Размышление
Ну, ушёл Бояков, и что? Что может измениться? Ничего. Того театра, который был в СССР в 20 веке в общем понимании развития театрального искусства и культуры, никогда больше не будет. Всё театральное искусство и культура СССР развивались в традициях, идеологии и культуры 18-20 веков прошлого века, не смотря на революцию, которая превратила монархическую Россию в социалистическое государство СССР с новой религиозной философией, со своим Богом и архангелами, кульминацией которой стал мавзолей с забальзамированным телом Ленина.
И мавзолей стал центром композиции Красной площади, но по сути и структуре ничего не изменилось. Мы жили в том времени до последнего момента обрушения СССР. В том историческом времени были свои великие театральные школы и имена- писатели, режиссёры, драматурги, сценаристы, артисты, художники, композиторы с ментальным кодом, сложившимся в течение двух веков. Кодом великой континентальной империи, самой крупной континентальной империи в мире, ставшей в 20-веке социалистической, которая сохранилась таковой в 21 веке, уменьшившись примерно на тридцать процентов.
Прошло всего лишь без малого сорок лет с тех, пор как страна живёт совсем в другой парадигме времени, которое до сих пор не осмыслено в истории и в искусстве, к ним боятся прикоснуться. А прошлую историю фактически уничтожили, оболгали и исказили её остатки. Даже отношение к прошлой России ,её царям и императорам не однозначно. В этом ряду Иван Грозный и Пётр Первый, и даже Екатерина Великая.
Сейчас страна живёт в истории по Солженицыну, эксплуатируя историческую трагедию, произошедшую на сломе 19-20 веков. И целые фрагменты истории СССР в 20-м веке, его основателей и вождей, государственных деятелей, их значение для сохранения и развития единого государства -империи просто на просто были вычеркнуты из исторического времени или рассматриваются вне контекста происходящих глобальных событий в переустройстве государства и в мире в 20-м веке.
И классики - Толстой, Достоевский Чехов, Горький, которые переделываются и преломляются в угоду фантазии новых режиссёров и постановщиков с целью привлечь зрителей не смыслом, а не обычностью. Но невозможно сделать эти имена вечными. Времена другие. К новой истории России боятся прикоснуться, историческое врем я ещё не подошло, уж очень всё внове, быстротечно и находится в постоянном изменении смыслов и целей под воздействием, давлением и явлениями, происходящими сейчас при переформатировании Цивилизации. И всё искусство в России, включая театр, кино, литературу носит ситуативный характер. И это - вполне закономерно.
Общество до сих пор живёт в состоянии исторического когнитивного диссонанса- Одна нога в социализме СССР, другая в новой капиталистической России. Россия снова перепрыгнула века, в которых формировалось западное капиталистическое общество. В России сменилось почти два поколения, которые живут в экономической системе свободного рынка, в мире информационного пространства, цифровых технологий, глобального открытого информационного поля, фактически ,без границ между цивилизационными мирами. Какой должен быть театр и культура России в этом новом мире никто не сформулировал и не представляет себе. Во всяком случае, не состарившиеся уже древние деятели театрального искусства будут определять новое время.
В конце девятнадцатого века в России и в 20-м веке в СССР театр, литература, а потом кинематограф стали средствами коммуникаций между властью и обществом, средством для побуждения изменений общества в движении к новому общественному устройству ,более гуманному, более социально совершенному или показать историю страны, которая всегда была великой и непогрешимой. Других средств коммуникации не было. Отсюда появились Достоевский, Толстой Чехов, Горький, Маяковский , деятели культуры новой социалистической волны, связанные с новой историей- гражданской войной, индустриализацией, ВОВ, с восстановлением и созиданием нового пространства искусства, науки образования.
Сейчас искусство, в том числе и театральное ,стало средством развлечения, средством зарабатывания денег. И это характерно для столичных театров, которые, фактически, содержит государство, осуществляя гигантские денежные вливания, позволяя режиссёрам, руководителям, художникам и ведущим артистам театра строить своё великолепное, восхитительное благополучие, зарабатывая миллионы и десятки миллионов рублей в год. И такого положения они изо всех сил стараются не упустить
И будут появляться Серебренниковы , Богомоловы, Бояковы, Прилепины, Кехманы. Каждый со своим взглядом на прошлую и сегодняшнюю историю, которая тоже проговаривается невнятно, весьма осторожно и, иногда, стыдливо, а для нового поколения вообще непонятную. Каждый со своим взглядом на жизнь, на деньги, на способы и средства их зарабатывания, и что такое театр и театральное искусство в новом времени, ничего общего не имеющим с прошлым 20-ым веком, и какая роль театра должна быть в контексте идеологии и культуры развития России, и есть ли такие понятия. А сейчас есть только Бояков, Доронина -президент МХАТ, Бузова, Кехман, и сорванный им со стены портрет Боякова- ложный цирк с конями.
Многие, когда -то известные артисты из актёрского клана стали менять свои профессии или превратили профессию артиста в прикладную деятельность на ТВ. Часто вижу их на ТНТ в пошлых похабных фильмах - короткометражках или в ролях страстных экспертов по любому поводу, или главных героев разборок борьбы за наследство у Малахова и Борисова, или героев по жизни у Корчевникова, где они настежь раскрывают свои жизни со всеми интимными подробностями. Или в роли исполнителей песен из уголовной, криминальной субкультуры, или заунывного страдательного характера на музыкальном шоу "Шансон" на РТ, изображая воровскую хазу или кабак, или кабаре в отеле "Ритц" в сопровождении непрофессионального кордебалета. Скоро увидим их в роли дворников. Всё по честному. Сложилось такое впечатление, что в российском социуме одни артисты, которые присутствуют круглые сутки на экранах ТВ. Иногда их возрастные коллективные посиделки у Малахова, где они поют и пляшут, вспоминают былое и самих себя, похожи на заключительное действие печального кабаре или на панихиду по тому театру и кино, по тем песням и музыке, которые остались в прошлом.
Свидетельство о публикации №221110701410