Отношения как источник счастья. Адам и Ева

Авторы: Адам и Ева.
Мы ведем разговор уже давно, то встречаясь, а то расставаясь. Принося каждый свое видение мира, и объединяя их в общее целое. Мы иногда спорим, а иногда полностью совпадаем во мнениях.
Мы обыкновенные мужчина и женщина, поэтому наши имена и фамилии совсем не важны. Мы назвали себя Адам и Ева, и если хотите, просто прислушайтесь к нашему разговору.

-Что такое счастье?  - я задаю вопрос немного провокативно, ведь всякий знает, что счастье- понятие относительное, оттого и ответа на мой вопрос быть не может. Но моего собеседника трудно вывести из терпения.
-Счастье — это состояние, к которому все стремятся и которого желает любой человек.

-Разве счастье — это не цель каждого человека?
-Целью оно не может быть, ведь тогда, обретя счастье, мы немедленно бы стали несчастны. Потому что, когда цель достигнута- она исчезает. И с ней исчезнет и счастье. Это как представить себе, что счастьем является свадьба влюбленных, как пишут во всех сказках. Но мы-то знаем, что свадьбой дело не заканчивается: впереди еще целая жизнь. А значит, счастье, как горизонт, будет всегда отодвигаться и окажется недостижимым.

-Если счастье не цель, тогда что?
-Я думаю, счастье- это дорога. Мы движемся от цели к цели, при этом чувствуя удовольствие от того, куда мы идем, с кем вместе и нас наполняет ощущение гармонии …
-Если я счастлива от того, что победила врага- о какой гармонии может идти речь? — это я представила себя, скачущей на горячей лошади во весь опор, такое со мной бывает.
-Да, ты тут права. Определение счастью очень трудно дать. Оно меняется в зависимости от эпохи, страны, культурного уровня человека…

-Помнишь, я говорила тебе. Какой главный закон жизни?
-Какой? - он морщит лоб и ждет моей провокации.
-Главный закон жизни- что все меняется. Ничего не остается постоянным. Это касается природы, человека и уж конечно, понятий, которыми мы стараемся описать жизнь.
-Тогда пойдем от обратного. Можно ли называть несчастье- отсутствием счастья?
-Не совсем. Есть определенный уровень потребностей, пока он не удовлетворен, нечего даже прикасаться к таким определениям, как «счастье».

-Ты говоришь о хлебе насущном?
-Ну, в пирамиде Маслоу это называется «Удовлетворением физиологических потребностей». Это первая ступень пирамиды.
То есть, человек должен быть сыт-одет-здоров. Только тогда приходит время перейти на второй уровень: необходимость безопасности. Надо иметь жилье, быть защищенным от внешних угроз… Только тогда мы можем перейти на третью ступень: необходимость любви и принадлежности.

-Видишь, только на третьей ступени можно говорить о счастье! Потому что сколько ни рассказывай человеку, что ты должен быть благодарен Богу за то, что утром открыл глаза и встал на ноги- реально счастливыми это нас не делает.
-Значит, любовь и принадлежность?- улыбаюсь я ему загадочно.
-Да, именно с этого начинается возможность быть счастливыми. Что там выше в пирамиде?

-Выше уже социальные потребности: уважение и почитание. Место в социуме. Возможности познания, эстетика, самореализация. Давай пока не выходить на социальный уровень, а займемся личным?
Пойдем, я приготовила нам отличный ужин на террасе. – и мы уходим, а вы не идите за нами, мы вернемся немного позже.

-Мы остановились на любви и отношениях. И на том, что с этого начинается счастье. Получается, что без любви не может быть счастья?- спрашиваю я Адама, устраиваясь поудобнее в кресле напротив камина.

-Давай я расскажу тебе анекдот советских времен,-смеется он.-В колхоз приехал лектор и на клубе повесили объявление: Лекция о любви. Со слайдами.
Набился полный клуб, яблоку негде упасть: все хотят посмотреть слайды о любви.
Лектор начал: «Любовь бывает разная. Бывает любовь между мужчиной и женщиной, бывает любовь матери к ребенку, бывает любовь к Родине. Бывает любовь к родной партии. А сейчас, слайды!»

- Это ты сейчас куда клонишь?-подозрительно спрашиваю я.
-К тому, что любовь бывает разная. Как и отношения. Главное во всем этом: человек должен чувствовать себя нужным, любимым. Его должны принимать. Все начинается с родительской любви, которую должен чувствовать ребенок.

-Да, -подхватываю я, -Когда ребенок не получил необходимого количества родительской любви в детстве, он потом не может во взрослой жизни, правильно найти себе партнера и выстроить с ним здоровые отношения.
-Видишь, - он доволен моей догадливостью. - Получается, что любовь является первым условием счастья. И да, она действительно бывает разная, но без того, чтобы человека любили и принимали- он просто не может быть счастлив.

-Но так было не всегда!- прерываю я нашу идиллию взаимного согласия.
-Ты о чем? – он почти сердится.
-О том, что не всегда люди задумывались о том, что они должны быть счастливы. Особенно простые люди. Только с развитием цивилизации, с тем, что физическое выживание перестало быть главной задачей человека, понемногу, сначала в высших слоях общества, а потом уже, распространяясь на обычных людей, идея о том, что «человек создан для счастья, как птица для полета», эта идея стала овладевать человечеством.

-Да, ты права. Для того, чтобы ощутить себя счастливым, надо хотя бы понять- что ты, кто ты в этой жизни, чего ты хочешь и что для тебя важно.
-А как ты думаешь, для счастья важнее получать любовь или отдавать ее? - мне приятно хоть на минутку поставить его в тупик своим вопросом.
-Любовь не может существовать , только отдавая или только получая. Только движение навстречу друг другу может дать вам ощущение гармонии, а без гармонии не бывает счастья.

В разговоре о гармонии все замечательно. Можно сказать, ощущение счастья просто витает в воздухе. Эта дорога, такая широкая и ровная, однако, ведет в никуда.
Знаете, чего не хватает в гармонии, чтобы стать счастьем? Одного секретного ингредиента. И мы поговорим о нем в следующий раз.


Рецензии