Вспомнить имя своё ч. 22

Красная книга Карла Юнга

 "Будь разумен, дорогой друг, и не спотыкайся сейчас о сказочное, так как сказка это великая мать романа, и имеет более универсальную обоснованность, чем наиболее жадно читаемые романы твоего времени. И ты знаешь что-то, что было на губах у каждого тысячелетия, хотя повторяется бесконечно, всё же приближается наиболее близко к самой человеческой истине"
(Карл Юнг)
 
 Чем более исключительны высочайшие истины, тем более нечеловечны они должны быть и тем менее они говорят  что-либо ценное или многозначительное о человеческой сущности. (1)
- Только то, что человеческое и то что ты называешь банальным и избитым/ содержит мудрость которую ты ищешь, - высказал  АйК своё мнение.
- Я не ищу мудрость, - заметил Тумбулат. - Как я попал сюда, даже не представляю! Но, видимо, так тому и быть!
- Верно рассуждаешь, Къуэш, названный брат (2), - АйК был как всегда многословен. - Главное, что попал не случайно. Надо было вспомнить забытое, чтобы не упустить главное, найти свои корни, очистить  свои мысли.
- Мысли, мысли...Я не философ! Скорее всего, я  заплутался в своих снах.
  АйК был категоричен:
- Не заплутался, - возвратился!
Теперь ты знаешь, что и как,
Когда и где ты появился.
Ты видел мира красоту,
Озёр солёных необычность...(3)
АйК неожиданно для Тумбулата перешёл на стихи. А ему на ум пришли строки таджикского поэта XX века Лоика Шерали (4), которые и прочитал вслух:
Спокон веков был человек таким:
Одно искал он, жертвуя другим.
И молодости понимал он цену,
Когда уже он не был молодым.
- Ну, тебе до старости ещё долго! - улыбнулся АйК.
- Согласен! Как поётся в старой песне:
Старость меня дома не застанет -
Я в дороге, я в пути! (5) Хотя, последнее время я остановился в Вернике, у своей любимой Вероны. И не собирался никуда уезжать, кроме как в Элениум к Хелен и Хайме.
- Как сказать, как сказать, - усмехнулся АйК, - Къуэш, тебе иногда придётся возвращаться в прошлое и не только своё...
- Что ты об этом знаешь, друг? - удивился Тумбулат.
- Не могу сказать, да и не знаю. Только вот два факта могу предположить, что твой цвет - красный.
- Так, ещё что?
- И в тебе уживаются две личности: человек прошлого и человек будущего.
  Тумбулат оживился.
- Согласен. Но ты не знаешь о моей третьей личности - кошачей!
- Не смею об этом говорить. Это вне моего понимания...
  АйК задумался.
- Есть ещё один человек, представляющий себя двумя личностями. И у него есть Красная книга, вернее он её написал.
 У Тумбулата непроизвольно брови чуть приподнялись.
- Эта книга о исчезающих животных?
- Нет, эта книга в красном переплёте.
- Очень интересно.
  Тумбулат приготовился слушать.
- Начну с самого начала. С рождения этого человека. Нужно сказать, что все великие люди обладают не только незаурядными способностями, но и непонятны для окружающих. Да и в семье всё было не так, как у всех.
- Не тяни, АйК! Кто это?
- Не перебивай! - резко ответил Тумбулату АйК, махнув в его  сторону правой рукой. - Я потеряю основную нить разговора.
  Тумбулат застыл.
- 26 июля 1875 года в семье пастора швейцарской реформатской церкви в Кесвиле  родился мальчик. Его назвали Карл.  Его мать Эмили Юнг - выросла в богатой семье. Дед и прадед со стороны отца были врачами.
  Позже Карл Юнг вспоминал:
"Я помню себя с двух или трех лет. Помню дом священника, сад, прачечную, церковь, водопады, величественную громаду Лауфена, миниатюрный замок Верц и ферму церковного сторожа. Это лишь маленькие островки воспоминаний, проплывающие в море смутных очертаний, каждый сам по себе, без связи с остальными".
  Когда мальчику было шесть месяцев, его отца назначили в более престижный приход в Лауффене. Однако родители Карла не могли найти общий язык. Эмили Юнг была эксцентричной женщиной, часто впадала в  депрессию.  Большую часть времени она проводила в спальне, где, по её словам, общалась по ночам с духами.
  Юнг больше общался с отцом. Хотя днём всё было нормально, Юнг рассказывал, что ночью его мать становилась странной и загадочной. Он утверждал, что однажды ночью увидел слегка светящуюся неясную фигуру, выходящую из комнаты матери, голова фигуры была расположена отдельно от шеи и парила в воздухе перед телом.
  Мать Юнга покинула Лауффен на несколько месяцев по причине госпитализации под Базелем из-за неопознанной болезни. Отец взял с собой Карла, чтобы увидеться с незамужней сестрой Эмили в Базеле, но позже снова вернулся домой. Продолжающиеся эпизоды депрессии и подавленного настроения Эмили Юнг повлияли на отношение Карла к женщинам: он чувствовал "присущую ненадёжность" среди женщин.
  Позже он это описывал как "гандикап*, с которого всё началось". Он полагал, что это поспособствовало его патриархальному отношению к женщинам.
*Гандикап - в общем случае - неравные возможности/условия.
   В 1879 году  Юнга отправили в Клингхондинген недалеко от Базеля. Перемена места жительства принудила Эмили Юнг к более тесному контакту с семьёй. Это вызвало у неё тоску.
"Тоска - это когда жаждешь увидеть чего-то, сам не знаешь чего… Оно существует, это неведомое и желанное, но его не высказать словом"
(Антуан де Сент-Экзюпери)
  Юнг был одиноким и замкнутым ребёнком. С самого детства он, как и его мать, верил, что у него есть две личности -  современный швейцарский гражданин и личность, которая, скорее всего, относится к   XVIII веку. "Личность № 1", как он это называл, была типичным учеником, живущим в нынешнем веке, то есть в XIX.  "Личность № 2" была гордым, авторитетным и влиятельным человеком прошлого. Хотя Юнг был близок к обоим родителям, он был разочарован академическим подходом отца к вере.
"Мы получаем от жизни то, во что верим.
Наша вера создает нашу реальность"
(Жемчужины мысли)
  Детские воспоминания оставили огромный след в жизни Карла Юнга.  В детстве он вырезал маленькую человеческую фигуру из школьной линейки и положил её в пенал. Туда же положил камень, который разрисовал, и спрятал коробку на потолке. Периодически он возвращался к статуэтке, часто неся маленькие кусочки бумаги с сообщениями, записанными на его собственном секретном языке.
  Позже Юнг понял, что эти ритуалы приносят ему чувство безопасности и насыщают его внутренний мир. Годы спустя он обнаружил, что между его опытом и практикой, связанной с тотемами в местных культурах, например с коллекционированием камней возле Арлесхайма или с предметами тюринга* из Австралии, присутствует совпадение. Он пришел к выводу, что его интуитивные церемониальные действия были бессознательным ритуалом, который он практиковал так, что это было поразительно близко к тому, как это практиковалось в отдалённых местах, о которых он, будучи мальчиком, ничего не знал. Его выводы о символах, психологических архетипах и коллективном бессознательном были частично вдохновлены этим опытом.
*Тюринга, является объектом, который считается религиозным значением центрально-австралийских аборигенов.
   В возрасте 12 лет, незадолго до окончания его первого года обучения в Базельской гуманитарной средней школе, Юнг был жестоко сбит с ног другим мальчиком. Карл на время потерял сознание (позже Юнг посчитал, что инцидент был косвенно его ошибкой). Затем он решил:
"Теперь нет смысла ходить в школу".
С тех пор каждый раз, когда он ходил в школу или начинал писать домашнее задание, он терпел неудачу. Он оставался дома в течение шести месяцев, пока однажды не услышал, как его отец разговаривает со своим гостем, обеспокоенный будущими способностями мальчика поддерживать себя.
  Гость предполагал, что у мальчика эпилепсия. Столкнувшись с реалиями своей бедной семьи, Юнг осознал необходимость академического успеха. Он ходил в кабинет отца и изучал латинскую грамматику. Провалившись ещё 3 раза, Юнг в конце концов преодолел импульс и больше не впадал в подобное состояние. Позже, когда Юнг вспоминал о своём детстве, он понял, что это был невроз, сбой в привычном ритме жизни.
"Невроз - это неспособность переносить неопределенность. Всё тайное становится неврозом"
(Зигмунд Фрейд)
   Юнг не планировал изучать психиатрию, потому что тогда она не считалась престижной. Но, читая учебник по психиатрии, он был очень воодушевлён, обнаружив, что психосоциальные заболевания являются болезнями личности. Также она подходила его интересам - эта дисциплина включала как биологическое, так и духовное образование. Это было то, что он искал.
   В 1895 году Юнг начал изучать медицину в Базельском университете. А уже через пять лет он приступил к работе  в психиатрической клинике B;rgholz в Цюрихе в качестве ассистента Эйгена Блейлера. (6) В то время Блейлер уже общался с австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. (7)
  Диссертация Юнга, опубликованная в 1903 году, называлась "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов".  В 1906 году он опубликовал «Исследование словесных ассоциаций», а позже в этом же году отправил копию книги Фрейду. Между пожилым Фрейдом и Юнгом сложились тесная дружба и прочные профессиональные отношения. В течение шести лет они сотрудничали в своей работе.
  В 1912 году Юнг опубликовал "Символы и метаморфозы. Либидо" (известный в английском языке как "Психология бессознательного"), в котором были выявлены теоретические различия между ними. Личная и профессиональная дружба  между Фрейдом и Юнгом рухнула - они оба утверждали, что не в состоянии признать, что могут ошибиться.
  После своего прорыва Юнг претерпел сложные, существенные психологические преобразования, усугубленные началом Первой мировой войны. Канадский врач-психиатр Генри Элленбергер (8) называет этот опыт "творческой болезнью" и сравнивает его с тем периодом Фрейда, который он сам называет неврастенией или истерией.
  Из-за публикации "Символы и метаморфозы. Либидо" в 1912 году произошёл окончательный  разрыв между Юнгом и Фрейдом.
  Фрейд отправил письмо, чтобы показать свой отказ рассмотреть идеи Юнга. Этот конфликт привёл  к тому, что Юнг описал в "Воспоминания, сновидения, размышления", как громкое неодобрение. Все кто знал Юнга, ушли от него, за исключением двух коллег.
  Юнг так описывал свою книгу: "Попытка была успешной лишь частично, создать более широкие рамки медицинской психологии и привести целостность психического явления в его компетенции".
  Книга была позже отредактирована и опубликована в 1922 году  под названием "Символы трансформации".
  В 1913 году, в возрасте 38 лет, Юнг начал испытывать ужасную "конфронтацию с бессознательным". У него были видения и он слышал голоса.   Карл стал беспокоиться, что ему угрожает психоз или шизофрения. В одиночестве он начал практиковать метод, который он позже назвал активным воображением. Юнг записывал в небольших дневниках  всё, что чувствовал или видел. Затем он начал переписывать эти заметки в большую книгу, переплетённую красной кожей, над которой он работал с перерывами в течение 16 лет.
Откуда столько красного вокруг?
В природе красный цвет, скорее, редкость.
Хотя закат... И всё же, это трюк.
Когда удастся навести на резкость...
В книге...поскольку правда в ней, а не враньё...
(Михаил Ромм)
"Красная книга", или Liber Novus (лат. "новая книга" создана Юнгом в период между 1914 и 1930 годами, насчитывает  205 страниц, некоторые из которых иллюстрированы автором.
  Отдельные тезисы были опубликованы в 1916 году под названием "Семь проповедей мертвым" и приписаны перу древнего гностика Василида.(9)
  Рукописная "Красная книга" Юнга  представляет собой фолиант в сафьяновом переплете, напоминающий по форме средневековые рукописи. Шрифт, и язык стилизованы в нём под готику. Её непосредственным предшественником была "Чёрная книга" - томик в чёрном кожаном переплете.
Юнг о "Красной книге":
"Записи моих тогдашних фантазий я назвал "Чёрной книгой", которую позже переименовал в "Красную книгу" и сопроводил её рисунками. В неё вошла большая часть моих рисунков с изображением мандалы. В "Красной книге" я попытался облечь мои фантазии в определенную эстетическую форму, но до конца эту работу не довёл. Я понял, что не нахожу пока нужных слов и должен выразить это как-то иначе... Я видел, что фантазиям требуется некоторое твёрдое основание, что мне самому необходимо спуститься на землю - вернуться в реальный мир. Но обрести основание в реальном мире я мог, только научно осмыслив его. Я поставил перед собой цель осмыслить данный мне бессознательным материал. И отныне это стало смыслом всей моей жизни...бесконечная череда бессознательных видений и образов ужасно раздражала меня, - мне нужно было снять некоторые моральные установки. Всё это существенно отразилось на моём образе жизни. Именно тогда я понял, что ничто так не влияет на нашу жизнь, как язык: ущербный язык делает ущербной и жизнь. Дав такое объяснение угнетавшим меня бессознательным фантазиям, я освободился от них, решая одновременно две проблемы - интеллектуальную и моральную".
 В 1959 году  Юнг опубликовал книгу "О летающих тарелках. О вещах, наблюдаемых в небе" (1959). Он анализировал возможное психологическое значение наблюдений НЛО.
  Юнг  также сдружился с английским римско-католическим священником Виктором Уайтом, c которым состоял в переписке в течение 15 лет, начиная с 1945 года. (10) Уайт восхищался Юнгом, однако по временам подвергал его довольно жёсткой критике, в частности, за его работу "Ответ Иову" (1952).
   В 1961 году Юнг закончил последний труд  - первую часть коллективной работы "Человек и его символы". Книга  опубликована в 1964 году  под названием "К вопросу о подсознании". Соавторами Юнга были Мари-Луиза фон Франц, Джозеф Л. Хендерсон, Аниела Яффе и Иоланда Якоби. (11)
   По Юнгу, структура личности, которую он называл её душой, состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго -  это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим "Я".
   Личное бессознательное -  личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также всё то, что мы как будто не замечаем вокруг себя. Личное бессознательное состоит из комплексов - это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы - эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами.
  Распространённый в наше время комплекс власти -  это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности и т. д.
     Коллективное бессознательное содержит мысли и чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг:
"В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума".
   Таким образом, коллективное бессознательное передаётся из поколения в поколение и является общим для всех людей. Примером могут служить мифология, народный эпос, а также понимание добра и зла, света и тени и т. д.(12)
  Скончался Карл Юнг 6 июня 1961 года в Кюснахте после непродолжительной болезни. Выдающемуся психиатру было 85 лет.
   Юнг так и не оставил распоряжений о том, что делать с "Красной книгой" после его смерти. В 1984 году его семья поместила её в банковскую ячейку. Начиная с 2004 года в течение трёх лет британский историк, профессор Сону Шамдасани (13) пытался убедить наследников Юнга опубликовать книгу, но они отказались.
  В 2007 году два техника из компании DigitalFusion для издательства WW Norton & Company сканировали рукопись при помощи сканера с разрешением 10 200 пикселей.
   К середине сентября 2008 года книгу увидели менее десятка человек. Ульрих Хорни, внук Юнга, который управлял его архивами, решил опубликовать "Красную книгу", чтобы собрать дополнительные средства для фонда "Филемон". Фонд был создан Сону Шамдасани и американским аналитиком и редактором Стивеном Мартином в 2003 году,  чтобы опубликовать все прежде не изданные труды и письма Юнга.
 "Красная книга"  была опубликована 7 октября 2009 года на немецком языке с отдельным переводом на английский вместе с введением и примечаниями Шамдасани.
   В Художественном музее Рубина в Нью-Йорке (14)  с 7 октября 2009 года по 15 февраля 2010 года впервые в истории была выставлена оригинальная рукопись "Красной книги" вместе с другими дневниками Юнга.
  АйК замолчал. Наступила тишина
 Тумбулат переосмысливал информацию.
"Каждый человек эмоционален по-своему. Психика вообще очень гибкая. Любое потрясение, хорошее или плохое у разных людей может вызвать разные ассоциации. Кто-то заплачет от радости или от горя.  Кто-то не покажет виду, что переживает, сжав зубы будет идти вперёд. Кто-то засмеётся от счастья или смех будет истерическим..."
   АйК внимательно смотрел на Тумбулата, будто читая его мысли, а потом с наставлением произнёс:
- У каждого свой путь, свои переживания...
- Это  и странно. Люди привыкли к тому, что они должны выговориться.
- И почему-то не близкому человеку, а психоаналитику. Так один уложит пациента на кушетку, сядет за изголовьем и будет слушать. У другого, можно просто сидеть на креслах и беседовать. Такое происходит в Эленеуме, мне Хелен рассказывала.
  АйК покачал головой.
- Да, не понимаю...вместо того, чтобы выговориться с близким другом.

"Закрой глаза, чтобы не видеть многократное, внешне множественное, вырывающее и искушающее. Есть только один путь, и это твой путь; есть только одно спасение, и это твоё спасение. Почему ты оглядываешься в поисках помощи? Ты веришь, что помощь придёт снаружи? То, что грядет, создано в тебе и из тебя. Потому смотри внутрь. Не сравнивай, не измеряй. Нет таких путей, как твой. Все другие пути обманывают и искушают тебя. Ты должен исполнить тот путь, что в тебе"
(Карл Юнг)



(1) Карл Юнг ( 26.07.1875 - 6.06.1961)- швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником австрийского психолога и психоаналитика  Зигмунда Фрейда (6.05.1856 - 23.09. 1939).
(2) Къуэш -  названный брат в Карачаево-Черкессии.
(3) стихи автора
(4) Лоик Шерали (20.05. 1941 - 30.06. 2000) - таджикский поэт, иранист и одна из основных фигур таджикско-персидской литературы Таджикистана и Центральной Азии.
(5) строки из песни Юрия Шаинского  на слова Владимира Харитонова.
(6) Эйген Блейлер  (30.04.1857 - 15.07.1939) - швейцарский психиатр, наиболее известный своим вкладом в понимание психических заболеваний и введением термина "шизофрения". Блейлер также ввёл понятие аутизма.
  С 1886 по 1898 Блейлер заведовал психиатрической клиникой Rheinau. В 1898 году он перешёл обратно в клинику Burgh;lzli, которая была ближе к его родному селу. Ею он руководил до 1927 года, оставаясь профессором психиатрии медицинского факультета университета Цюриха.
(7) Зигмунд Фрейд (6.05.1856 - 23.09. 1939) - австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог. Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.
(8) Генри Фредерик Элленбергер (6.11.1905 - 1.05.1993) - канадский врач-психиатр, историк медицины, и криминалист, иногда считают основателей историографа в психиатрии. Элленбергер открыл бессознательное, энциклопедическое изучение истории динамической психиатрии, опубликовано в 1970 году.
(9) Василид - гностик и христианский философ, жил в Александрии в первой половине II века.
(10) Виктор Фрэнсис Уайт (1902-1960) - английский доминиканский священник. Поначалу его  привлекала психология Юнга, но когда ответ Юнга на Иова был опубликован на английском языке, он дал ему очень критический обзор. Среди работ Уайта - "Душа и психика", "Бог и бессознательное".
(11) Мария-Луиза фон Франц (4.01.1915 - 17.02.1998) -  доктор философии, сотрудница, единомышленница и ближайшая коллега Карла Юнга, проработавшая вместе с ним около 30 лет.
      Джозеф Льюис Хендерсон (31.08.1903 - 17.11.2007) - американский врач и юнгианский психолог.
     Аниела Яффе (20.02.1903 - 30.10 1991) - швейцарский аналитик,  в течение многих лет была сотрудником Карла Густава Юнга. Редактор  полуавтобиографической книги Юнга "Воспоминания, сны, размышления"(1962-1963).
   Иоланда Якоби (25.03 1890 - 1.04. 1973) - швейцарский психолог, наиболее известная своими работами с Карлом Юнгом.
(12) Наталья Кожина
"Чем гениален Юнг. 5 основных открытий психиатра"
"Аргументы и факты"
(13)  Сону Шамдасани (род.1962) - лондонский писатель, редактор и профессор Лондонского университетского колледжа. Его исследования и работы посвящены Карлу Густаву Юнгу и охватывают историю психиатрии и психологии с середины XIX века до наших дней.
(14) Художественный музей Рубина -  музей гималайского и тибетского искусства, находящийся в Нью-Йорке, США. Музей является одним из крупнейших в США учреждений, занимающийся изучением искусства Тибета и Гималаев, а также влияния на это искусство Монголии, Индии, Центральной и Юго-Восточной Азии. Музей назван по имени своего основателя Дональда Рубина*, предоставившего свою частную коллекцию для публичного обозрения.
*Дональд Брюс Рубин (род. 22.12.1943) - почётный профессор статистики Гарвардского университета, где он возглавлял департамент статистики в течение 13 лет. Он также работает в Университете Цинхуа в Китае и в Университете Темпл в Филадельфии.
  Музей Рубина  находится в районе Манхэттен по адресу West 17th Street, 150 между Шестой Авеню и Седьмой Авеню.
(15) Психоаналитики всего мира делятся на фрейдистов и юнгианцев. Психоаналитик-фрейдист уложит вас на кушетку, сядет за изголовьем и будет слушать вас с минимальным проявлением своего присутствия 2–3 раза в неделю по 50 минут. Все визиты, включая пропущенные, оплачиваются. Время не изменяется и не передвигается.
  Юнгианцы ведут приём иначе. Как правило, это 1 раз в неделю, и условия могут оговариваться и быть более гибкими. Например, пропущенные по уважительным причинам сессии можно отрабатывать в другое время. Ложиться на кушетку вовсе не обязательно, можно сидеть на креслах и беседовать, как вы привыкли в обычной жизни.    Психотерапевт предложить прокомментировать изображение, пофантазировать вслух, а потом нарисовать свою фантазию или чувство, представить напротив себя кого бы то ни было и с ним поговорить, пересаживаясь то на его место, то обратно на своё, могут предложить слепить что-нибудь из глины или песка…


Рецензии