силу бесконтрольно растущей численности семьи.

Сейчас же был отдан приказ отправить на место происшествия двух практиканток,  чтобы документально зафиксировать факт добровольной смерти  через повешенье гражданина Пустородова а также обязать местного  участкового всячески содействовать в вопросе открывания двери и т.д., по ситуации.
Приказ обсуждению не подлежит.
И вот две девчушки, Раечка и ее сокурсница Верочка солнечным летним днем, беззаботно болтая о разных пустяках, в сопровождении молоденького участкового, спускаются  в подвальный этаж и сразу их легкомысленное настроение испаряется. Впереди длинный, узкий коридор, куда выходят пять или шесть дверей, с остатками былой обивки,  все серо, мрачно и с представлениями о человеческом жилье не совместимо. За какой-то одной из этих дверей  находилась "квартира", не выдержавшего подлого предательства Лизки, бедного гражданина Пустородова.
Участковый, поколдовав над нехитрым замком, открыл дверь и, сославшись на неотложные дела, исчез. Тут же, как по мановению волшебной палочки, из- за каждой двери появились любопытствующие физиономии обитателей этих чертогов. Увидев двух девчонок из милиции , одетых не по форме, совсем осмелев, они, гомоня, сгрудились у открытой двери в комнату потерпевшего, который  уныло свисал из веревочной петли.
Зрелище было пренеприятное: на лицо его смотреть -  лучше не смотреть, поэтому надо как можно скорее бедолагу из петли вынуть. Раечка обратилась за помощью к соседям, справедливо полагая, что они, хотя бы в память о совместных застольях, как-то помогут отправить его в последний путь, но никто не собирался им помогать. Заинтересованный больше всех в освобождении жизненного пространства многодетный Туманкин даже пальцем не пошевелил.
Было ясно, что надо заканчивать с этим делом, но вот как начать заканчивать?
Верочка была покрепче, чем ее подруга, поэтому вскрикнув:" Где наша не пропадала !", обхватила труп за ноги, а Раечка, с теми же словами, вскочила на расшатанную табуретку и стала ножом перепиливать веревку.  Наконец, когда ей это почти удалось, табурет под ней развалился на части и она, вцепившись в бедного Пустородова,  вместе с ним полетела на пол.
Веревка на его шее ослабла и он… вздохнул.
С диким визгом и воплями девчонки вихрем вылетели из подвала и, не помня себя, помчались, сначала сами не зная куда, а потом все-таки  туда, откуда их послали  на это злополучное происшествие.  Дрожа, плача и заикаясь, они доложили по всей форме:"Задание не выполнено по причине…. Он живой, он дышит!"
Надо ли говорить о том, какой дружный и продолжительный хохот старших коллег оглушил практиканток .
И хотя  им, спустя полчаса, вполне доброжелательно объяснили, что это был не вздох, а последний выдох, девушки еще долго не могли прийти в себя.
 Вот такую практику прошли Раечка и ее подруга, небось на всю жизнь запомнили.
Когда Раечка, закончив медучилище и отработав несколько лет в больнице, хотела поступить в медицинский институт,  документы у нее не приняли, так как она была дочерью служащего - ее отец был простым бухгалтером на заводе.
Не кочегары мы, не плотники…., а жаль, из нее мог бы получиться очень хороший врач, но кому это было интересно...
Свою косу Раечка остригла, чтобы быть совсем ничем не знаменитой….тоже жаль.

 ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Раечка - это моя мама, которая совершенно не умела врать, а уж мне тем более.


Рецензии
Чудесный рассказ! Успехов Вам!

Андрей Эйсмонт   03.04.2024 17:00     Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.