Дорога никуда А. Грина

      

         Сдаётся мне, что настроение романа «Дорога никуда» А.Грина навеяно нелёгкими днями последних трёх лет жизни великого писателя. Эта тяжесть разлитая по страницам предпоследнего крупного произведения Грина заметно отличает роман от предыдущих его работ, наполненных  светлой надеждой и предвкушением счастья. Безысходность и тяжёлый рок давлеющие над Тирреем Давенантом, как бы зеркально отражают судьбу самого писателя тех горьких несчастливых лет. Вдруг только-только замаячившая надежда на благополучную, достойную жизнь прерывается грубой рукой судьбы. Внезапный обман издательства, безденежье, нищета, безразличие и недоброжелательность окружающего мира находят отражение в судьбе Тиррея Давенанта бьющегося словно рыба об лёд, в попытках вырваться из нахлынувших проблем.  Нотки безнадёжности, отчаяния, трагедии, как ни в одном из произведений Грина звучат здесь с особенной силой, как и тоска по достойной, счастливой жизни, среди благородных и красивых людей, которую Грин хотел, но не успел, не смог прожить.

              Словно воспоминания о молодых, нелёгких годах и событиях последних лет соединились в его герое в трагический апофеоз и нескончаемую драму, в попытку всеми силами противостоять оскалу судьбы. Несчастливое детство, бесприютное полуголодное бродяжничество, полукриминальное бытие, и, наконец, подробное описание будней тюремной западни Давенанта напрямую указывают на связь автора со своим главным персонажем, проведя его через все круги гриновского ада.

                «Дорога никуда» - наиболее реалистичное из крупных произведений Грина, и это несмотря на то, что действие романа происходит в традиционной Гринландии – эдеме Гриновского романтизма. Можно подумать, что будто рушится и трещит по швам традиционно-прекрасный мир Грина, и, автор, предчувствуя печальный итог своей судьбы, словно пытается вырваться из лабиринта неудач и несчастий. Бездонная пропасть на пути к благородному существованию, делают попытки преодолеть препятствия бесполезными, а цель – недостижимой, повергают в отчаяние, вполне оправдывая название романа.

               События в духе Горького, Диккенса или Гюго разворачиваются перед читателем, события насыщенные: предательством и благородством, низостью и самопожертвованием, щедростью и маниакальной жадностью, - заставляя сопереживать главному герою, проклинать негодяев и удивляться превратностям нелёгкой судьбы Грина-Давенанта.

                Ни в одном из произведений Грина, как в этом, нет столько оскорблённого благородства и так рано повзрослевшего отрочества, такого подробного описания пьяного разгула и недолюбленного дества. Жгучая необходимость защищать свою честь и водочная брутальность встречаются здесь с регулярным  постоянством, так же, как и описание глупой, беспомощной невинности с последующим крахом наивных  надежд. Суровая, бесчувственная реальность намертво вцепилась в свои романтические жертвы пытаясь сполна поквитаться за то, что они осмелились нести в себе свет и счастье нездешней жизни.

               Вместе с тем в «Дороге никуда» Грином, в противовес беспросветной безысходности, изображена отчаянная попытка горстки отважных удальцов противостоять подлому и расчётливому миру, и, как видно из дальнейшего повествования, физически, мир оказывается сильней. Власть, богатство и дьявольская изворотливость скользких дельцов превозмогают почти все благие намерения друзей Давенанта, оставляя в своих чертогах всё то же ненасытное материальное могущество и властное превосходство, хотя и ценою нравственного самоубийства.

                В образе Ван  Коннета, типичного отпрыска сильных мира сего, автор красноречиво изобразил на редкость отвратительнейшую и бесчувственнейшую душу, исключительное  умение делать несчастными всех с кем он соприкасался и как итог – его полное нравственное разложение.  Гнилое, лживое нутро, скрывающееся за привлекательной внешностью, высоким происхождением и хорошими манерами, лишь усиливают неприязнь к персоне Ван Коннета и персонам его окружающим, и тем сильнее свет самопожертвования и товарищества разлитый в сердцах сорвиголов пытающихся спасти главного героя.

             Пускай итог романа – мучительная смерть Давенанта  и в дребезги разбитое сердце Консуэллы – трагичен, но торжеством благородства и искренней дружбы увенчаны все страдания и беды выпавшие на долю так искренне любивших и стремившихся к счастью героев.
                Виталий Сирин
                Май 2020г


Рецензии
Очень нравится А. Грин.

Константин Ольховский   10.11.2021 11:39     Заявить о нарушении