А ты знала, что...

Моему внуку Алексею в начале мая исполнилось четырнадцать. И он получил паспорт гражданина РФ. Эпохальное событие, что ни говори. И если раньше я запросто звала его Алексейка, то теперь это не проходит.

Мы живём отдельно, в учебном году общаемся не так много по причине его занятости в различных кружках. Самое золотое наше времечко — летние каникулы, когда мы живём с ним на даче.

Собственно говоря, наш «дачный проект» и продолжает существовать, благодаря внуку, — уж очень он любит загородное житьё-бытье. Я тоже люблю нашу дачу, в становлении которой принимала участие с самых первых дней её существования.

Родители приезжают по выходным, а я на это время уезжаю домой. Но вся-то неделя  — наша! У нас с Лёхой есть любимые занятия, и одно из них — чтение.

Если точнее, читать люблю я, а Лёша больше любит слушать. В итоге читаем по очереди. Мне приятно читать ему, потому что слушает он очень внимательно. Если в процессе чтения  я в основном слежу за фабулой, то Алексей в подробностях запоминает услышанное. И в пересказе  выдает детали, ускользающие из моего внимания.

Совместная наша дачная жизнь проходит ежегодно с его трёхлетнего возраста, когда его мама вышла на работу, а я, наоборот, к ней приступила — к «работе» бабушкой. Для меня это счастье общения с младшим членом моего семейства, — другие внуки уже выросли, а для него — разнообразие в условиях свободы.

И если раньше он засыпал меня вопросами, а я отвечала, то с каждым последующим годом картина менялась: Алексей всё больше и больше хотел делиться со мной добытыми знаниями.

Теперь, когда мы встречаемся, я то и дело слышу от него:
— Бабушка, а ты знала (или знаешь), что…? — и дальше начинает рассказывать о том, что узнал недавно.

Прослушав очередной рассказ на самую, порой неожиданную, тему, я задаю уточняющие вопросы для достижения полной просветлённости или чтобы узнать источник информации. Лёша с удовольствием объясняет: слушал передачу, говорил учитель или, что реже, — прочитал где-то.

Мне остается только удивляться широкому кругу интересов внука. Например, не далее, как вчера, когда мы были на даче, я не один раз слышала его приглашение к диалогу:
— Бабушка, а ты знала, что…?

Если возникает небольшая пауза для пополнения воздуха в его лёгких, я иногда успеваю вставить:
— Что дельфины разговаривают? Знаю, не знаю только, о чём... — это я не сама придумала, а взяла из очень милого фильма прежних лет о подростках «Точка, точка, запятая».
 
Вчера, например, он рассказал  о  крокодилах, которые, оказывается, чуть-чуть недоразвитые млекопитающие. А то еще бывают рассуждения на темы физики о плотности жидкостей или лошадиных силах в моторе — это с отцом, я в это время отдыхаю.

Лишь в сторону русского языка мой Алексей совсем не поворачивает голову, и потому ситуация у него с этим предметом довольно напряжённая. И каково мне, филологу, не переживать по этому поводу?

Хорошо понимаю: то, что я могу ему дать, он должен захотеть взять. Без встречного желания  никого еще не удавалось осчастливить насильно.

Моя мечта — услышать от него когда-нибудь вроде:
— Бабушка, а ты знала, что Ломоносов говорил о русском языке?
И напомнил бы мне знаменитое рассуждение Михаила Васильевича, которое звучит так:

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким с неприятелем, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку искусен был, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

Или что-нибудь другое в этом духе… Мы, например, в школе эти слова учили наизусть не только потому, что это  образец литературного стиля величайшего русского ученого-энциклопедиста Ломоносова, но и выверенная оценка такого явления, как русский язык. 

Когда я вспоминаю эти строки, то наполняюсь до краев гордостью за наш великий язык и испытываю счастье от того, что выбрала его делом жизни. Но как пробудить те же чувства — пусть не большой любви, как у меня, а уважения к родному языку — в моей кровиночке, не знаю.

Сентябрь 2021 г.


Рецензии
ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ТРОГАТЕЛЬНО! ВЫ - ПОТРЯСАЮЩАЯ БАБУШКА!
И не переживайте, все Ваши усилия в нем позже отзовутся!

Жаль, что пока нет времени почитать другие Ваши рассказы.
Но потихоньку буду продолжать читать.
Благодарю за доставленное удовольствие...

Светлана Карманова   25.02.2022 17:26     Заявить о нарушении
Светлана, спасибо за то, что читаете и откликаетесь. Свежий взгляд со стороны всегда нужен. Спасибо за поддержку.

Абрамова Лидия   02.03.2022 20:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.