Сын

  Как часто люди боятся рассказывать даже близким о том, что их волнует, а когда встречают незнакомого человека, которого больше никогда не увидят, готовы поделиться самым сокровенным. Психологи  говорят, что это «эффект случайного попутчика»: поговорили с человеком и всё, больше с ним никогда не увидишься. Не станет незнакомый человек осуждать, в душе копаться, может даже советом поможет. Советы постороннего человека и выслушивать проще. Всегда можно прислушаться, а можно и без внимания оставить. Кто спросит! И эмоции свои сдерживать не надо, притворяться. Кто проверит, так ли всё было на самом деле? Кто будет копаться в чужих переживаниях? Камень с души сняли, выплакали всё недосказанное и легче стало. Попутчик становится «случайным психологом», лекарем измученной души. И всё.
 Однажды я сама оказалась в роли такого случайного попутчика. Всё как обычно. Дорога неблизкая. Электричка до города идёт часа три, за это время можно и подремать, можно и билеты повторить. Тогда я ещё училась заочно, времени, как всегда, не хватало, потому, каждую свободную  минутку использовала. В это утро вагон был полупустым, но женщина, которая вошла перед самым отправлением, оглядевшись, попросила разрешения присесть рядом со мной. Я приветливо улыбнулась.  Через пару минут электричка тронулась, за окном замелькали огни придорожных станций, деревья, редкие деревушки. На каждой остановке входили и выходили люди. Наш, последний вагон, оказывался за пределами перрона, поэтому пассажиров на первых остановках совсем не прибавилось, а, наоборот, через полчаса, мы остались в вагоне одни. Женщина, присевшая рядом со мной, вздохнула и пересела на лавочку напротив. В пригородных электричках сиденья деревянные, расположенные напротив друг друга. Ещё раз вздохнув, она доверчиво заглянула мне в глаза  и  заговорила:
-Ты, я смотрю, ещё учишься. Свою семью завела уже, или нет ещё?
-Учусь заочно. Замужем и дети есть, двое.
-Как хорошо! А я вот тоже за сыном еду. Переживаю очень, как у нас всё сложится. Родных уже никого не осталось, совета спросить не у кого. Вся извелась, сколько всего передумала, измучилась. Одни вопросы, а ответа  как не было, так и нет.
Женщина снова вздохнула, казалось, что ей не хватает воздуха, чтобы поделиться наболевшим. Сняла очки, аккуратно протёрла их тряпочкой и спрятала в сумку.   Выглядела она очень усталой и, действительно, измученной. По-другому не скажешь.  Морщинки у глаз, пигментные пятна на шее и сухонькие руки – всё говорило  о том, что ей больше пятидесяти лет. Одета женщина была просто, но элегантно: строгий серый костюм без изысков, туфли на низком каблуке. Короткие седеющие волосы аккуратно уложены, на лице минимум косметики. Лёгкий аромат духов из серии цветочных фантазий  был совсем не навязчив, наоборот, придавал завершённость образу.  Было сразу видно, что это сильная женщина, которая может самостоятельно справиться с любой жизненной ситуацией. И, в то же время, сейчас она казалась такой одинокой и растерянной, что хотелось её утешить, приободрить, как-то помочь.
Поэтому, мне не оставалось ничего иного, как сказать стандартные в такой ситуации слова:
-Не волнуйтесь, не переживайте. Всё непременно сложится. Жизнь - такая штука сложная. Всегда надо на лучшее надеяться. В любой ситуации!
-И не говорите.- Женщина снова вздохнула, решая рассказывать или нет о своей проблеме. Наконец, подумав, тряхнула головой и начала свой рассказ.
-Мы с Сергеем ещё в институте познакомились. Он такой весёлый был, ухаживал красиво: цветы, конфеты, сюрпризы разные.  Мы вместе с ним учились, вместе к экзаменам, к зачётам готовились. Он мне предложение сделал перед всей группой прямо на экзамене. Так трогательно, что профессор прослезился. Поженились. Вместе отправились  в первую экспедицию. Что сейчас говорить, но если бы заранее знала, чем всё кончится, никогда бы не поехала. Я со скалы сорвалась, в реку упала. Серёжа меня спас. Только простудилась я сильно, заболела, поэтому и детей иметь не могу.
-А как же сын? Вы же говорили, что к сыну едете?
-За сыном... Понимаешь, детка, всё не так просто. Мы с Сергеем двадцать пять лет душа в душу прожили. Детей у нас не было, зато дом полная чаша, как говорят. Всё в дом, всё в дом. Не дом, а целая усадьба за городом. Серёжа всё обо мне заботился, очень любил, на руках носил. Виноватым себя считал, что в той экспедиции меня не уберёг. Я долго болела, так он меня по курортам возил. Была возможность. Его отец на хорошей должности, да и мой отец в торговле, раньше это ценилось. Только чужого ребёнка Сергею моему не надо было. Долго он не верил, что детей своих не будет. А потом, вроде, как и смирился. Я так думала, да оказалось, зря.
-Почему?
-В соседях у нас семья жила профессорская. Дочка у них, Лидочка, тихая, интеллигентная, болезненная на наших глазах подрастала. С соседями мы мирно жили, по-дружески, не ругались. Потом они в аварию попали: Софья Павловна сразу погибла, а Виктор Иванович на пару недель супругу пережил. В больнице умер, ничего уже врачи сделать не смогли. Лидочке тогда тридцать лет исполнилось. Родителей схоронила, мы помогали, чем могли. Однажды Сергей на рыбалку пошёл, он любитель был рыбку по утрам половить. А там Лидочка, она топиться собралась. Представляешь! Я не знаю, что с моим Сергеем случилось, что у него в голове щёлкнуло,  только он из реки её вытащил, как меня раньше,  и к нам в дом жить привёл. Сказал мне  строго, как отрезал: «Теперь Лидочка с нами жить будет. Никаких возражений». Да я особо не возражала, было жаль девочку. Она же к жизни совсем не приспособлена была: ни приготовить, ни пуговицу пришить. Опекала её, как могла, учила жизни и научила на свою голову…
Женщина вздохнула, думая, продолжать начатый рассказ или остановиться. Она пыталась справиться с волнением. А то, что она волновалась, было видно невооружённым взглядом: лицо покрылось красными пятнами, глаза заблестели. Наконец, она как-то неуклюже взмахнула рукой и продолжила дрожащим голосом:
   -Однажды Сергей мне обыденно-просто, без обид, как само собой разумеющееся, предложил развестись. «Ты,- говорит,- Катерина, слушай и  не возражай.  Я уже всё решил, сто раз всё передумал и взвесил. Мы взрослые люди, роднее тебя у меня нет никого, да и не будет. Обманывать тебя я не хочу. Ты себя не кори, не ругай, только я виноват в том, что детей у нас нет. Я Лидочку замуж возьму, она мне наследника родит в законном браке. Всё честь по чести. Живи в нашем доме, а мы в соседний дом переберёмся».
-Как же так! Столько лет вместе! Вы же говорите, жили душа в душу. Сергей Вас любил и Вы его.
-Вот так… В один миг всю жизнь нашу перечеркнул. Ушёл Сергей, я насильно его удерживать не стала, знала, что не удержать, если он так  решил. Сколько слёз пролила, сколько передумала, одному Богу известно. Да что делать? Если подумать, то правильно, от сухой яблони плода не получить, и от меня ему наследника не дождаться. Только сердце нельзя правильными словами успокоить. Сергея я продолжала любить, потому и  смирилась. Официально развелись,  Сергей всё имущество на меня оформил. Да разве мне это надо. Правда, Сергей продолжал меня любить, заботился, деньгами помогал, можно сказать, что он и не бросал меня. Часто заходил, по дому помогал, на работу подвозил, обо всём рассказывал, иногда и ужинать оставался. (Лидочка так готовить и не научилась.) Молодые поженились, как положено: свадьба была, платье белое, слёзы невесты, гости. Через семь месяцев сын у них родился, Виктором, в честь деда, назвали. Тут уж я нянькой у них стала, к ним в дом переехала, Сергей опять без обид всё сам решил, мне осталось только согласиться. Стали жить все вместе. А Сергей мой как султан: как же, две жены, старая да новая, около него хлопочут. Пелёнки, распашонки, ползунки, игрушки – я всё сама Вите с любовью выбирала, как собственному сыну. Как будто заново жить начала. Какое счастье-ребёнок в семье! К тому же Лидочка очень любила меня, благодарила, сто раз прощения просила за то, что всё так случилось. Но я зла на неё никогда не держала. Может, так и должно было случиться? Это она счастье такое моему Сергею подарила. Он даже помолодел, так и светился счастьем, в сыне души не чаял, а я за них и за себя  рада была. Понимаете, просто рада… Витя подрастал, стал меня бабой звать. Да я и не против этого,  ребёнку не объяснишь, что я ему не бабушка, а жена его отца, пусть и бывшая.
-Вы всё правильно сделали. Вы очень сильная женщина. Я так рада за Вас! Сергею очень повезло.
Катерина запнулась, снова вздохнула и сжала руки так, что раздался хруст.
 -Нет больше Сергея… и Лидочки нет…  Два месяца назад они на курорт поехали, на отдых. Витю с собой хотели взять, да я отговорила. Куда такого маленького с собой таскать? После долгих уговоров, они согласились. А с курорта они не вернулись, самолёт разбился…
  Она замолчала. Глаза наполнились слезами. Было видно, что женщина едва сдерживается. Я присела к ней, приобняла за плечи. Утешать бесполезно, изменить что-то тоже не в моей власти. Все слова, какими бы правильными они не казались, были сейчас лишними. Минут пятнадцать мы ехали молча, потом она промокнула платком глаза и тихо заговорила:
-Сегодня я еду сына забирать из детского дома. Все документы собрала. Нельзя Витю без семьи оставлять. Это же сын, наследник Сергея, а, значит, и мой сын тоже. Правильно? Они должны отдать мне сына!
-Конечно! Я Вас не знаю, но очень горжусь, что Вы такое решение приняли. Не волнуйтесь, всё Вы делаете правильно, всё у Вас получится, всё  будет хорошо!
  Электричка подошла к платформе, заскрипели тормоза, последняя остановка. Как быстро пролетело время. Моя случайная попутчица благодарно прижала меня к себе. Губы чуть заметно шевельнулись: «Спасибо» Она легко поднялась, улыбнулась и торопливо направилась к выходу. Около двери женщина на секунду обернулась, махнула рукой и уверенно шагнула на перрон. Через пару минут она уже затерялась среди пассажиров.
 Я тоже вышла из вагона. Чужая история оставила в душе такой неизгладимый отпечаток, что ни о чём другом сейчас думать не хотелось. Только в одном я не сомневалась, что у этой женщины всё будет хорошо. Она сумеет воспитать отличного человека, похожего на Сергея.
  Конечно, все имена выдуманы, но история настоящая. Похожа ли она на реальную ситуацию, судить не берусь. Но искренне надеюсь, что, если это так, то многие читатели, от всей души, пожелают этой сильной женщине и её сыну счастья.


Рецензии