Интуитивное и разумное в понимании

(Из цикла «Грани понимания»)

                Рациональный разум - это преданный слуга,
                интуитивный разум – это священный подарок.
                Парадокс современной жизни заключается   
                в том, что мы начали поклоняться слуге и
                порочить Божественное.
                Альберт Эйнштейн.               
               
      С античных времен до настоящего времени сохранился принцип деления всего знания на два вида: знание о природе, именуемое физикой, и остальное знание, которое было "сверх, за физикой", получившее название метафизики. Предпосылкой такому делению могло послужить наличие в душе человеческой двух качественно различных познавательных способностей – рассудительности и интуиции, определивших два способа познания реальности и вида знания.

      В западной традиции роль разумной деятельности человека, ведущей к пониманию, постоянно преувеличивалась. Рациональному методу приписывались неограниченные возможности. Интуитивное, все, что связано с чувством и верой, вытеснялось как нечто «иррациональное». Но ум изначально (генетически) нацелен на решение конкретных практических задач выживания и лишен способности этически оценивать. Он характеризуется природным непониманием жизни, ее сути и назначения.

      Наука противопоставляла интуитивное и разумное, ибо научной формой истины может быть только понятие, выражаемое языком, а «мистическая» интуиция не имеет своего материального носителя, она оперирует «неизреченными» смыслами («Бог весть откуда взявшимися»). Интуиция дает нам непосредственное оценочное знание, не нуждающееся ни в каком опосредовании и фактологической поверке.

      Интуицией называют непосредственное восприятие некоторой догадки искомого решения, неизвестно как получаемую в форме переживаемого смысла, а не умозаключения. Рассудительность, напротив, представляет собой осознанную, а значит рефлексивную цепь опосредованных суждений, приводящих к умозаключению.

      Какой из этих способностей мы отдаем предпочтение в своем стремлении к достоверному знанию и пониманию? Интуиция способна к усмотрению целостного смысла, рассудительность – только к анализу составляющих его частей. Более того, оценка выбора, т.е. заключение о верности принятого решения тоже дает нам интуиция с помощью оценивающих чувств – совести и веры.
 
      Интуиция связывает в сознании субъект с объектом в одно целое, что воспринимается как переживаемый смысл познаваемого как новое бытие. Рефлексия сознания, интерпретация понимания преобразует смыслы в понятия и далее в языковые формы выражения. Без различительной функции рефлексии в обретенном смысле как целом нельзя различить части, относящиеся к субъекту и объекту познания.

      Без искажения или потери части смысла невозможно выразить неизреченное. Поэтому о смыслах предпочитают говорить иносказательно, метафорично, сам перевод понимания в языковые формы, как и обратный процесс осмысления языковых выражений – процессы творческие. При этом собственным языком мы пользуемся интуитивно, а над чужим рефлексируем.

      Опосредствованное знание как результат эмпирического опыта — это всегда знание о другом, полученное через другое. Так формируется понятие окружающей действительности как реального, которое вытекает из опосредования. Непосредственное знание о сущем нельзя получить опосредованно через другое знание. Оно извлекается исключительно из личного опыта смыслообразования, осознания, в достоверности которого мы не сомневаемся.

      Многие люди руководствуются не смыслами, а конкретными содержательными установками (или привычками) типа «ладья сильнее слона», «сто друзей лучше, чем сто рублей». Они не задаются вопросом, почему именно они так думают или оценивают ситуацию. Но именно этим вопросом и начинается рефлексия, предшествующая пониманию ситуации или проблемы.

      Рефлексия – это способ разумного мышления, или мышления о мышлении, мыслительный процесс критического рассмотрения своего внутреннего состояния – контроль всех форм мышления и состояний сознания. Рефлексия – не просто контроль, но и критика суждения, вплоть до переосмысления личных убеждений и переоценки жизненных ценностей.

      Когда внимание направлено не только на предмет мышления, но и на само мышление, такой контроль хода мышления, называют рефлексией разума или спекулятивным мышлением (от лат. speculatio — наблюдение, высматривание, выслеживание), которое предполагает получение теоретического знания, отвлечённого рассуждения в отрыве от опыта. Рефлексия есть «наблюдение ума за своей собственной деятельностью».

      Когда внимание обращено внутрь, мы созерцаем предмет познания, его образ в своем сознании. Такой способ наблюдения и понимания называют рефлексией сознания. Самонаблюдение формирует наше самосознание. Без рефлексии самосознание невозможно. Раскрывая специфику внутреннего мира человека, рефлексия сознания позволяет «вживаться» в познаваемый объект и сопереживать.
 
      Рефлексия – не интуиция, потому что ее способ постижения «Я» не прямой (непосредственный), как у интуиции, а сквозь призму его свойств, творений, актов. Как сказал философ, «обнаружение сознанием себя самого в любом из своих опытов». Совокупность всех наших мысленных представлений о себе – это не прямое созерцание «Я» в своем сознании. Непосредственное постижение – не мысль, не умозаключение, это - переживание сознания, осознание, ощущение того, что пробудился. 

      Рефлексия – второй после чувственности источник получения человеческого опыта. Это не только способ достижения понимания, но и важнейшая психическая функция самосовершенствования личности, благодаря которой человек становится «человечнее» в ментальном и духовном отношении.
 
      Наконец, рефлексия – это способность понимать свое понимание, дающая возможность объяснять причины именно такого, а не другого понимания. Рефлексивное объяснение и есть интерпретация. Учить, тем более, научить пониманию, равно как и мудрости, невозможно. Это еще никого не сделало умнее или порядочнее.
 
      Интерпретация как объяснение, трактовка содержания проблемы (явления) в быту и науке употребляется в значении, близком к слову «понимание». В гуманитарной сфере интерпретация – это способ бытия на основе понимания и толкования смысла чего-либо. В отличие от понимания (неизреченного смысла) интерпретация есть высказанная рефлексия.
       
      Рациональное, или разумное понимание – это результат рассуждения, умозаключение. Интуитивное понимание – это непосредственное схватывание смысла, переживаемого как некое единство признаков. На разных уровнях понимания пути достижения разнятся, но общим для них является организация рефлексии.

      Даже руководствуясь разумными доводами, человек не застрахован от ошибок, связанных с человеческими пристрастиями и настроениями. Так, знакомое всегда кажется более правдивым, ближе к истине. Известно также, что в хорошем настроении человек более склонен совершать логические ошибки. Не только интуитивное мышление, но и многие элементы рационального мышления не осознаются. Ясно осознается только факт непонимания.

      Есть вещи, события, когда ум слагает свои полномочия, логика отказывается работать, нет предпосылок для мышления. Мы вынуждены действовать без опоры на уже принадлежащие нам смыслы, нам приходится, пробуя и ошибаясь, действовать наощупь, делать бессмысленный шаг в надежде потом получить смысл. Здесь без интуиции (догадки, прозрения) не обойтись.

      Психологический словарь утверждает, что интуиция — это «знание, возникающее без осознания путей и условий его получения». Значит мы признаем, что не все можно объяснить рационально. Интуиция может проявляться в различных телесных ощущениях, беспричинных волнениях, алогичных предчувствиях, от тихого внутреннего голоса до всевозможных озарений в решении творческих проблем. Это культурное образование называют также «внутренним голосом души» или «искусством доверять себе».

      Еще одно проявление, важное не только для понимания вещей и событий, но для взаимопонимания людей —  способность «вживаться» в мир переживаний другого человека, понимать его, как себя, ставить себя на место другого, почувствовать, что он чувствует, оценить ситуацию его глазами. Любой профессионал доверяет своим ощущениям и не спешит загонять ситуацию в жесткие рамки рационального объяснения.

      Когда нам кажется, что предчувствие подвело, чаще всего ошибается не «внутренний голос», а наша интерпретация подсказки. Многие люди, не верят в существование интуитивного знания. Они утверждают, что, если явление нельзя зафиксировать, измерить приборами, отличить от любой другой активности мозга, значит инсайт – это игра воображения, чистая фантазия.

      Интуиция похожа на инстинкт своей независимостью от сознания, Инстинкт олицетворяет власть бессознательной природы, нашего тела, а интуиция – часть нашего свободного воображения или осознания. Инстинкт устремлен во вне, к другому, удовлетворяя биологические потребности организма, интуиция ведет нас к самому себе, удовлетворяя интеллектуальные и духовные потребности человека. Интуиция, как «бескорыстный инстинкт», ведет нас к сути. Только она может соединить нас с сущностью проблемы или предмета.

      В зависимости от сферы применения различают интуицию в повседневной жизни («здравый смысл») и творческую интуицию, прежде всего, в гуманитарной сфере, особенно в искусстве, а также в открытии принципиально нового в науке и философии, когда требуется догадка, прозрение. Это т.н. интеллектуальная интуиция (инсайт).

      Разум, чаще всего, говорит словами и картинками, а интуиция воображения проявляется иначе, как переживание сознания. Рациональное мышление вполне справляется с выбором решений в простых ситуациях, в сложных, когда принятие решений затруднено, нас может выручить только интуиция. Для принятия быстрых решений в условиях неопределенности рациональный метод вообще не пригоден.

      Мы постоянно находимся во власти рационального мышления, сквозь преграды которого трудно пробиться голосу интуиции. Нам легче услышать подсказку, если мы не думаем о проблеме (это называют «мыслить в сторону»). Нередко интуиция пробивается к нам во сне, когда рациональный ум теряет свою бдительность.

      Обдумывая выбор исключительно рационально, мы ясно видим значимые детали, но не можем видеть ситуацию целиком. Ограниченность рационального анализа состоит в том, что его движение возможно лишь по горизонтали, обнаруживая связи между частями целого, но он не может двигаться по вертикали, открывать связи частей с целым. Эту роль в понимании играет исключительно интуиция.

      Интуиция характеризуется как духовное чутье, предчувствие, проницательность, как проникновение в суть проблемы, предмета или явления. Психологи рассматривают интуитивный ум, как способность к творческой деятельности. Философы видят в интуиции способ непосредственного усмотрения истины, или – постижение без логических доказательств. То, что мы называем идеей, с одной стороны является отвлеченным понятием, с другой – интуицией, несущей смысл.

      Обычно интуитивное озарение проявляется в состоянии вдохновения (возвышенное состояние, в котором нам ничего не нужно). Интуиция видит правду, но она глуха и не слышит наши вопрошания. Разум слышит нас, но он слеп, умеет только думать о ней. Ум не может осмыслить то, что находится за пределами его содержательного понимания. Интуиция как осмысление соединяет все человеческие понятия с нравственными оценками в одно целое. Интуитивное мышление – это мышление смыслами.

      Без интуиции разум не может синтезировать все признаки, части и стороны проблемы, предоставленные анализом. Никакой логический вывод, доказательство, только интуиция может навести мосты между чувством и мыслью. Так рефлексия разума (анализ) вместе с интуицией, схватывающей образно-понятийное целое (синтез), формируют наше понимание – содержательный смысл проблемы или предмета.

      Рефлексия разума может уточнить, упростить, усовершенствовать некую систему понятий, но не может выйти за ее пределы. Только интуиция творческого воображения дает возможность выйти из круга рассматриваемых проблем к новому уровню понимания, к новой идее, устраняющей внутренние противоречия рассматриваемой системы.

      Интуиция оказывается главным связующим звеном между познающим и познаваемым, между внутренним и внешним, без которого невозможно понимание ни мира, ни себя.  Интуиция связывает субъект с объектом познания в одно целое, а рефлексия интерпретирует части целого посредством различений. Интуиция и рефлексия лежат в основе любого творческого процесса как попытка сотворения нового бытия.

      Чужое знание, зафиксированное на материальных носителях, требует понимания, оно мертво, пока не будет осознанно и усвоено живым человеком. Только понимающий знание может толковать его и передавать другим в целостных образах с минимальными искажениями смысла. Знающий, но не понимающий, не может творить новое. Творчество требует гармонии разумного и интуитивного мышления.

      Итак, венцом познания служит процесс понимания (обретения смысла), осуществляемый во взаимодействии двух наших познавательных способностей – интуиции и рефлексии, порождающих непосредственное знание о познаваемом.

Старый Григ.
Киев 2021.


Рецензии