Сокольница и Даль

   Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
Самуил Маршак

  Вы собирали когда-нибудь , читатель, дикую степную клубнику? Зрелище  в наших краях примечательное. Если бы на поле смотрел из-под облаков  сокол, он увидел бы странную картину, похожую на лунный пейзаж: круги и круги, словно кратеры. А может это работа пришельцев из космоса? Но это не кратеры,  и нее работа пришельцев, это клоны  клубники. Некоторые клоны пустые, другие  с зелеными ягодами, но есть круги,  заполненные красно-белыми крупными ягодами.  И по этим кругам, как и тысячи лет назад,  ползают на коленях несчастные местные жители, только не с лукошком, а с пластмассовым ведерком. В тот жаркий июльский день ползал и я, пока не увидел в траве зелено-голубой насмешливый глаз на зеленом кресте. После этого я еще долго ползал, только не с ведерком, а с «мыльницей», что всегда готовая к таким случаям хранилась в кармане. Это растение я не знал, хотя в каком-нибудь античном травнике ему  уже уделяли почетное место, как лекарству от всех болезней, даже от чумы.  Это и был соколиный перелет.

       Почему соколиный перелет? Сразу скажу: не знаю. У этого растения тысяча имен и большая часть нам горожанам непонятна. Загляните в словарь Даля и выв в  этом убедитесь. Ботаники называют его горечавкой крестовидной, или сокольницей перекрестной. Это слово  «крест»  рефреном звучит в названии растения на всех языках в мире, даже в мире волшебников. Ведь не случайно Гарри Поттер не мог произнести страшное заклинание «круцио» даже против врагов. И если в народе называли его «казаком», это можно понять. Кресты в старину украшали грудь казака. И уж совсем понятно название «петров крест». Там, где народная медицина бессильна, люди обращались к божественной помощи. Просят они помочь  хранителя ключей от Рая избавиться от болезненных мук, ведь сам он принял мученическую смерть на кресте. Увы, название это присвоили многим растениям, и сразу не поймешь к какому именно. Больше всего знают розового паразита.  Не лучше, кстати, обстоят дела и в небе. У русского человека неба нет, оно греческое или арабское. Даже что такое «Петров Крест» среди созвездий, мы не знаем. Одни утверждают, что это пояс  Ориона, другие, что это Лебедь. Я со школьных лет привержен последней версии.  Действительно Лебедь так и называют «Северным крестом» и Денеб горит в его лапах. Но почему «василиса»?  У растений, существ неодушевленных, нет имен.  Некоторые названия сокольницы в словаре Даля вообще со знаком вопроса. Смысл их утерян.

        Часто ли вы, читатель, заглядываете в словарь Даля? Писатели  ищут там экзотические словечки, не проще ли просто погуглить?   В предисловии  к своему труду, которому он, датчанин и русский патриот, посвятил полвека, Даль предвидел неизбежное. Русский язык перестанет быть живым, он станет литературным. Перед смертью Ленин как то заглянул, наконец,  в словарь, и отверг его: устаревший и областнический.   Но именно в перекличке областей и протекала тогда жизнь русского языка, особенно в названиях растений. Бывают языки мертвые, такие как санскрит и латынь. Русский язык сегодня не мертвый, но жизнь в нем совершенно другая. И это жизнь, конечно, не для растений. Названия их или латинские, или сугубо научные. Но ведь хочется иногда побывать в других мирах!

      Кто из горожан сегодня видел соколий перелет? За Уралом, в Европе,  это растение сегодня в Красных книгах, а ведь еще сто лет назад его встречали на Воробьевых горах. Но сокольница растение непредсказуемое. Оно есть везде, но может быть почему-то обильным, или редким. Вот недавно обнаружили ее заросли в черте  Москвы, через сто лет! А если встретите, будет чем полюбоваться. Блестящие, с четкими жилками листья поднимаются из розетки. Какого цвета лепестки трудно понять, снаружи они светло-зеленые, внутри голубые, а в самом центре белые. Переливы их сродни  игре полудрагоценных камней.  Цветы полны нектара, но добраться туда можно только через узкие щели, образованные тычинками. Приходится шмелю покрутиться, чтобы принять позу, необходимую для опыления. Такие цветы называют револьверными. Чтобы не случилось самоопыления,  тычинки созревают раньше пестиков. Для теории Дарвина такие приспособления приятный подарок.

         И для вас, читатель, природа может преподнести такой  подарок, вы встретите соколиный перелет, и будете им любоваться,  и не будете вспоминать его лекарственные свойств, тем более пробовать горечавку на вкус. Вы откроете словарь Владимира Даля, это можно сделать и в ноябре, когда у писателя день рождения, и погрузитесь в  мир живого великорусского языка, в мир,  когда в каждой нашей губернии  имена растений звучали по-разному, часто таинственно, часто многозначительно, часто совсем непонятно, а главное разнообразно. Вспомните ответ  Александра Блока  на вопрос в анкете: «Ваше представление о несчастье». Блок ответил: «Несчастье это однообразие во всем». Спасибо тебе, сокольница, ты открываешь нам новые миры.


Рецензии
Спасибо, Юрий, преинтересно! Открыла Словарь Вл. Даля.
Сокольница, горечавка, горчай, горчанка. Соколья трава, мышьи ушки, нечуй-ветер — магическая трава в славянском фольклоре, которая имела обыкновение зимой произрастать по берегам водоёмов.Обладатель такой травы получал способность останавливать ветер на воде, предотвращать потопление своей лодки...
Новые миры! Многообразие, как я понимаю, способствует притоку энергии.
Приглашаю вас к прочтению:
http://proza.ru/2021/11/15/1443

Валентина Томашевская   18.11.2021 12:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина. Новых Вам миров!

Юрий Панов 2   19.11.2021 19:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.