Наставник

      Везло Василичу на хороших людей. В самом начале жизненного пути он встретил человека, который стал для него непоколебимым авторитетом и настоящим наставником на всю жизнь.

       Где-то к пятому классу основной школы он уже учился во втором классе музыкалки, но гораздо больше его привлекали самолёты и прочие летательные аппараты. В местном Доме пионеров  работала куча кружков, в том числе и авиамодельный. Когда узнал об этом, не раздумывая пошёл записываться. Руководил секцией молодой, симпатичный, спортивного вида преподаватель. Звали его Александр Андреевич. Юрка сразу в него влюбился. Тот был не многословен и просто спросил: - Что ты умеешь?
- Умею воздушные змеи делать, бумажные самолетики...
- Хорошо. Вот твоё рабочее место, вот шкафчик для инструментов, давай начинай...

   Надо сказать, что все помещение кружка было заполнено готовыми авиамоделями, результатами работы учеников. Они висели под потолком и по началу Юрка не мог оторвать от них глаз. Такими они казались красивыми, и какими-то волшебными.
Так он попал в новый для себя мир, куда и погрузился весь, без остатка. Александр Андреевич очень тщательно обучал своих учеников, незаметно прививая основные навыки и привычку к труду. Говорил:
- Всегда доводи начатое дело до конца, не будь человеком полдела! Работай аккуратно, чтоб не было стыдно за результат...
Золотые слова! Их Юрка усвоил на всю жизнь и всегда старался выполнять на сто процентов. Много полезного и нужного узнал от мудрого наставника. В дальнейшем старался привить эти навыки сыну и внукам.

   Чем ещё интересен авиамоделизм, это была настоящая школа жизни, где обучали основным мужицким навыкам. Ведь приходилось работать практически со всеми инструментами и материалами, которые встречались в быту. Дерево, металл, пластик, всевозможные клеи и краски. Все приходилось осваивать и доводить в использовании до совершенства. Кроме того не назойливо прививался навык работы с чертежами и поощрялся творческий подход к любому делу.
По глубокому убеждению Василича, человек, прошедший авиамодельную школу, это на девяносто процентов готовый инженер.

   Юрку всегда привлекали необычные модели. Например Летающее крыло. Аппарат без фезюляжа и хвостового оперения. Если его друзьям нравились так называемые таймерные с моторами, планеры или резиномоторные модели, по которым они специализировались, то его привлекал экспериментальный класс. Наставник не мешал и всячески поддерживал это увлечение. Кстати друг Генка после школы поступил в Московский авиационный институт, по резиноматорным моделям достиг звания мастера спорта международного класса.

    Юрка продолжал заниматься в кружке до окончания школы. Сколько было радости, когда выходили на тренировки в поле. Обычно модели строились зимой. И только летом наступала пора испытаний и регулировки творения в свободном полёте.  Радиоуправляемые модели  тогда ещё только начинали свой долгий и тернистый путь развития. Поэтому иногда планеры и прочие свободно летающие конструкции восходящими потоками воздуха и ветром уносило на километры от старта и приходилось долго их разыскивать. Так что авиамоделизм не такой уж сидячий вид спорта, а очень даже подвижный и достаточно тяжёлый физически.

    Они объездили с соревнованиями пол России. Надо сказать, что не без успеха. Его планер Летающее крыло на одном выезде в Смоленск занял второе место в экспериментальном классе, после неказистой модели дельтаплана с мотором. Который при всем при том пилил в воздухе по кругу пока горючее не кончилась и конечно выиграл по продолжительности полета. Было это году в 1965. А Генка на республиканских соревнованиях в Москве частенько занимал призовые места.

    Александр Андреевич в своё время окончил Смоленский институт физкультуры и был Мастером спорта по гимнастике. В Доме пионеров он просто подрабатывал, это его хобби. Основным местом работы оставалась спортивная школа, где был тренером по спортивной гимнастике. Классе в седьмом предложил Юрке заняться у него в секции, подкачаться и стать настоящим спортсменом.
Тот не раздумывая принял предложение и записался ещё и в спортшколу. Интересно, что к этому времени он как раз заканчивал музыкалку, занимался в авиамодельном и вот секция гимнастики. Да ещё и общеобразовательная школа. Там он тоже учился без проблем. Похоже с тех пор выработалась привычка распределять время и не опаздывать. Просто везде было по своему интересно.

    Наставник продолжал обучать неуемного ученика теперь уже спортивной науке. Вот когда закладывался основной фундамент физической подготовки, который позволил далее с достоинством идти по жизни.  Успешно закончить институт, пройти военку, общагу, подготовил к самостоятельности и умению легко приспосабливаться к любым условиям.
Когда заканчивал школу уже работал по первому взрослому разряду по гимнастике. А это и всевозможные сальто и большие обороты не перекладине, называемые в народе "солнышко" и многое другое.
 
    Вспоминается, как в одиннадцатом классе физрук предложил выступить с показательными выступлениями перед всей школой на каком - то празднике. Согласился без лишних разговоров. В спортивном зале поставили перекладину. Она крепилась на растяжках за крючки, вмонтированные в пол. Обычно, на уроках физкультуры на ней подтягивались и выполняли самые простые упражнения.
А здесь Юрка начал выполнять серьёзные элементы из первого взрослого разряда. Школьная перекладина скрипела, но держалась. Вот дело дошло до больших оборотов, этого самого "солнышка". Все замерли, настолько необычно было это наблюдать в живую, как говорится на расстоянии вытянутой руки.

    Прошел один оборот, второй, все затаили дыхание. На третьем, в момент максимальной нагрузки, при прохождении нижней точки, крючки в полу не выдержали и растяжки со звоном оторвались от опоры. Перекладина перекосилась и начала падать. Зал громко ахнул. Юрка в этот момент уже оказался на вытянутых руках в верхней точке над перекладиной.
Далее просто извернулся, чтоб оказаться лицом вниз и спрыгнул, как с печки, на маты. Конечно он ещё не сталкивался с ситуацией, когда под ним ломался спортивный снаряд. Выход из положения произошел на уровне инстинкта. Благо, что физическая подготовка, а именно гимнастика не подвела. Там приходилось тоже вертеться при соскоках и прыжках.

На физрука больно было смотреть. Весь белый, он повторял, что никак не ожидал, что пол окажется гнилой и не выдержит нагрузки. Короче вина организатора была очевидной и безусловной. Слава Богу, что все обошлось.
Юрка отнесся к происшедшему абсолютно спокойно. Успокаивал шефа как мог. Только по прошествии времени анализируя ситуацию понял, что могли быть и другие варианты. Эта железка могла просто его придавить или соскок мог произойти не так удачно, например мимо матов да на скорости...
Зато заканчивал школу, как герой спортсмен, которого уважали не только ученики, но и учителя. Особенно физрук.

   После окончания школы и поступления в институт он при любом удобном случае навещал наставника. Тот продолжал работать и заниматься спортом. Играл зимой в русский хоккей, защищая честь города. Поскольку отдавался этому делу беззаветно однажды получил серьёзную травму позвоночника. Это его подкосило.
Года через три не смотря на лечение и прочие процедуры он слег. При посещении Юрка пытаясь говорить с оптимизмом, рассказывал, что в Питере делают операции, после которых люди встают, как его товарищ по работе, у которого проблемы с позвоночником были с детства. Он слушал, соглашался, вроде собирался, но похоже так и не съездил.

Последний раз, когда Юрка его навестил, тот был бодрым, показывал свою резьбу по дереву где вырезал цепь с кольцами из одного куска. Ученик ему рассказывал о своих успехах в декоративном искусстве. К этому времени он уже побывал в командировке в Англии. Много интересного там увидел. Проникся духом конструктивизма и начал свои эксперименты с 3D композициями.  Видел, как горели неподдельным интересом  глаза наставника. Его все интересовало и он искренне был рад, что ученик живёт с учетом его правил.

    В следующий свой приезд на малую родину Василич с горечью узнал, что наставник ушёл, теперь уж навсегда. Но память о нем осталась. Много мальчишеских судеб были умело исправлены и направлены на верный путь. Многие состоявшиеся, да и не только, мужчины поминают его сегодня добрым словом. Это был человек с большой буквы. Сильный, Добрый и Светлый был Человек...


Рецензии