Ават и современный царизм Часть 2 Глава 9

Часть 2
Глава 9
—Что мне делать теперь –сказал Борис Ларин.
—Мы приедем жить в Алушту. –сказал Павел Царёв.
2 просинеца 7519 (15 января 2012) года наши герои перхали жить в Алушту.
Алушта. Таврида (Крым).
Таврида(Крым) в 7520 (2012) году ещё была в составе шакала Табаки.
Здесь Борис Ларин и его дочь быстро пришли в себя.
Таврида (Крым) поражает многообразием различных видов млекопитающих. По-другому его называют второй маленькой Австралией, поскольку на его территории уместились целых три климатические зоны, а именно горный пояс, субтропический и умеренно-континентальный. Благодаря такому различию условий, фауна в этом регионе развилась крайне разнообразная. Также популярен Таврида (Крым) своими эндемиками, которые обитают только в этом регионе страны. Исторические данные гласят, что на территории Таврида (Крыма) пытались выводить даже страусов и жирафов, которые были характерны для этого региона много лет назад.
Это место вдохнуло много писателей и поэтов. Здесь есть в Коктебеле жил Максимилиан Волошин.
Далеко не поэтические мотивы заставили Пушкина в 7328 (1820) году покинуть Петербург: император Александр 1 отправил поэта подальше от столицы, поскольку  тот "наводил Россию возмутительными стихами". Знакомство с прославленным генералом Н.Н. Раевским спасло 20-летнего Пушкина от прозябания в Екатеринославе, куда он был откомандирован "Комитетом об  иностранных поселениях южного края России".  Вместе с семьей генерала больной поэт провел два месяца на кавказских Минеральных водах, а потом прибыл в Крым. Краеведы подсчитали, что за три крымские недели поэт посетил более 50 населенных пунктов, проделал в карете, верхом на лошади и пешком 650 километров, да еще 150 километров - по морю. Крымские реалии, и чувства и впечатления нашли отражение в трех десятках произведений Пушкина,  среди которых такие шедевры, как элегия «Погасло дневное светило», поэма «Бахчисарайский фонтан», роман «Евгений Онегин»... Собственно, пушкинским маршрутом - на Кавказ и потом через Керчь в Крым - путешествует и разочарованный герой стихотворного романа:
Он едет к берегам иным,
Он прибыл из Тамани в Крым,
Воображенью край священный.
     Долго еще вспоминал поэт счастливые дни, проведенные под полуденным небом. В конце 7344 (1836) года он признавался переводчику Н.Б. Голицину, жителю Артека:  «Как я завидую  вашему крымскому  климату;  ... там колыбель моего Онегина, и вы, конечно, узнали некоторых лиц». По свидетельству П. Анненкова, биографа поэта, до появления в Тавриде (Крыму) «тетради его белы и представляют мало пищи уму изыскателя». Однако и богатый, казалось бы, крымский период его жизни и творчества породил массу вопросов.  Пушкин не вел дневников,  и все его житейские впечатления фактически уместились в двух небольших текстах: письме брату Л.С. Пушкину от 12 хмуреня 7328 (24 сентября 1820) года и «Отрывке из письма к Д.», относящемуся к 7332 (1824) году. Находясь в плену романтических чувств, поэт не придавал значения «житейской прозе» - тем реальным деталям и приметам, благодаря  которым можно воспроизвести обстановку, в которой жил и творил: природа, жилища, погода, климат, местные нравы, встречи с людьми.
Впрочем, вкус к реальным деталям («фламандской школы пестрый сор») развивался у романтического поэта буквально на глазах. Достаточно сравнить два описания Гурзуфа, между которыми дистанция всего в четыре года. Попробуйте узнать что-то о реальном татарском поселении в следующем описании:"...счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, - горы, сады, море.... «Сопоставьте сие эмоциональное, но беспредметное описание с пейзажем, воспроизведенным спустя годы:» Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы, плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам; тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ими; справа огромный Аю-даг...». Тьма живописных деталей!
Работая над «Евгением Онегиным», Пушкин явственно ощущал смену своих эстетических ориентиров.
В Тавриде (Крыму) писателем были созданы пьесы «Три Сестры», «Вишнёвый Сад», множество крупных и мелких рассказов. Чехов был знатоком курортной жизни, за долгие годы научившись видеть оборотную сторону праздного отдыха.
Вот ещё кто был в Тавриде (Крыму):
1. Толстой Лев Николаевич
2. Куприн Александр Иванович
3. Максим Горький
4. Бунин Иван Алексеевич
5. Грин Александр Степанович
6. Маяковский Владимир Владимирович
7. Набоков Владимир Владимирович
8. Айвазовский Иван Константинович
9. Рубо Франц Алексеевич
10. Левитан Исак Ильич
11. Куинджи Архип Иванович.

Дом наши герои купили у самого Чёрного моря.
Борис Ларин влюбился в двадцатипятилетнюю Зию Левию.
Зия Левия была из крымских татар и жила в селе Лазурное. Её предеки побыли с Альфы Центавры на землю. Здесь они крестились сметными жителями.
Ясмина Ларина не приняла по началу мачеху, но 2 березеня 7520 (15 апреля 2012) года Ливия отвезла её Кырк-ор или Чутфут-Кале.
В пещере 558 метров над уровнем моря они повели весь день. Тут к Ясмине явилась Дороти Данте и сказала, чтобы она приняла Ливию.
Ясмина послушалась свою маму и приняла Ливию.
— Тут красиво. —сказала Ясмина Ларина. —как любди здесь могли жить.
Ливия рассказала историю этих мест.
Чуфут-Кале возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений.
     В 1-м веке по Рождеству Христову тут появляются первые поселенцы, которые отметились созданием нескольких вырубок в естественных гротах.
     Во 2-м веке появляются следы создания храма, помещений для иноков.
     За полторы тысячи лет здесь было вырублено более 150 пещер, гротов и вырубок разной величины и формы, которые отличаются качеством и стилем обработки стен и проёмов отражая культуры людей, здесь остановивших свой бег и эпох, давно отошедших в Лету.
     Основные пещеры и пещерки составляют подобие пчелиных сот, расположенные друг рядом с другом и в разных уровнях.
     Над пещерным комплексом был наземный город, который строился из сырцового кирпича и из дерева. Почти ничего не сохранилось. Остались только Мавзолеи пятисотлетней давности и фундаменты строений.
     Сохранились остатки караимских жилых построек типа кенасс, относимые археологами к 16-му веку.
     Есть крепостная стена, которая отделяет Новый город от Старого. Высота стены достигает 10-ти метров. В стене сделаны арочные ворота с четырьмя башнями.
     Город разместился на скалистом плато на высоте 600 метров недалеко от Бахчисарая.
     Подходы к крепости очень сложные, везде скалы. Есть только небольшой и узкий проход к этому пещерному комплексу.
     Караимы расшифровывают именование своего города Чуфут-Кале следующим образом: слово «кале» было получено от крымских татар, и означает крепость. Первая часть названия города, слово «чуфут», караимскими лингвистами определяется как еврейский. Таким образом Чуфут-Кале по-русски означает Еврейская крепость. С этим согласны и караимские историки, которые по всем поводам истории, в которой они хоть и не участвовали, но были наблюдателями, имеют своё мнение, основанное на тайных архивах.
     Есть среди скал, окружающих город Чуфут-Кале, скала с названием Села-Юхудим, что означает скала иудеев, есть Села ха-Караим, скала Караимов, эти названия часто упоминаются в караимской литературе 18-го и 19-го веков.
     Караимы дают ещё одно толкование слова «чуфут», определяя его как двойной. То есть тогда Чуфут-Кале переводится как Двойная Крепость.
     В 5-м веке по Рождеству Христову на плато, где позже будет основан город, возникает Фулла, в переводе Высокое Гнездо, легендарная укреплённое поселение, которое считалась и сейчас многими считается, выдумкой античных авторов. Местные исследователи относят возникновение Фуллы на время ещё до рождения Христа.
     Основателями Фуллы считаются аланы, которые используя пещерные скалы, создали тут укреплённый пункт, из которого совершали набеги на византийцев, стремившихся в это время полностью подчинить себе полуостров. Пещерная крепость Фулла стала для византийцев камнем преткновения. О Фуллах сообщают многие источники в связи с историей Херсонеса Таврического. После упадка Херсонеса, о крепости Фулла забыли.
     В 6-м веке по Рождеству Христову аланы значительно укрепляют свою крепость, появляется наземная часть с элементами стен. Остатки сооружений этого времени позволяют предположить о нахождении в Фуллах знатных людей аланского общества.
     На несколько веков город исчезает из исторических сводок, хотя легендарный город Фулла упоминается, но без географической привязки.
     Фуллы были центром Фулльской епархии Константинопольского патриархата. Фуллы вместе с её Епархией размещали в разных местах. Была она в Мангупе, в Бакла, в Инкермане, в Никита, в Кастрополе, в Старом Крыму, в Симферополе, и в Чуфут-Кале.
     В 9-м веке в Фуллах являл свои чудеса просветитель Константин, где-то здесь он учился у старца в пещерах древнерусскому языку и нашёл древнее Евангелие, по которому создал новое на глаголице.
     В 13-м веке крымские татары создают здесь независимое княжество Кырк-Ер.
     В 1253-м году здесь, по всей видимости, побывал Рубрук, который назвал крепость как Кырк-Ер, что с тюркского языка означает сорок замков. Так или похоже эта крепость официально называлась вплоть до 17-го века.
     В 13-м веке город становится небольшим княжеством Крымского Юрта Золотой Орды. Это была столица княжества кыпчаков под тем же именованием. Кыпчаки тогда боролись за независимость от ханов Золотой Орды.
     С 13-го века Кырк-Ор управлялся Хаджи-беком, дедом принцессы Джанике, дочери Тохтамыша, будущей правительницы Крыма.
     В конце 13-го века в исторических описаниях появляется новое именование крепости Гевхер-Кермен, Крепость драгоценностей. По всей видимости, имелось в виду, что тут традиционно хранилась ханская казна. Это факт поднимал престиж города, но одновременно город со своими драгоценностями становился предметом вожделений нежданных гостей.
     В 1299-м году по одним источникам Кырк-Ер, по другим Кырк-Ор, захватил Хан Ногай, Эмир Золотой Орды. По всей видимости, кыпчаки вступили в его орду и ушли вместе с ним. Город пришёл снова в запустение.
     С 14-го века Кырк-Ор становится столицей Крымского улуса. Здесь построена мощная крепость.
     Начиная с 14-го века Ногайский бей Яшлав выселяет сюда караимскую общину, которая, обосновавшись тут, назвала своё новое обиталище Чуфут-Кале, кое именование они использовали лишь в своей среде.
     В 1320-м году хан Джаныбек собирает со всего Крыма оставшихся караимов и поселяет их в Кырк-Ер, добавляя к ними крымчаков. Большинство горожан составляют именно они. С этого времени у города были два именования. Одно прятали в своих анналах караимы, называя его Чуфут-Кале (Еврейская Крепость), другое, официальное название его, было Кырк-Ер, оставшееся ещё от кыпчаков и Кырк-Ор от крымских татар.
     В 1367-м году в городе Кырк-Ор родилась мать Джанике, которую звали Тогайбек, жена Тохтамыша.
     В 1384-м году в Кырк-Оре родилась Джанике, дочь Тогайбек и Тохтамыша, чингизидка, правнучка Чингисхана. Караимы называют Чуфут-Кале её родовым поместьем в Тавриде (Крыму).
    В первой четверти 15-го века город становится средоточием борьбы за власть над всем Тавридой (Крымом), и, после его обособления от Орды. В это время Чуфут-Кале начинает активно развиваться, поскольку тут обосновались почти все крымские ханские Юрты, а город становится столицей Крыма.
     В 1409-м году Джанике спрятала в Кырк-Ор своего брата Кадыр-Берды от своего мужа Едигея, Эмира Ногайской Орды, который не являлся чингизидом и стремился убрать всех претендентов на ханский трон в Золотой Орде.
     В 1416-м году Джанике совершает хадж в Мекку. После этого события её влияние в мусульманском мире возвысилось. Это укрепило её авторитет и влияние среди властителей Крыма.
     В 1420-м году Кадыр-Берды, брат Джанике, становится ханом Золотой Орды, ему тогда было всего 14 лет. Однако в битве с Едигеем, своим отцом, оба погибают.
     С 1420-го года Джанике, как старшая по роду Тохтамышей, заняла престол в Кырк-Оре. Её правление длилось до 1437-го года, года её смерти. В её правление Крым постепенно отдалялся от Золотой Орды, которая была раздираема постоянными рознями в борьбе за престол. Все эти годы Джанике поддерживала Хаджи Герая, правнука Чин-Гис-Хана, считая, что только он сможет полностью обособиться от Золотой Орды и создать независимое Крымское ханство.
     В 1421-м году при Хаджи Герае город становится столицей Крымского Юрта.
     В 1428-м году Таврида (Крым) отделяется от Орды, открыв новую историю кровопролитной борьбы за власть между династиями Гераев.
     В 1437-м году, после кончины Джанике, крымские ханы построили в её честь Мавзолей в Кырк-Оре, куда и возложили её тело с почестями и с титулом Великой Государыни.
     Начиная с первой трети 15-го века Кырк-Ор постепенно становится одним из самых богатых городов в Крыму. Здесь хранилась казна управителей Крыма, сюда после создания Крымского ханства в 1441-м году стекались все налоги и дани Крымских данников Джанике и Хаджи Герая.
     В 1441-м году Хаджи Герай основал, наконец, Крымское ханство, сделав город Кырк-Ор его первой столицей.
     Рассказывают, город был настолько богат, что его ханы украшали драгоценными камнями стены города и его въездные ворота. Отчего гости и посетители города стали называть его Гевхер-Кермен, что означало Крепость драгоценностей.
     В 1466-м году Хаджи-Герай умирает и его место занимает его старший сын Нур-Девлет, который не стремился к независимости от Золотой Орды.
     В 1467-м году Менгли-Герай, шестой сын Хаджи-Герая, который всё детство и юность провёл в генуэзском городе Каффа, с помощью крымской знати свергает Нур-Девлета и садится на престол крымский в столице Крыма городе Кырк-Ер.
     Главной внешнеполитической целью Менгли Герая была борьба с Большой Ордой за независимость Крымского ханства. Главным его союзником в этой борьбе было Московское Княжество.
     В 1478-м году Иван Третий направляет русский отряд в Кырк-Ер на помощь Менгли-Гераю. Со своей стороны, Менгли-Герай ходил походами против Польши и Литвы, которые противились независимости Московского и Крымского княжеств от Золотой Орды.
     В 1502-м году Менгли Гирай переносит свою ханскую резиденцию в Салачик, небольшое село под Бахчисараем. В Кырк-Ер он оставил только караимов, крымчаков и местных жителей Крыма.
     С начала 16-го века величие Пещерного города постепенно стало блекнуть. Несмотря на то, что основным населением тут были караимы и крымчаки, к войнам неприспособленные, крепость Чуфут-Кале оставалась несколько веков одной из важнейших в политике Крымского ханства.
     В 16 веке в Чуфут-Кале был размещён монетный двор Крамского государства.
     В 16-м веке официальное название города Кырк-Ер сменяется на Чуфут-Кале, караимы добились своего. В крепости города теперь содержались высокопоставленные военнопленные, свободу которых обменивали за выкуп. Высокопоставленная тюрьма расположилась в Пещерном комплексе, откуда было невозможно сбежать несмотря на то, что дверей тут не было.
     В 1577-м году тут содержался опричник Василий Григорьевич Грязной.
     В 1650-м году Николай Потоцкий отправился в Крымское ханство в качестве заложника за своего отца Николая Потоцкого.
     В 1661-м году после битвы под Чудновым сюда попал боярин воевода Шереметев. Сидел он тут до 1681-го года, пережив четырёх ханов.
     В 1668-м году сюда был заточён Князь Ромодановский. Тут он находился вместе с боярином Шереметевым. Оба были выкуплены в 1681-м году. Но прожили после освобождения недолго.
     С 17-го века караимы составляют самую значительную часть населения города. Сюда перебирались все их соплеменники, которым препятствовали жить в других местах Крымского ханства.
     В 18-м веке в Кырк-Ор насчитывалось больше 500 усадеб с земляными наделами и не менее тысячи юрт.
     В 1783-м году Таврида (Крым) был присоединён к Российской Империи.
     В 1784-м году город с ночёвкой посетила Екатерина Вторая. Это считается легендой, которую не подтверждают и сами караимы, хранители городских древностей. Но именно на время возможного посещения Чуфут-Кале приходится её знаменитый указ о снятии всех запретов на расселение караимов и крымчаков по землям полуострова. Они стали расселяться по всему Крыму, Чуфут-Кале опустел.
     Ко времени краткого нахождения Екатерины Второй относит история прибытие в Крым некой делегации то ли из Абхазии, то ли из Картли, с просьбой о некоторых льготах. С собой они привезли подарки. Один из послов всегда возил с собой сонник св. Кананита, любимца Иисуса. Караимы, узнав об этом предложили за этот сонник столько денег, сколько бедный посол не смог сосчитать за всю свою жизнь.
     Упаковав этот сонник в золотой футляр, караимы преподнесли его в качестве дара Екатерины, снабдив свой подарок удивительными легендами о его истории.
     Такой сонник у Екатерины действительно был. Она привезла его в Питер и некоторое время держала его в своей спальню. Но однажды утром он попался ей в руки, и она стала разгадывать по нему сны своих фрейлин, чем подняла значительно свой авторитет в их шаловливых умишках, поскольку сонник толковал их сны с самых интересных точек зрения.
     Более вероятна версия, что сонник был куплен у абхазов несколько ранее. Только караимские богословы могли сохранить эту рукопись в своих пещерах. К тому же нужно было перевести сонник на русский язык, чего абхазы вряд ли могли сделать. И ещё один момент, в сновидениях и в толкованиях заметны элементы поздней средневековой культуры, иначе бы он вряд ли заинтересовал царственную особу.
     Не этот ли, действительно Царственный подарок, подвиг неуступчивую Царицу подписать вольную для караимов. Обычно она евреев не жаловала особыми вольностями.
     В 1852-м году Чуфут-Кале был полностью покинут его древними жителями.
     В конце 19-го века тут живёт только одна семья смотрителя комплекса.
     До 21-го века дожили только 2 усадьбы. Одна принадлежала Аврааму Фирковичу, знаменитому фальсификатору, создававшему непревзойдённые и до сих пор неопровержимые литературно-исторические фальсификации, к примеру, письма Царя Хазарии иудеям в Испании. Другая усадьба принадлежала газзану и вероучителю Соломону Бейму, который составил каталог посетителей Чуфут-Кале со времён ещё до Рождества Христова.
     Говорят, тут есть одна пещера, что тянется до самого дна, а оттуда в подземное царство Арсании. Если проникнуть на трассу Арсании, то до Парижа меньше часа. Билет не нужен, заместо билета нужно вырубить в земле 100 кубов камня для туннельных дорог Арсании, и тогда получишь единый проездной на год во все концы подземного Мира.
     Крепость Чуфут-Кале входила в систему укреплений на подступах к Херсону через горный Крым, куда входили также укрепления в  городах Сюрень, Эски-Кермен, Мангуп (Дорос), Инкерман (Каламита) и другие, у чём писал Прокопий.
     Византия, прилагая много усилий в продвижении своего влияния в Крыму, вкладывалась в строительство храмов в города и крепостях Крыма, не обйдя своим вниманием и Чуфут-Кале, где была обнаружена большая базилика с мраморными архитектурными деталями. Такие же были найдены при раскопках древних городищ в Мангупе, Эски-Кермене, Партените.
Те кто смотрел фильм «Аватар» могут себя почувствовать на Пандоре.
Вечером Ясмина и Левия вернулись в Алушту.


Рецензии