Первый групповой перелёт Петербург - Москва

2020 год.

Длительность перелёта из Питера в Москву 1 час 15 минут.

За 9 часов можно долететь из Питера до Владивостока.

                *****

А теперь мысленно перенесёмся в далёкое прошлое. 23 июля 1911 года, Петербург. Несколько тысяч горожан пришли на Комендантский аэродром. Взлетела сигнальная ракета, раздался пушечный выстрел. В воздух поднялись девять аэропланов, ими управляли авиаторы — Васильев, Уточкин, Лерхе, Костин, Масленников, Агафонов, Янковский, Кампо-Сципио, Слюсаренко. И пять пассажиров.

Начался первый в России групповой перелёт из Санкт-Петербурга в Москву. Полёт был связан с большим риском — дождь, сильный ветер, посадки рядом с камнями, оврагами, озёрами... Любые неожиданности грозили аварией.

Слюсаренко потерпел крушение у села Славянки. Он был серьёзно ранен, пассажир Шиманский погиб.

Лерхе потерпел крушение около Новгорода. Авиатор получил серьёзное ранение головы.

Агафонов долетел до В.-Волочка.

Кампо-де-Сципио долетел до Крестцов.

Масленников потерпел крушение около Тосно, был ранен.

Янковский долетел до Торжка.

Аэроплан Уточкина упал около Крестцов. Авиатор получил серьёзные ранения.


До Москвы долетел только Васильев - первый русский авиатор, перелетевший из Петербурга в Москву.

В своей книге «В борьбе с воздушной стихией. Перелёт С.- Петербург — Москва в июле 1911 года» он написал:

«Мрачное отчаяние овладевало мною. Моментами я был близок к тому, чтобы прекратить эту ненужную борьбу, выпустить штурвал из окровавленных рук и, закрыв глаза, броситься в объятия стерегущей смерти».

Однако именно он, Александр Васильев совершил посадку на Ходынском поле в Москве. Было раннее утро 24 июля 1911 года. С момента вылета из Петербурга прошло 24 часа 41 минута. Авиатор провёл в воздухе на своём аэроплане «Блерио-XI» около 9 часов. Остальное время - на земле, ремонтируя, заправляя аэроплан и восстанавливая силы.

Московский губернатор В. Ф. Джунковский так описал посадку А. А. Васильева на Ходынском поле:

"Публика неудержимо бросилась к месту спуска. Авиатор смотрел на собравшихся усталым взглядом. В течение нескольких минут он сидел, как бы застыв на своём маленьком, высоком сиденье. Между тем шапки летели вверх, а женщины махали платками. Все аплодировали и кричали от восторга."

Как победитель перелёта Петербург — Москва, Александр Васильев получил поздравление от царя:

«Передайте авиатору Васильеву Моё искреннее поздравление с победой на перелёте Петербург — Москва и Мою благодарность за его готовность и впредь работать на пользу отечественного воздухоплавания, успехи и развитие которого близки Моему сердцу. Николай».

Перелёт Петербург-Москва остался в истории отечественной авиации как ещё один шаг в покорении российских небесных просторов.


Коротко о судьбе отважных авиаторов.


1) Александр Алексеевич Васильев (1882 — 1918)

Окончил юридический факультет Казанского университета. Выпускник школы «Блерио» во Франции. Принимал участие в Первой мировой войне. Был в плену. После неудачного побега оказался в лагере строгого режима. Умер в плену. Никто не знает, где его могила, но имя героя навечно вписано в историю русской авиации.


2) Сергей Исаевич Уточкин (1876 — 1916)

Родился в Одессе. Во Франции изучил конструкцию аэроплана и мотора, работал на авиационном заводе. Свой сотый полет совершил 15 июля 1911 года в Одессе. А через неделю после этого принял участие в групповом перелёте Петербург — Москва. А потом опять полёты, опять аварии и опять полёты. Началась Первая мировая война. Людям стало не до полётов. И всё же он нашёл возможность летать. Осенью 1915 года во время одного из полётов Уточкин простудился и заболел воспалением легких. Умер 13 января 1916 года. Друг Уточкина - замечательный русский писатель Александр Куприн опубликовал некролог:

«В промежутках между полётами он говорил: «Летать — одно наслаждение. Если там, наверху, чего-нибудь и боишься, то только земли». Спи же в ней, беспокойное, мятежное сердце, вечный искатель, никому не причинивший зла и многих даривший радостями».


3) Георгий Викторович Янковский (1890 — 1943)

Окончил Суворовский кадетский корпус и школу пилотов в Варшаве. Участник Первой мировой войны. Награждён Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени. Был командиром корабля «Илья Муромец-3». В Гражданскую войну участвовал в Белом движении в составе Донской армии.

Во время эмиграции жил в Югославии, был лётчиком в Королевских ВВС. Принимал участие во Второй мировой войне. Погиб в 1943 году в Югославии, в городе Сараеве.


4) Борис Семенович Маслеников (1887 — 1947)

Окончил Реальное училище в Москве и Мюнхенскую школу живописи. Студент физико-математический факультет Московского университета. Увлёкся авиацией. Учился во Франции. В 1912 году избран председателем «Московского общества летчиков». Принимал участие в строительстве первого радиотелеграфного завода в Москве. Одновременно занимался обучением военных лётчиков.

В 1923 году был выслан из Москвы, как «социально вредный элемент». Занимался постройкой планеров, организацией авиакружков, агитационных перелётов. Работал начальником спецлаборатории «Дальстроя».

В августе 1938 года был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Германии и проведении антисоветской агитации. Был осуждён на 8 лет лагерей. Срок отбывал в Краслаге. Освобождён 3 августа 1946 года. Умер в 1947 году. Реабилитирован в 1972 году за отсутствием состава преступления.


5) Николай Дмитриевич Костин (1879 — 1913)

Родился в деревне Сосновка Казанской губернии. В 1910 году стал очевидцем первых показательных полётов Ефимова и Уточкина. Учился во Францию у легендарного Анри Фармана, получил диплом пилота. После участия в историческом перелёте Петербург - Москва работал в авиационной школе.

Осенью 1912 года добровольно участвовал в Балканской войне за свободу болгар от турецкого ига. Был в турецком плену. В марте 1913 года был освобождён вместе с другими воен­нопленными.

Нахождение в плену сильно подорвало его здоровье и через несколько месяцев он умер. Ему было 34 года. Во время похорон авиа­торы совершали над кладбищем полеты, отдавая последние почести своему товарищу.


6) Александр Александрович Агафонов (1891 — ?)

Родился в Баку. В конце июня 1911 года получил диплом пилота.

После перелёта  Санкт-Петербург - Москва Агафонов работал испытателем аэропланов, участвовал в соревнованиях.

Принял участие в Балканской войне. Был награждён болгарским орденом «За военные заслуги».

После Балканской войны Агафонов начал подготовку к перелёту Петербург — Севастополь, но началась Первая мировая война.

28 марта 1915 года получил тяжёлые увечья при падении аэроплана, дорога в авиацию была закрыта.

Учился в Политехническом институте. Получив диплом инженера.

После революции переехал в Швецию, а затем во Францию. Дальнейшая судьба русского авиатора Александра Александровича Агафонова неизвестна.


7) Михал Сципио дель Кампо (1887 — 1984)

Потомок выходцев из Италии. Пионер польской и российской авиации. Учился в Санкт-Петербургском политехническом институте. Получил Диплом пилота. 13 августа 1911 года совершил первый в истории 17-ти минутный полет над Варшавой. Был инструктором школы пилотажа, испытателем в Москве и Киеве, принимал участие в различных авиапредставлениях.

Работал инженером в Швеции. С 1932 года жил в Варшаве. После войны работал работал инженером.

С 1956 года занимался общественной деятельностью. В 1981 году первым был удостоен Золотой медали Аэроклуба ПНР.
С интересом прочитала, что его имя можно найти на Доске почета в Доме лётчиков в Санкт-Петербурге.

8) Максимилиан Германович Лерхе

Точные годы жизни не нашла. Родился в Петроградской губернии в 1894 или 1889 году. Получил диплом пилота в Варшаве. Активный участник Всероссийских и международных авиационных соревнований.

Участник Балканской войны (1912 – 1913). Участник Первой мировой войны.

Награды: Орден "За храбрость" (Болгария) - 1912 год; Георгиевские кресты 4-й степени и 3-й степени - 1914; Орден Святой Анны 4-й степени - 1915; Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом - 1915; Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом - 1916; Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом - 1916

В годы Гражданской войны служил в составе Славяно-Британского авиационного корпуса, лейтенант британских ВВС. После войны в эмиграции. Дальнейшая судьба неизвестна.

9) Владимир Викторович Слюсаренко (1888 — 1969)

Студент Петербургского технологического института, увлёкся авиацией. Окончил воздухоплавательную школу в Гатчине.

В 1913 году организовал в Риге мастерские по ремонту и постройке самолётов. И открыл лётную школу.

С началом Первой мировой войны перебазировал свои мастерские в Петроград, построил 40 аэропланов.

О том, как сложилась его дальнейшая судьба узнали случайно.

В 1961 году в журнале «Огонек» был опубликован очерк о том, что 50 лет назад в 1911 году состоялся первый перелёт Петербург — Москва. Через некоторое время в редакцию журнала пришло письмо из Австралии, которое написал Владимир Викторович Слюсаренко. Он рассказал, что после революции оказался в Харбине, затем переехал в Австралию.

Старый авиатор благодарил за память о пионерах русской авиации: «Не знаю, жив ли ещё кто-нибудь из участников перелёта, но за всех живых и мёртвых я шлю мое искреннее спасибо».


Этот рассказ хочется закончить словами из книги «В борьбе с воздушной стихией. Перелёт С.-Петербург — Москва в июле 1911 года», которую написал участник перелёта  Александр Алексеевич Васильев:

«Русской авиации принадлежит блестящее будущее. Необходим только опыт, нужна практика, чтобы наши природные качества, усиленные знаниями, создали могущественный воздушный флот, чтобы русская авиация заняла выдающееся место в кругу других держав».


Рецензии
Татьяна! До чего же интересно Вы написали об этих настоящих героях. Я для себя узнала очень много интересного. Каждая судьба вызывает большое уважение.
Спасибо Вам!
Здоровья, добра, счастья!

Кристина Заяц   12.04.2024 10:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Кристина. Приятно, что вам понравился рассказ.

Татьяна Карелина7   14.04.2024 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.