Актуально ли сегодня учение Карла Маркса
Выдающийся исследователь развития экономической мысли М.Блауг писал: «Маркс всё еще актуален как ни один из авторов… Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался тысячекратно, но он сопротивлялся всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим. Сейчас никто не ратует за Адама Смита или Рикардо, но по-прежнему у некоторых поднимается кровяное давление, как только Маркс становится предметом исследования» (Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994, с. 207).
А вот высказывание другого исследователя современного общества: «Повсюду, где существуют обиды, несправедливость, неравенство, повсюду, где на пути исполнения человеческих желаний встают какие-либо преграды, – марксизм становится каналом для выхода недовольства и агрессии» (Новак М. Дух демократического капитализма. Минск: 1997, с. 209).
Комментируя доклад министерства обороны Великобритании под названием «Будущая стратегия обороны» (2007), в котором сделан вывод о том, что через 30 лет мир охватит эпидемия марксизма, контр-адмирал К.Перри писал: «Спасаясь от глобального неравенства и усиливающегося падения морали, люди будут искать прибежище в более жёстких системах взглядов. А это в первую очередь такая стройная политическая идеология, как марксизм».
В этих высказываниях скрывается в общем-то и ответ на вопрос – каковы причины столь необычайной силы воздействия учения Карла Маркса на умы людей.
Во-первых, Карл Маркс впервые в истории философской мысли сформулировал логически безупречную методологию научного познания общества, сплавив воедино диалектическую логику Гегеля, материализм и политэкономию. Он рассматривал развитие человечества как естественноисторический процесс, определив закономерности взаимовлияния научной мысли, техники и технологии, экономических отношений, политики, религии, искусства и морали.
Именно его методология позволила предсказывать траекторию исторического процесса как результат взаимодействия объективных закономерностей и случайностей.
Во-вторых, Карл Маркс предпринял в своих трудах, особенно в «Капитале», классическое исследование капиталистического общества. Он в середине XIX века сформулировал закономерность появления глобального капиталистического хозяйствования, открыл закон всеобщего капиталистического накопления, раскрыл тайну возникновения прибыли из прибавочной стоимости.
В-третьих, он обнажил природу противоречий капиталистического способа производства, предсказав его историческую обреченность и неизбежность становления новой формации, в которой будет наконец-то устранена вековая отчужденность человека от производимых средств потребления на основе двойственности равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда и относительно равных и достойных человека норм средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в обществе количества при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.
Чтобы каждый сознательный член общества мог сам формировать для себя благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды по зарплате от результатов квалификации своего труда и тогда каждый подумает, как ему трудиться на благо общества, если он хочет иметь от общества качественные блага для своей счастливой жизни!
Обеспечивая сознательное и планомерное регулирование производства и распределения средств потребления для развития общественной жизни без периодически повторяющихся разрушительных экономических кризисов общество постепенно придёт к такому распределению и средств коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, средства связи, информации и транспорта. А на рынке могут быть только конечные устройства этих средств коммуникации, если не устраивают стандартные или их общественные формы.
Сегодня, когда в мире вздымается новая волна кризисного цунами, когда к политической активности и решительным действиям пробуждаются десятки миллионов людей, когда происходит противоречивый процесс консолидации левых сил, марксизм вновь становится чрезвычайно актуальным. К нему обращаются те, кто ищет выхода из надвигающейся на человечество катастрофы, те, кто желает обрести уверенность в счастливом будущем для своих детей и внуков. Однако марксизм сегодня нужен уже обновленный, учитывающий новые реалии третьего тысячелетия.
Почему именно марксизм, а не такие современные философские направления, как герменевтика, когнитивный релятивизм, либерализм, неопозитивизм, структурализм и т.п.? Ответ очень простой: ни одно из названных учений не может быть признан истинно научным.
На множестве сайтов в Интернете в настоящее время разыгрываются нешуточные баталии между гуманитариями, пытающимися осмыслить суть закономерностей развития глобального капитализма и пути революционного перехода в социалистическое и коммунистическое будущее при переходе от монополии капитала к монополии закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда.
Многие из них в той или иной мере обращаются к теоретическому наследию Маркса, однако можно констатировать печальный, но неоспоримый факт - до единства среди участвующих в этом походе еще далеко, о чем недавно поведал нам Борис Кагарлицкий в статье «Сухой остаток левого форума».
Анализируя происходившее на форуме, он отметил, что каждый говорил на нем о своем, «…призывы к свержению капитализма чередовались с рассуждениями о достоинствах парламентской республики. Кроме дежурных упоминаний о социализме, коммунизме и революции левая ориентация мероприятия выражалась в периодическом повторении словосочетания «социальные требования».
И еще одно важное его наблюдение, что каждый из участников форума выступал, не считаясь с товарищами. И в заключение своего сообщения Борис Кагарлицкий пришел к единственно верному выводу: «Для того, чтобы левые смогли стать самостоятельной силой, им нужно совершить всего лишь два действия: отделиться от либералов и националистов и порвать с сектантами-безумцами, одного присутствия которых на форуме достаточно для того, чтобы оттолкнуть от себя трудящиеся массы. Потому что интеллектуалы, особенно молодые, ещё могут терпеть пустые лозунги и трескотню революционных речей, а трудящиеся в производстве прагматичны и ждут чего-то конкретного.»
Конечно, размежевание означает сужение политического спектра движения, но в том и состоит диалектика политической борьбы, что сужение политического спектра - единственный путь к консолидации и расширению социальной базы.
Есть такое немецкое выражение - Erst Klarheit, dann Einheit. Не будет ясности, не будет и единства». Мы живем в эпоху освобождения человечества от монопольного ига денег и анархии рынка, что и позволяет капиталистическую эксплуатацию человека. Начало революционного преобразования общества было положено К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые в 1848 году в «Манифесте коммунистической партии» провозгласили неотвратимость гибели капитализма от организованной борьбы трудящихся масс. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Сегодня признак коммунизма бродит уже не только в Европе, но и на всех континентах. Революционный процесс, начало которому было положено во времена Великой Французской Революции, необратим, несмотря на все усилия, которые предпринимали и предпринимают империалисты и их пособники. Даже основатель и исполнительный председатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб на очередной 45-ой сессии вынужден был заявить, что капиталистическая система «изжила себя и абсолютно не вписывается в модель современного мира».
Основоположники марксизма были убеждены в том, что последующие поколения революционеров обеспечат дальнейшее творческое развитие их учения о развитии коммунистической идеологии. Поэтому развитие идей Маркса и Энгельса – важнейшая задача всех творческих сил человечества в его социально-экономическом развитии. Причем их идеи необходимо предъявлять массам таким образом, чтобы их можно было легко и просто понять и усвоить, чтобы они стали основой менталитета и интеллекта будущих преобразователей общества. Чтобы этих людей действительно можно было бы называть интеллектуальной элитой на ниве развития социальной справедливости как мечты всего трудящегося человечества!
Свидетельство о публикации №221110801203
Вадим Бережной 01.12.2021 14:42 Заявить о нарушении
В России не то что нет лидера, вообще НИКТО не предлагает ничего подобного -
В своё время Маркс выработал относительно универсальный принцип социальной справедливости.
Сущность его в том, чтобы за равное количество честно и справедливо нормированного общественно необходимого труда по сложности и ответственности, по трудоёмкости и опасности для здоровья, при узаконенном равенстве ДЛЯ ВСЕХ рабочем времени, у КАЖДОГО добросовестного труженика было право на относительно равные нормы добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды, от их общего производимого в стране количества.
И чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и условия потребления блюд питания, изготовления одежды КАЖДЫЙ мог формировать себе сам по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны!
А рынок можно сохранить на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия всех честно и добросовестно трудящихся членов общества, чтобы и более расторопные и пронырливые не очень обижались...
И чтобы была неотвратимость наказания за ущемление социально-экономических прав других граждан любого нарушившего ЗАКОН по его статьям в соответствии с процессуально-юридическими статьями этого закона!
И ни у кого не должно быть никаких привилегий и льгот жить трудом других людей, кроме как заслуженных и оговоренных в законе, который должны быть принят абсолютным большинством голосов дееспособных и не утративших доверия этого большинства населения страны, в чём и заключается сущность демократического принципа.
Вот тогда каждый и подумает, как ему трудиться и жить в нашем обществе…
А такого на территории России не было НИКОГДА! А из этого следует, что НИКАКОГО СОЦИАЛИЗМА В СССР ТОЖЕ НИКОГДА НЕ БЫЛО!
Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, разбазарив, истощив и загадив эту!
Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!
Разве мы не сможем в своей пока богатейшей природными ресурсами стране обучить и организовать производство необходимого для социально справедливой жизни нашего населения?! Чтобы разнообразно и по вкусам каждого обустроить, накормить и одеть для НОРМАЛЬНОЙ И ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНИ, чтобы люди не стремились нарушать законы! Причём не снижая обороноспособности, оставаясь экономически независимыми от других государств для социального благополучия добросовестного населения нашей страны!
Россияне до сих пор об этом даже и не мечтают, а многие народы мира уже так живут...
Но чтобы такой принцип был выше прежнего права, экономики и политики, то необходимо, чтобы право через закон смогло сделать реализацию социальной справедливости возможной.
Однако известно условие, что право и закон не могут быть выше власти.
Поэтому сначала нужно убедить народ в справедливости такого принципа, объединить в политическую партию и набрать большинство голосов!
Эта партия станет правящей и сможет диктовать свои социально справедливые законы на основе принципа Маркса, который в той или иной мере уже давно работает в таких странах, как Норвегия, Дания, Швейцария, Канада, Швеция, Финляндия, Сингапур, Андорра, Исландия и другие. Но по своим национальным традициям, поэтому и нормы везде разные.
Но принцип везде ЕДИН!
Классика жанра, всё просто!
Но не для народа России…
Аникейская Правда 03.12.2021 16:10 Заявить о нарушении