И ещё раз о Довлатове

       Прочёл только что у своей хорошей здешней знакомой заметку о Довлатове и не смог удержаться,чтобы ещё раз о нём не написать (я уже где-то о нём писал,кажется,в ЗП-3 или ещё где-то - желающие могут покопаться в моём "мусорном контейнере" и отыскать).Итак,Сергей Довлатов...
       Я уже больше года провёл в западной части Европы - в Словакии...Почему в "западной"?Потому что числю Европу от Владивостока до "фунтовой зоны":Европа,на мой взгляд - это некое "историческое ядро",со своими устоявшимися и тщательно оберегаемыми моральными устоями,то бишь то,что есть на данный момент Россия,но никак не западная цивилизация,на сегодняшний день больше напоминающая Азию времён Чингиз-хана:пришёл один воитель - одна мораль,пришёл другой - другая,сплошное "чего изволитесь-с".Пока что в Европе толпы "завоевателей" из Азии,но,думаю,последуют такие же безграмотные и аморальные и из других частей света.Впрочем,я отвлёкся.
       Мне нравится многое,написанное им в СССР,я даже сравнил его тогдашнее творчество со "скрипом оторвавшейся жестяной крыши дровяника на осеннем ветру" (кажется,так),но мне абсолютно не нравится всё его эмигрантское творчество.Почему?
       Помните возвращение Солженицына на его "историческую Родину"?Как вы считаете,почему оно состоялось именно из Владивостока?Разве нельзя было просто купить билет на московский рейс и прилететь в "первопрестольную"?Ан нет - Алекс андр Исаевич задумал свой приезд как более позднюю "триумфальную" поездку северокорейского очередного Ким - какого-то там - Сена.Н-но - не получилось.Почему?Почему наши (тьфу! - совсем позабыл,что у меня "нэзалэжная" прописка)...почему ваши либералы не наскребли денег на восторженную толпу,встречающую его буквально на каждом полустанке?Видимо,наш (и на этот раз - наш,наш,наш!) народ ещё не дорос до "либеральных" ценностей...Да ну его,Солженицына,я ведь о Довлатове собрался писать!Итак Довлатов...
       За этот год с небольшим проживания в Словакии я полюбил словаков - они гораздо проще и наивнее,чем мы:они не обворуют соседа (как обворовал мой пустой дом в этом январе соседский сын),они всегда скажут "Спасибо" даже за малейшее проявление вежливости с твоей стороны - у них просто не может быть места в голове "задним" мыслям и они не завистливы,абсолютно не завистливы!Пусть они получают не много и их пенсионеры,как и я,толкутся у полок с уценённым товаром,пусть они,как и я,имеют возможность надеть свою "нарядную" одежду только для еженедельного похода в супермаркет,но они не завистливы,абсолютно,вот так!
       Итак,Сергей Довлатов...Можно жить,постоянно сомневаясь в "правоте" своего проживания на Земле,можно жить,не понимая,для чего ты "здесь"...Но можно ли сменить "историческое ядро" своего "я":то,с чем ты вырос из материнского молока?Нет.Человек просто "ломается",что и произошло с Довлатовым:в эмиграции он потерял свой дар.И пусть пишут о том,как тайно,чуть ли не по крупицам вывозили "за кордон" его "Зону",я только криво усмехнусь:"А оно того стоило?Стоило вывозить этот "мини-Архипелаг Гулаг" в страну,в настоящее время ставшую Гулагом для белых?Стоило вывозить его в Европу,ставшую в настоящее время своего рода "проституткой":чей газ,тот и прав?В Европу,позабывшую свои моральные устои и оправдывающую любые бесчинства новых орд азиатских захватчиков"?
       Вспомните  трагедию с "Норд-Остом",вспомните более ранние Беслан и...(позабыл).Нельзя соглашаться на "силу" чужой и чуждой морали - её надо отвергать такой же "силой" своей:"сила" понимает" только "силу",но никак не либеральную всетерпимость.
       Итак,о Довлатове.Настоятельно рекомендую прочесть "Заповедник".И всё  - о мёртвых либо хорошо,либо...
      


Рецензии