Кто есть кто или как кого называть

Кто ты по пятой графе важно тем, кому это нужно. Когда то было: "Читайте, завидуйте, я гражданин Советского Союза!". В аэропорту Хитроу мне на чемодане таможенник пишет "Раша", а туркмену из Ашхабада по привычке тоже, но туркмен протестует и получает надпись "тюркиш"... Но туркмен не турок, ему не нравится. Протестует. Я понимаю и "инглиш" и "туркмен дили", но не вмешиваюсь, новых знакомств не ищу. Каждое новое знакомство - новое минное поле. С Валентином Гафтом согласен - жизнь - минное поле. И не только в России. Везде. Разница только в ландшафте и в мощности заряда. В Лондоне был недолго. И без чувства минного поля не обошёлся. На "Прозе" есть несколько страниц моих документальных хроник. Но повседневная загран жизнь тоже с риском наступить на "лягушку-попрыгушку". Стонать не буду. Жизнь везде жизнь, вот только мины везде разные.

Оступившихся везде хватает. Вопрос культуры общения. Скажу честно: обращение "раша" меня если не оскорбляет, то напрягает. Больно созвучно с тюремной "парашей". Полякам нравится такое обращение равносильное оскорблению. "Раша" в аэропорту на чемодане - просто традиция делопроизводства. Но. Возвращая мне документы, таможенник произнёс: - Плиз. Велкам, сэр! Пожалуйста. Добро пожаловать, сэр!

Вот с этого обращения и начинается культура общения в Великобритании. Никаких обращений по цвету кожи, разрезу глаз, национальности.

Как-то я стал невольным свидетелем одной уличной сценки. На зелёном газоне спят двое бездомных. Один из них в обнимку с собачкой. Подъезжает полицейская патрульная машина. Двое в мундирах, без дубинок подходят к спящим. Не пинают, не трогают. - Сэр! Сэр! Гуд Монинг!

Спящие проснулись. Один поднялся на ноги. Второй с собачкой молча протянул полицейскому паспорт. Первый также отдал свои документы и прошёл в машину. Полицейский пролистал паспорт джентльмена с собачкой, вернул документ, козырнул, сказал: - Спасибо, сэр! И вернулся в машину. Уехали. Бродяга поправил свое ложе, укрыл своего дожика и продолжил сон. Я был потрясён этой сценой. Да, это Лондон. Это отношение власть имущего к пролетарию, знающему свои права. Права подданного королевства.

И это при том, что обращения "сэр" и "мистер" - регламентированы. Не всякий человек интеллигентного рода деятельности может называться "сэром". Но я понял, полицейский не подшутил, не захотел усугублять беды судьбой обиженного.


Рецензии