Душа ушла в пятки - Чё Де? доп 8. 11. 21 г

   Данный опус служит лишь продолжением мыслей автора, изложенных в предыдущем рассказе -  http://proza.ru/2021/11/07/11

         В тот день мы  ушли далеко за гарнизон «шишковать» - так называется сбор и заготовка кедровых орехов на зиму. Был конец сентября. «Погоды стояли чудные», как сказал русский писатель Пришвин. Уссурийская тайга просто переливалась и блистала красками и запахами золотой осени. Шишкование само по себе процесс достаточно сложный. Во-первых, надо найти взрослые кедры, где есть шишки, и их много. Во-вторых, существует несколько способов добычи этих самых шишек. Мы в тот раз использовали специальный пояс и самодельные «кошки», которые позволяли залазить по голому стволу дерева до первых веток, а дальше каждый включал навыки обезьяны. И конечный успех зависел от смелости заготовителя и его умения лазить по деревьям на большой высоте…

    В общем, тот вояж получился очень удачным, мы еле дотащили полные рюкзаки кедровых шишек до гарнизона. Два моих друга: Саша Толстоконев и Володя Уваров отправились на заслуженный отдых, а меня ноги понесли в солдатский клуб, где сегодня показывали двухсерийный фильм «Три мушкетёра», и меня пригласили его посмотреть два солдата, к которым я ходил на тренировки по боксу.  К тому времени мне удалось стать чемпионом Приморского края среди юношей, что, естественно, не замедлило сказаться на моём "гоноре" или "гонораре", (вечно путаю эти понятия), и я был достаточно известной личностью в нашей Занадворовке, где дислоцировался танковый полк, в котором служил мой отец. Я знал, что фильм уже начался, но раз пообещал прийти – слово надо держать.

     Чтобы сократить путь, дорогу выбрал через лес, по узкой тропе. Среди сопок солнце быстро заходит, и было практически темно. На середине пути вдруг среди кустов раздался треск, я почувствовал сильный запах винного перегара, и на меня навалился мужик двухметрового роста. Я с  перепугу «Ой-кнул» от неожиданности, сердце ушло в пятки, но, несмотря на страх, тело сработало само. Ноги чуть подсели, и выпрямляясь, прямой удар ПРАВОЙ рукой вылетел вертикально вверх. Я попал точно в подбородок. Мужик упал, как подкошенный наискосок вдоль тропы. Мне ничего не оставалось, как, пробежав по его спине и жопе, скрыться в кустах…

     В общем, всю половину первой серии фильма я усмирял вспыхнувшую волну страха, который  никак не хотел уходить, и размышлял, как мне, тщедушному пацану весом 54 килограмма, (это с «трусами и контрабасом»), удалось завалить такого громилу-мужика? Потом фильм захватил своими приключениями, и когда я возвращался домой, почти забыл об этом инциденте. Каково же было моё удивление, когда примерно в этом же самом месте на меня опять вылезло это самое «мурло» и схватило за плечи. Вот тут я испугался уже по-настоящему. Эффект неожиданности для мужика пропал, и сейчас он будет меня бить. То, что произошло дальше, просто повергло меня в шок. Мужчина, приблизив вплотную ко мне своё лицо, и буквально обнюхав его, вдруг в ужасе отшатнулся и ломанулся в кусты, которые ещё долго трещали, указывая его путь.

     Т.е. он меня узнал, и я для него явился тем самым стрессом, после которого возникает паническая реакция, и путь остаётся только один – бежать. Мне же стресс помог проявить свои лучшие качества, и во многом этому способствовал выбор – у меня были свободны обе руки, и тело само поняло, что ему надо делать. Пилоты же, КВС, такого выбора лишены, сайтстик двумя руками не схватишь,  и в правую руку не возьмёшь. Именно этот факт может оказаться решающим, что не позволит вам успешно выйти из сложной ситуации, которую подбросило вам небо, как это случилось у КВС Евдокимова при посадке с частично отказавшим управлением при выполнении посадки на СуперДжете-100 в аэропорту Шереметьево.

     Так сколько ещё нам надо пережить катастроф, чтобы понять, что вся эта ху…ня – управление огромными лайнерами с помощью компьютерных «джостиков» - это не прогресс авиации, а её регресс, потому что все эти сайтстики у КВС под левую руку, рассчитаны на нормальное течение полёта, а при стрессе у некоторых пилотов этот закрепившийся  навык может не сработать. Подчёркиваю – У НЕКОТОРЫХ !!!

     Так зачем нам определять, у кого именно он проявится? Метод проб и ошибок с человеческими жертвами, слишком дорогая цена, дяди-конструкторы, чтобы убедить вас, что вы пошли по неправильному пути в конструировании ЛА. И по вашей вине самолёты будут падать и падать,  но винить будут лётчиков, как это было у А.Н.Туполева, которому понадобилось пережить Энное количество катастроф его детища – самолёта ТУ-104,  чтобы понять, что пилоты в таком явлении как «подхват», не виноваты, и только после многих человеческих жертв доработать систему управления лайнером…

        Рецензия на «Тупик российского Авиапрома» (Полковник Чечель)

     Доброго времени суток уважаемый Василий Васильевич.

     1. О прямой индикации. Я не лётчик, и как-то никогда не задумывался об авиагоризонте с прямой индикацией. Полагал, что это нормально, что у лётчика с "младых ногтей" вырабатываются соответствующие рефлекторные реакции. Оказалось, что стрессовая ситуация и природа человека берет своё.

     И вот что подумал. Каждый из нас когда-то играл в компьютерные игры, двигая курсором мышки по экрану. И представил себе: а если бы курсор неподвижно находился в центре экрана, а мышкой я бы двигал к нему цели, обстановку и пр. Это же  "дурка" была бы полная, и мозги набекрень после 10 минут игры! А если стресс, а если жена в самый ответственный момент подойдёт сзади и похлопает по плечу?

    Ну, видимо, разработчики компьютерных игр учитывают природу человека... Почему же, не смотря на сотни жертв в авиакатастрофах, эту природу не учитывают проектировщики современной авионики?

              2. О состоянии российского авиастроения.

     Ваши визави совершенно верно заметили, что Суперждет остановил создание российских ЛА такого класса. А я добавлю: не просто остановил, а тормознул с креном и опрокидыванием. Взять только низкое расположение двигателей - это сколько же чистюсеньких полос надо построить, дабы не наглотаться всякой дряни с земли!? О композитах импортного производства, комплектующих и авионике даже говорить не хочется. Это просто позор для авиационной державы, претендующей на создание замкнутых циклов производства ЛА.

     В конце позапрошлого года мой товарищ из Комсомольска на Амуре, один из ведущих специалистов тамошнего авиазавода, сообщил о первом полёте серийного Су-57. Прошло два года, но ещё ни одна эскадрилья ВВС ВКС РФ не перевооружена на это "пятое поколение". Когда я сказал ему, что аналогичные по параметрам F-35 выпускаются сотнями и продаются в десятки стран, он поначалу обиделся ( что понятно), а после сказал: " А что ты хочешь, если программой перевооружения авиации у нас руководит бывший мебельщик Сердюков?" И подумалось мне: " Н-да.. Мебельщик то он бывший, но питерский друг Пу-на настоящий..."

   Басня об Оркестре и Кроте
                Сергей Кувалда

Известно нам бывает так,
Что человека красит место:
Поставили руководить Крота
Большим оркестром
***
Медведь был "За"! и "За!" был Кот,
И по протекции Собаки
За дирижёрским пультом Крот
В шикарном фраке

Хоть дирижёр не знает нот -
Но палкой машет,
А что слепой - на то он Крот
К тому ж - из "наших"

Ему, слепцу, что день что ночь
К чему таланты?…
Из оркестровой ямы прочь
Всех музыкантов!!

Крот машет палочкой на слух,
Без партитуры..
Вдохнул аплодисментов пух
(В восторге Куры)

К тому же музыка звучит
И без оркестра…
За дирижёрским пультом Крот -
Он красит МЕСТО..

С отливом фрак, большой живот,
Поклонниц вздохи..
Махает палочкою Крот
Пред …. КАРАОКЕ…

     Спасибо Вам, Василий Васильевич, за честность, прямоту и неравнодушие.
С неизменным уважением, Сергей.

                Сергей Кувалда   07.11.2021 10:41

                ДАЛЕЕ БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ: 

     Пилот сгоревшего в Шереметьево SSJ 100 рассказал подробности трагедии
54K962 мин. ...

    Пилот Денис Евдокимов, обвиняемый по делу о крушении самолета Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево в 2019 году, в интервью Lenta.ru рассказал свою версию событий. Пилот вину не признает и утверждает, что причиной трагедии стало несоответствие лайнера нормам летной годности. По его словам, самолет потерял управляемость после попадания в него молнии, из-за чего было решено идти на посадку. Господин Евдокимов пояснил, что боялся «лишиться возможности управления воздушным судном вообще». Он также заявил о неполадках в системе самолета, которые, по его словам, следствие проигнорировало.
    
     Пилот рассказал, что после удара молнии перестала работать система управления самолета, поэтому ему пришлось управлять лайнером вручную (режим Direct mode). Как заявил Денис Евдокимов, следствие и Межгосударственный авиационный комитет не заинтересовались «фактом воздействия на самолет атмосферного электричества», и в материалах дела об этом «попросту нет ни слова». «Могу предположить, что такой обход важного факта связан с исключением риска для репутации производителя Superjet»,— считает пилот.
    
     Господин Евдокимов заявил, что после попадания молнии продолжать полет вручную было невозможно: в режиме Direct mode лететь можно только на небольших высотах, что ведет к увеличению расхода топлива. «Необходимого дополнительного запаса (топлива.— “Ъ”) в том полете на было. Многочисленные отказы, индицируемые на дисплее воздушного судна, тоже не позволяли принять решение о продолжении полета до аэропорта назначения, так как установить степень неисправности самолета именно в полете не представлялось возможным»,— рассказал он.

     Как утверждает пилот, во время посадки самолет не реагировал на его действия должным образом — «при отклонении ручки управления на себя воздушное судно не поднимало нос, а опускало его, и наоборот». Из-за этого также невозможно было увести самолет на второй круг, уточнил Денис Евдокимов. Он обратил внимание на то, что в уголовном деле отсутствует «хоть какая-то расшифровка параметров полета, не говоря уже о детальном анализе действий и реакции воздушного судна на управляющие воздействия».

     Пилот отметил, что «предпринял все возможное», чтобы избежать катастрофы. «Если бы производитель вовремя доработал воздушное судно, авиационные инциденты подобного характера не повторялись бы, а значит — безопасность полетов была бы на приемлемом уровне, а риски свелись бы к минимуму»,— считает господин Евдокимов.

     П.С. Добрый день ВВ. На представленной фотографии неизвестного самолёта показано весьма рациональное расположение ручки РУС (штурвала) и особенно РУДов. Очень удобно и для левого и правого пилотов, не надо привыкать к другому расположению при смене места. Теперь хотелось бы сказать несколько слов о том, почему на гражданских самолётах РУДы расположены на центральном пульте.

     Это связано с тем, что в составе экипажа всегда присутствовал бортмеханик (потом бортинженер) и управление РУДами производил он по командам КВС. Также бортмеханик управлял механизацией крыла и выпуском-уборкой шасси. Пилотам не было необходимости производить эти операции.

     Теперь же, в угоду руководству авиакомпаний (т.н. "эффективным менеджерам"), для уменьшения расходов и увеличения прибыли, а также чтобы соответствовать западным тенденциям, убрали из состава экипажа сначала радистов, потом штурманов и наконец бортмехаников и сэкономили на этом прилично. Вот только никто из этих "эффективных менеджеров" не подумал о том, что именно бортмеханик (бортинженер) является тем, дополнительным фактором безопасности полётов, когда в чрезвычайной ситуации, у пилотов не будет возможности выполнять другие действия, кроме управления ВС.

     А третий член экипажа будет выполнять свои функции по контролю работы двигателей и механизации крыла, сохранения величины перепада давления и т.п. Кроме того, в случае временного отсутствия одного из пилотов, третий член экипажа будет являться фактором сохранения ситуации в кабине, исключая непредсказуемые действия оставшегося пилота. Очень характерный случай был в одной зарубежной авиакомпании, когда КВС вышел из кабины а второй пилот закрыл дверь и направил самолёт в землю. И то, что в военной авиации бортмеханик ещё присутствует в экипаже (хотя бы в транспортной авиации),  это стоит всячески приветствовать.

                С уважением. СВ.

     ВВЧ: "Это мне КВС Николай Сухоносов прислал фото кабины самолёта БЕ-200, и система управления полностью устраивает пилотов, (какой там стоит авиагоризонт - не знаю, (пока)).



   


Рецензии
"Как заявил Денис Евдокимов, следствие и Межгосударственный авиационный комитет не заинтересовались «фактом воздействия на самолет атмосферного электричества», и в материалах дела об этом «попросту нет ни слова». «Могу предположить, что такой обход важного факта связан с исключением риска для репутации производителя Superjet»,— считает пилот."(с)

Доброго времени суток, уважаемый Василий Васильевич. Позвольте высказать своё полное согласие с мнением КВС и немного его дополнить.
Сразу же после катастрофы видел интервью нескольких опытных лётчиков ГА и ВВС. Все они рассказывали, что неоднократно в их ЛА (ещё старых, цельнометаллических типов) попадали разряды молний. И, тем не менее, подобных Superjet ситуаций никогда не было. Они также сходились во мнении, что причиной катастрофы стали конструктивные недостатки самолёта, а именно - широкое применение в конструкции планера композитных материалов без тщательного изучения (моделирования и испытания) как себя ведут отдельные элементы конструкции при накоплении на поверхностях статического электричества, а особенно - при попадании атмосферного электрического разряда высокого напряжения.
Естественно, что ни КБ, ни эксплуатант никогда не признают конструктивно-производственные недостатки такого порядка. Иначе, пришлось бы выводить из эксплуатации и дорабатывать десятки (а то и весь тип) Superjet. И это не датчик какой-то заменить или агрегат, а по-новой провести испытания всего планера, провести масштабные доработки конструкции и пр. А это огромная потеря прибыли, чреватая для небольших авиакомпаний банкротством. О репутационных потерях и говорить не приходится.
Поэтому и упоминаемые мной интервью бывших КВС, единожды прозвучав, больше в эфир не попадали. Дальше пошёл информационный шум, цель которого вписывается в интересы фирм разработчика и производителя.
С неизменным уважением, Сергей

Сергей Кувалда   09.11.2021 21:58     Заявить о нарушении
Всё правильно, Сергей, полностью с Вами согласен...

Полковник Чечель   09.11.2021 22:25   Заявить о нарушении