Первый групповой перелёт Петербург - Москва

2020 год.

Длительность перелёта из Питера в Москву 1 час 15 минут.

За 9 часов можно долететь из Питера до Владивостока.

                *****

А теперь мысленно перенесёмся в далёкое прошлое. 23 июля 1911 года, Петербург. Несколько тысяч горожан пришли на Комендантский аэродром. Взлетела сигнальная ракета, раздался пушечный выстрел. В воздух поднялись девять аэропланов, ими управляли авиаторы — Васильев, Уточкин, Лерхе, Костин, Масленников, Агафонов, Янковский, Кампо-Сципио, Слюсаренко. И пять пассажиров.

Так начался первый в России групповой перелёт из Санкт-Петербурга в Москву. Полёт был связан с большим риском — дождь, сильный ветер, посадки рядом с камнями, оврагами, озёрами... Любые неожиданности грозили аварией.

Слюсаренко потерпел крушение у села Славянки, был серьёзно ранен, пассажир Шиманский погиб.

Лерхе потерпел крушение около Новгорода, получил серьёзное ранение головы.

Агафонов долетел только до Вышнего Волочка.

Кампо-де-Сципио долетел только до Крестцов.

Масленников потерпел крушение около Тосно, был ранен.

Янковский долетел только до Торжка.

Аэроплан Уточкина упал около Крестцов. Авиатор получил серьёзные ранения.


До Москвы долетел только Васильев - первый русский авиатор, перелетевший из Петербурга в Москву.

В своей книге «В борьбе с воздушной стихией. Перелёт С.- Петербург — Москва в июле 1911 года» он написал:

«Мрачное отчаяние овладевало мною. Моментами я был близок к тому, чтобы прекратить эту ненужную борьбу, выпустить штурвал из окровавленных рук и, закрыв глаза, броситься в объятия стерегущей смерти».

Однако именно он, Александр Васильев, совершил посадку на Ходынском поле в Москве. Было раннее утро 24 июля 1911 года. С момента вылета из Петербурга прошло 24 часа 41 минута. Авиатор провёл в воздухе на своём аэроплане «Блерио-XI» около 9 часов. Остальное время - на земле, ремонтируя, заправляя аэроплан и восстанавливая силы.

Московский губернатор В. Ф. Джунковский так описал посадку А. А. Васильева на Ходынском поле:

"Публика неудержимо бросилась к месту спуска. Авиатор смотрел на собравшихся усталым взглядом. В течение нескольких минут он сидел, как бы застыв на своём маленьком, высоком сиденье. Между тем шапки летели вверх, а женщины махали платками. Все аплодировали и кричали от восторга."

Как победитель перелёта Петербург — Москва, Александр Васильев получил поздравление от царя:

«Передайте авиатору Васильеву Моё искреннее поздравление с победой на перелёте Петербург — Москва и Мою благодарность за его готовность и впредь работать на пользу отечественного воздухоплавания, успехи и развитие которого близки Моему сердцу. Николай».

Перелёт Петербург-Москва остался в истории отечественной авиации как ещё один шаг в покорении российских небесных просторов.


Коротко о судьбе отважных авиаторов.


1) Александр Алексеевич Васильев (1882 — 1918)

Окончил юридический факультет Казанского университета. Выпускник школы «Блерио» во Франции. Принимал участие в Первой мировой войне. Был в плену. После неудачного побега оказался в лагере строгого режима. Умер в плену. Никто не знает, где его могила, но имя героя навечно вписано в историю русской авиации.


2) Сергей Исаевич Уточкин (1876 — 1916)

Родился в Одессе. Во Франции изучил конструкцию аэроплана и мотора, работал на авиационном заводе. Свой сотый полет совершил 15 июля 1911 года в Одессе. А через неделю после этого принял участие в групповом перелёте Петербург — Москва. А потом опять полёты, опять аварии и опять полёты. Началась Первая мировая война. Людям стало не до полётов. И всё же он нашёл возможность летать. Осенью 1915 года во время одного из полётов Уточкин простудился и заболел воспалением легких. Умер 13 января 1916 года. Друг Уточкина - замечательный русский писатель Александр Куприн опубликовал некролог:

«В промежутках между полётами он говорил: «Летать — одно наслаждение. Если там, наверху, чего-нибудь и боишься, то только земли». Спи же в ней, беспокойное, мятежное сердце, вечный искатель, никому не причинивший зла и многих даривший радостями».


3) Георгий Викторович Янковский (1890 — 1943)

Окончил Суворовский кадетский корпус и школу пилотов в Варшаве. Участник Первой мировой войны. Награждён Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени. Был командиром корабля «Илья Муромец-3». В Гражданскую войну участвовал в Белом движении в составе Донской армии.

Во время эмиграции жил в Югославии, был лётчиком в Королевских ВВС. Принимал участие во Второй мировой войне. Погиб в 1943 году в Югославии, в городе Сараево.


4) Борис Семенович Маслеников (1887 — 1947)

Окончил Реальное училище в Москве и Мюнхенскую школу живописи. Студент физико-математический факультет Московского университета. Увлёкся авиацией. Учился во Франции. В 1912 году избран председателем «Московского общества летчиков». Принимал участие в строительстве первого радиотелеграфного завода в Москве. Одновременно занимался обучением военных лётчиков.

В 1923 году был выслан из Москвы, как «социально вредный элемент». Занимался постройкой планеров, организацией авиакружков, агитационных перелётов. Работал начальником спецлаборатории «Дальстроя».

В августе 1938 года был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Германии и проведении антисоветской агитации. Был осуждён на 8 лет лагерей. Срок отбывал в Краслаге. Освобождён 3 августа 1946 года. Умер в 1947 году. Реабилитирован в 1972 году за отсутствием состава преступления.


5) Николай Дмитриевич Костин (1879 — 1913)

Родился в деревне Сосновка Казанской губернии. В 1910 году стал очевидцем первых показательных полётов Ефимова и Уточкина. Учился во Францию у легендарного Анри Фармана, получил диплом пилота. После участия в историческом перелёте Петербург - Москва работал в авиационной школе.

Осенью 1912 года добровольно участвовал в Балканской войне за свободу болгар от турецкого ига. Был в турецком плену. В марте 1913 года был освобождён вместе с другими воен­нопленными.

Нахождение в плену сильно подорвало его здоровье и через несколько месяцев он умер. Ему было 34 года. Во время похорон авиа­торы совершали над кладбищем полеты, отдавая последние почести своему товарищу.


6) Александр Александрович Агафонов (1891 — ?)

Родился в Баку. В конце июня 1911 года получил диплом пилота.

После перелёта  Санкт-Петербург - Москва Агафонов работал испытателем аэропланов, участвовал в соревнованиях.

Принял участие в Балканской войне. Был награждён болгарским орденом «За военные заслуги».

После Балканской войны Агафонов начал подготовку к перелёту Петербург — Севастополь, но началась Первая мировая война.

28 марта 1915 года получил тяжёлые увечья при падении аэроплана, дорога в авиацию была закрыта.

Учился в Политехническом институте. Получив диплом инженера.

После революции переехал в Швецию, а затем во Францию. Дальнейшая судьба русского авиатора Александра Александровича Агафонова неизвестна.


7) Михал Сципио дель Кампо (1887 — 1984)

Потомок выходцев из Италии. Пионер польской и российской авиации. Учился в Санкт-Петербургском политехническом институте. Получил Диплом пилота. 13 августа 1911 года совершил первый в истории 17-ти минутный полет над Варшавой. Был инструктором школы пилотажа, принимал участие в различных авиапредставлениях.

Работал инженером в Швеции. С 1932 года жил в Варшаве. После войны работал инженером.

С 1956 года занимался общественной деятельностью. В 1981 году первым был удостоен Золотой медали Аэроклуба ПНР.

С интересом прочитала, что его имя можно найти на Доске почета в Доме лётчиков в Санкт-Петербурге.

8) Максимилиан Германович Лерхе

Точные годы жизни не нашла. Родился в Петроградской губернии в 1894 или 1889 году. Получил диплом пилота в Варшаве. Активный участник Всероссийских и международных авиационных соревнований.

Участник Балканской войны (1912 – 1913). Участник Первой мировой войны.

Награды: Орден "За храбрость" (Болгария) - 1912 год; Георгиевские кресты 4-й степени и 3-й степени - 1914; Орден Святой Анны 4-й степени - 1915; Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом - 1915; Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом - 1916; Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом - 1916

В годы Гражданской войны служил в составе Славяно-Британского авиационного корпуса, лейтенант британских ВВС. После войны в эмиграции. Дальнейшая судьба неизвестна.

9) Владимир Викторович Слюсаренко (1888 — 1969)

Студент Петербургского технологического института, увлёкся авиацией. Окончил воздухоплавательную школу в Гатчине.

В 1913 году организовал в Риге мастерские по ремонту и постройке самолётов. И открыл лётную школу.

С началом Первой мировой войны перебазировал свои мастерские в Петроград, построил 40 аэропланов.

О том, как сложилась его дальнейшая судьба узнали случайно.

В 1961 году в журнале «Огонек» был опубликован очерк о том, что 50 лет назад в 1911 году состоялся первый перелёт Петербург — Москва. Через некоторое время в редакцию журнала пришло письмо из Австралии, которое написал Владимир Викторович Слюсаренко. Он рассказал, что после революции оказался в Харбине, затем переехал в Австралию.

Старый авиатор благодарил за память о пионерах русской авиации: «Не знаю, жив ли ещё кто-нибудь из участников перелёта, но за всех живых и мёртвых я шлю мое искреннее спасибо».


Этот рассказ хочется закончить словами из книги «В борьбе с воздушной стихией. Перелёт С.-Петербург — Москва в июле 1911 года», которую написал участник перелёта  Александр Алексеевич Васильев:

«Русской авиации принадлежит блестящее будущее. Необходим только опыт, нужна практика, чтобы наши природные качества, усиленные знаниями, создали могущественный воздушный флот, чтобы русская авиация заняла выдающееся место в кругу других держав».
.


Рецензии
Вы напомнили о первопроходцах. Спасибо. С теплом.

Наталья Скорнякова   09.03.2025 19:14     Заявить о нарушении
Большое спасибо!

Татьяна Карелина7   11.03.2025 06:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.