Размышление

Реплика. Новый директор  Кехман уволил Боякова из МХАТ им. Горького  за неуважительное отношение к президенту театра Татьяне Дорониной, которой 88лет. Особого события не получилось. Какая разница, кто директор, кто худрук театра. Я думаю, в академических театрах  Москвы идёт жёсткая борьба за большие государственные субсидии театрам в первую очередь.  Сеять доброе вечное -вторично. Вот и  появился Кехман -  экономический решала существования театров. До сих пор он с этой обязанностью справлялся успешно. 
   Ну, ушёл Бояков, и что? Что может измениться? Ничего. Того  театра, который был в  СССР в 20 веке в общем понимании развития театрального искусства и культуры, никогда больше не будет. Всё театральное искусство и культура СССР развивались в традициях, идеологии и культуры 18-20 веков прошлого века,  не смотря на революцию, которая превратила  монархическую Россию  в социалистическое государство СССР с новой религиозной философией, со своим Богом и архангелами, кульминацией которой стал мавзолей  с забальзамированным  телом Ленина.
 И мавзолей стал центром композиции  Красной площади, но по сути и структуре ничего не изменилось. Мы жили в том времени до последнего момента обрушения СССР. В том  историческом времени были свои великие театральные школы и  имена- писатели, режиссёры,  драматурги, сценаристы, артисты,  художники, композиторы с ментальным кодом, сложившимся в течение двух веков. Кодом великой континентальной империи, самой крупной континентальной  империи в мире, ставшей в 20-веке социалистической, которая сохранилась таковой в 21 веке, уменьшившись примерно на тридцать процентов. 
  Прошло всего лишь без малого сорок лет с тех, пор как страна живёт совсем в другой парадигме времени, которое до сих пор не осмыслено в истории и в искусстве,  к ним  боятся прикоснуться. А прошлую историю фактически уничтожили, оболгали и исказили её остатки. Даже отношение к прошлой России ,её царям и императорам не однозначно. В  этом ряду Иван Грозный и Пётр  Первый, и даже Екатерина Великая.
   Сейчас страна живёт в истории по Солженицыну, эксплуатируя историческую трагедию, произошедшую на сломе  19-20 веков. И целые фрагменты истории СССР в 20-м веке, его основателей и вождей, государственных деятелей,  их значение для сохранения  и развития единого государства -империи просто на просто  были вычеркнуты  из   исторического времени или рассматриваются  вне контекста  происходящих глобальных событий в переустройстве государства и в мире в 20-м веке. 
  И классики - Толстой, Достоевский Чехов, Горький, которые переделываются и преломляются в угоду фантазии новых режиссёров и постановщиков с целью привлечь зрителей не смыслом, а не обычностью. Но невозможно сделать эти имена вечными. Времена другие.  К новой истории России боятся прикоснуться, историческое врем я  ещё не подошло, уж очень всё внове, быстротечно и находится в постоянном изменении смыслов и целей  под воздействием, давлением и явлениями, происходящими сейчас при переформатировании Цивилизации. И всё искусство в России, включая театр, кино, литературу носит ситуативный характер. И  это - вполне закономерно.
    Общество  до сих пор живёт в состоянии исторического когнитивного диссонанса- Одна нога в социализме СССР, другая в новой капиталистической России.  Россия снова перепрыгнула века, в которых формировалось западное капиталистическое общество. В России сменилось почти два поколения, которые живут в экономической системе свободного рынка, в мире информационного пространства, цифровых технологий, глобального открытого информационного  поля, фактически ,без границ между цивилизационными мирами. Какой должен быть театр и культура России в этом новом мире никто не сформулировал и не представляет себе. Во  всяком случае, не состарившиеся уже древние  деятели театрального искусства будут определять новое время.
  В  конце девятнадцатого века в России и в 20-м веке  в СССР театр, литература,  а потом кинематограф стали средствами коммуникаций между властью и обществом, средством  для побуждения изменений общества в движении к новому общественному устройству ,более гуманному, более социально совершенному или показать историю страны, которая всегда была великой и непогрешимой. Других средств коммуникации не было.  Отсюда появились  Достоевский, Толстой  Чехов, Горький, Маяковский , деятели культуры  новой социалистической волны, связанные с новой историей- гражданской войной, индустриализацией, ВОВ, с восстановлением и созиданием нового пространства искусства, науки образования.
Сейчас искусство, в том числе и театральное ,стало средством развлечения, средством зарабатывания денег. И это характерно для столичных театров, которые, фактически, содержит государство, осуществляя гигантские денежные вливания, позволяя режиссёрам, руководителям, художникам и ведущим артистам театра   строить своё великолепное, восхитительное  благополучие, зарабатывая миллионы и десятки миллионов рублей в год.  И такого положения они изо всех сил стараются не упустить
  И будут появляться Серебренниковы , Богомоловы, Бояковы,  Прилепины, Кехманы.  Каждый со своим взглядом  на прошлую и сегодняшнюю историю, которая тоже проговаривается невнятно, весьма осторожно и, иногда, стыдливо,  а для нового поколения вообще непонятную. Каждый со своим взглядом  на  жизнь, на деньги, на способы и средства их зарабатывания, и что такое театр и театральное искусство в новом времени, ничего общего не имеющим с прошлым 20-ым  веком, и какая роль  театра должна быть в контексте идеологии  и культуры развития России,  и есть ли такие понятия. А сейчас есть только Бояков,   Доронина  -президент МХАТ, Бузова,  Кехман, и сорванный им со стены портрет Боякова- ложный цирк с конями.
   Многие, когда -то известные артисты из актёрского клана стали менять свои профессии или превратили профессию артиста в прикладную деятельность на ТВ. Часто вижу их на ТНТ в пошлых похабных фильмах - короткометражках или в ролях страстных экспертов по любому поводу, или главных героев разборок борьбы за наследство у Малахова и Борисова, или героев по жизни у Корчевникова, где они настежь раскрывают свои жизни со всеми интимными подробностями. Или в роли исполнителей песен из уголовной, криминальной субкультуры, или заунывного страдательного характера  на музыкальном шоу "Шансон" на РТ, изображая воровскую хазу или кабак, или  кабаре в отеле "Ритц" в сопровождении непрофессионального кордебалета. Скоро увидим их в роли дворников. Всё по честному. Сложилось такое впечатление, что в российском социуме одни артисты, которые присутствуют круглые сутки на экранах ТВ. Иногда их возрастные коллективные посиделки у Малахова, где они поют и пляшут, вспоминают былое и самих себя, похожи на заключительное действие печального кабаре или на панихиду по тому театру и кино, по тем песням и музыке, которые остались в прошлом.


Рецензии