Детские уроки познания дружбы и законов природы
По мотивам английской народной сказки.
Режиссер Руслан Кудашов.
Художник – Лауреат национальной премии фестиваля «Золотая Маска», Лауреат высшей театральной премии «Золотой Софит» А.Торик.
В ролях: Елена Сапова, з.а РФ Маргарита Шумилова, Константин Кожев и Сергей Глазецкий.
Театр Кукол «Бродячая Собачка».
В спектакле «Три Поросёнка» Руслан Кудашов фокусирует внимание детской аудитории на одном из самых известных фольклорных произведений Англии, на сказке “Three Little Pigs”. Эта известная детям всего мира сказка явление особое в мировой культуре, её история исчисляется столетиями, а её сюжет кочевал мириады раз по просторам Англии и за её пределами. В этих безграничных странствиях её сказители в своём стремлении лучше донести до слушателей замысел этой истории, придавали её сюжету индивидуальные черты, прорисовывали картины места действия и образы её персонажей. В 1843 году в Лондоне сюжет этой сказки в процессе его странствия по британским островам обрел свои печатные очертания в сборнике “Nursery Rhymes and Nursery Tales” и вошел в сокровищницу мировой культуры.
Кудашов в этом сценическом обращении к произведению английского фольклора продолжает традицию народного сказительства и создаёт свою собственную интерпретацию этой народной сказки. В ней он фокусирует внимание младшей возрастной группы театральных зрителей на сюжете истории о трех поросятах и превращает его в пространство познания окружающего мира. В этой интерпретации английской сказки он сохраняет неизменную во времени и пространстве аутентичную сюжетную константу, состав действующих лиц. В спектакле он выстраивает пространство таким образом, что бы зритель в процессе своего проникновения в эту историю познавал вечные законы, которым подчиняется окружающий его мир.
В спектакле Кудашова пространство или среда обитания персонажей выстроены по законам природы, которые определяют парадигму существования всего сущего, в ней три поросёнка и другие персонажи английской сказки являются неотъемлемой частью мира в котором правит гармония природы. Это пространство в спектакле предоставляет юному зрителю возможность постепенного познания законов природы, благодаря которым каждый персонаж этой истории исполняет отведенную ему роль. Эту особую логику и причинно-следственные связи являются объектом познания зрителя в процессе, которого он получает первичные знания, которые найдут своё расширение и закрепление на последующих этапах его собственного познания мира и образования.
Этот путь познания в спектакле начинается в первых сценических картинах, в которых перед зрителем открывается инсталляция, в сюжете которой угадывается фрагмент строго английского сада. В нём главным объектом, зрительского внимания является старая, большая, раскидистая яблоня, в галерее персонажей с знакомства с ней начинается эта история, с неё юный зритель начинает свой путь познания мира и здесь он получает возможность увидеть природу на стыке сезонов. В этом сюжете из жизни окружающего мира мы видим момент, когда время летних теплых деньков подходит к концу и в воздухе проявляются первые знаки, приближающейся осени. В спектакле в этот момент во времени и пространстве происходит событие, которое является особым сюжетным триггером, задающим направление вектора её развития. В ней мы видим одну из реальных проекций законов природы, процесс познания которого находит своё расширение в дальнейшем развитии сюжета сказки.
Этот сюжетный триггер в истории трёх поросят инсталлирован в событии падения яблока на голову персонажа и этот эпизод из жизни осенней природы создаёт пространство для изучения взаимосвязи различных явлений природы, оказывающих влияние на поведенческий паттерн персонажей. Направление вектора познания этого события сосредотачивает внимание зрителя на осмыслении процесса смены времен года и явлений сопровождающих его. В сказке с помощью этой фокусировки мыслительного процесса выстраивается логическая цепочка, последовательно соединяющая различные природные явления и создаются предпосылки для формирования особой образовательной среды, в которой зритель раннего этапа познания мира, получает возможность формирования представления о взаимосвязи явлений в природе и основ логического мышления. Персонажи сказки «Три Поросёнка» в своих диалогах и поступках проводники юного зрителя в мир природных явлений, они направляют этот процесс по стопам своих поступков и диалогов и таким образом зритель проходит от начального до заключительного звена этой логической цепочки познания. В ней событие упавшего яблока является его начальным звеном, которое символизирует приближение осени, с последующим приходом зимних холодов.
Эти предпосылки мотивируют персонажей к поиску решений, которые позволят им переждать холода и в этом мы видим одну из опорных точек формирования причинно-следственных связей у юного зрителя. В этой истории эта форма связей формируется по опорным смысловым точкам, примером этого выступает следующая логическая схема: холодное время – необходимость теплого дома – определение его параметров, которые позволят поросятам спрятаться от холодов и дождаться прихода весны. В спектакле персонажи сказки подвергают сомнению истинность этих утверждений и следуют своей тропой, познания на которой они примеряют альтернативные пути-решения и таким образом приходят единственно верному решению. В финале этого пути познания каждый из этих персонажей осознаёт необходимость в теплом доме и таким образом у зрителя формируется перечень точек образующих различные причинно-следственных связей. Персонажи в своём доказательном поиске создают картины, в которых юный зритель эмоционально вовлечён и в нём пробуждается чувство эмпатии и сопереживания. Эта эмоциональная поддержка выступает в качестве катализатора процесса познания, в котором персонажи сказки выступают в качестве источника знания для юного зрителя.
В сценической интерпретации этого фольклорного произведения Кудашов следует по стопам её сказителей благодаря которым эта сказка нашла своё широкое распространение, он также как его исторические предшественники придаёт сюжетному пространству сказки индивидуальные черты. Он преображает пространство образа злого, коварного волка, в нём он нивелирует качества определяющего этого персонажа и создаёт в нём образ одинокой личности лишенной дружеской поддержки и участия. Эта переформатировка образа волка позволяет Кудашову усилить и расширить понимание необходимости дружбы и взаимной поддержки, которые помогают персонажам сказки в преодолении трудностей и в строительстве каменного дома.
В своём сценическом воплощении этой истории Кудашов возвращает ей элемент аутентичного звучания, которое нивелировано или полностью утрачено в многочисленных театральных и кино-интерпретациях английской сказки. Возращение или инсталляция аутентичной компоненты в спектакле осуществляется в образах персонажей и в картинах среды их обитания. В этом направлении индивидуальной интерпретации эта компонента преображает общение персонажей сказки, в которой проявляется особый английский колорит, который дополняется в их облике, подчеркивающем шарм английских традиций. Эти элементы инсталлированные в сюжетное пространство истории задаёт предпосылки для формирования мульти- культурного плюрализма и зарождения интереса к произведения мировой культуры у юного зрителя.
Руслан Кудашов в своём сценическом воплощении старинной английской сказки создаёт уникальную образовательную среду, в которой юный зритель оказывается на уроках познания окружающего мира и основ понимания роли дружбы, взаимопомощи и других жизненно- важных качествах, необходимых им во взрослой жизни.
Свидетельство о публикации №221110701474