Курочка Ряба 25. о7. 2023 добавлен новый вариант

(Парадоксы очень значимых смыслов, очень  коротенькой  сказки, на первый взгляд, а так, о причинно-следственных связях и об устройстве мира, и о жизни и смерти.)


Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.

Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.

Дед бил — не разбил. Баба била — не разбила.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, плачет баба. А курочка Ряба кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!



Прочитали,  вспомнили.

Конечно, сказка многоуровневая и это скорее всего обучающая программа и не речью, а с помощью показа и передачи образов. Можно искать смысл в сказке, а можно искать смысл в самом действии.(Яйцо разбить,содержимое скушать, золотой скорлупой воспользоваться по назначению).

Однако и однозначно, что в сказке заложен изначальный логически обоснованный глубокий смысл.


А теперь подумаем:
Для кого сказка писана, что она хотела нам сказать, о чём предупредить?

Есть разные толкования этой сказки. Вот и моё.(Если смею сказать, моя, со многих источников, собирательная рецензия на сказку).

Но в начале вам покажу ряд парадоксов сказки и задам ряд вопросов:

Первый парадокс.
Почему главные герои; не Мужчина и Женщина, не Юноша и Девушка, а именно Дед и Бабка.

Второй парадокс.
Почему сказа обращена именно к старикам, а по сути её то читают детям, зачем старикам сказки, т. е. пожилым людям, где неотвратима старость, как говорится- не до сказок и т.д. И зачем старикам на закате жизни золото, зачем она-Курочка Ряба снесла им золотое яичко, им бы здоровье, да спокойное без приключений долголетие.
Тем не менее, не каждый раз в старости, в конце жизни можно получить такой шанс/подарок, как получить от судьбы золотое яичко.

Третий парадокс.
А точнее, на первый взгляд, полный абсурд; почему вдруг взбрело в голову бить/разбивать, деду и бабе подаренное судьбой, золотое яичко.? Похоже им и в голову не приходило, что случилось чудо. Они не сообразили, не были готовы к такому событию, к такому подарку судьбы, они не восприняли яйцо как золото-драгоценный металл или им бы по привычки разбить яйцо, что бы покушать, а не как богатство.

А может Дет и Бабка вовсе не ставили самоцель разбить или бить яйцо, а на самом деле золотая скорлупа яйца, как  испытание  на прочность своей  судьбы, т.е. на прочность не скорлупы, а прочность своего непоколебимого материального да и земного счастья. А тут, маленькая серая мышка.., несчастный случай.., мышка махнула хвостиком и в один раз, в одно мгновение, счастье Деда и Бабки рухнуло...

Вопрос.
Что могло бы иметь у стариков очень большую ценность (конечно окромя здоровья) и иметь ценность на уровне ЗОЛОТА? (Отвечу в конце, в последнем предложении данного эссе.)
*****
Ещё можно рассуждать примерно так;
Ведь Яйцо всегда было символом жизни, символом возрождения, символом счастья. Но, а тут- «золотое», а золото то ведь скорее символ собственной смерти, нежели жизни. Вопрос, как в неживом, может жить жизнь. Может быть поэтому Дед и Баба пытались разбить такое яйцо и уйти так от судьбы.

Золото, это мир счастливой иллюзии материального мира, а это счастье, как и сам материальный мир в котором мы живём, неустойчивы. Вот чтоб нам это показать и появилась из невидимого серая, маленькая мышка, возможно, как символ, но во много крат могущественнее людских сил, и без труда, как бы нехотя, просто хвостиком разбила золотое яичко, и сделала то, что оказалось не под силу Деду и Бабе.

Конечно, сказка многоуровневая и это скорее всего обучающая программа и не речью, а с помощью  показа и передачи образов.  Можно искать смысл в сказке, а можно искать смысл в самом действии.(Яйцо разбить,содержимое скушать, золотой скорлупой воспользоваться по назначению).

Вспомнил тут про другую мышку, в  сказке "РЕПКА" про деда, где та же маленькая, еле заметная серая мышка решила судьбу деда и репки.

И похоже, именно маленькая мышка и есть здесь в сказке, тот пример невидимой для нас людей силы! А мышка где живёт? Под землёй или в недоступных для людского глаза местах, вот вам и весь сказ, который ещё раз нам говорит о том, что наш материальный мир уступает по силе другому миру и то, что духовность, дух- сильнее материального.

Духовный мир масштабней и значимей нежели материальный.

Конечно, можно сказать, что счастье не в золотых яйцах и не в ювелирных  яйцах Фаберже, а в простых. Когда дед с бабкой били яйцо, они пытались разобраться в своём счастье, но появилась мышка, как кризис, и нет золота, и нет счастья. А вы хотели бы иметь золотые зубы, вместо своих обыкновенных?

Да можно ещё посмотреть и так; как говорят в народе, "Что стар, что млад" ведут себя как дети и не хотели они его, яйцо съесть! Они хотели посмотреть что внутри. Все дети ломают игрушки не что бы их съесть, а что бы посмотреть что внутри и понять как оно работает. (Ну это я так, - для поднятия настроения.)

-Мышь- тут, на первый взгляд, как бы всё понятно, она как медиатор явно, выступает «промыслом» ; случайностью или судьбой. Здесь в сказке - это, как провидение Божие.

В русском славянском языке под мышкой всегда  понимали  мысль. Они и по звучанию схожи. В контексте сказки это случайная мысль. Как и случайное её появление и такой непредвиденный не кем от действий мышки плачевный результат.

Ведь мышка тоже нужна была бабке и деду. Для чего, как вы считаете?
Чтобы показать им ценность той жизни, которую они потеряли?

Вообще Случай это инструмент в руках Бога, а ему все подвластно. Здесь в сказке  случай- это провидение Божие. Дед и Баба не научились контролировать свои нехорошие мысли.  Случайная, ошибочная серая мысль разбивает, рушит символ благополучия - золотое яйцо, уничтожает то, за что люди уже зацепились и стали уже привыкать к своему нечаянному богатству и благополучию, к мысли о незыблемости их богатства и незыблемого прочного счастья.

- Далее, по разбитому золотому яйцу;
И не сильным Дедом и не ловкой Бабкой, которая всю жизнь била яйца в кулинарных целях, так сказать имела в этом деле большой жизненный опыт, а именно Мышкой, да не специально, и ещё так как бы неожиданно, нечаянно, без всяких с её стороны усилий.

Парадокс? Да, а может скорее всего это воля случая, и ещё раз сделаю акцент, ведь не специально мышка  прибежала, в сказке говорится- мышка бежала... просто бежала. т.е. пробегала рядом, случайно пробегала рядом, случайно оказалась рядом с яйцом, случайно зацепила хвостиком, а может не случайно,!?
В сказке говорится-зацепила хвостиком... и стала тем самым  эпицентром сказочного события и "легендарной/героем", хотя именно ОНА, своим действием, и ввела в новое состояние горемык Деда и Бабку.

А Курочка, именно Курочка Ряба, была у СТАРИКОВ, и заметьте, Курочку не подарили СТАРИКАМ, просто была и её не покупали, "ОНА" была как воздух, как сама жизнь, как здоровье которое не купишь не выпросишь, которое есть или его нету, так и курочка Ряба- была и всё тут, просто была, ну как бы Свыше была дана ИМ, мол на те Дед и Баба, пользуйтесь себе на здоровье, на радость.(А почему и зачем была, это уже другая тема.)

И "ОНА", Курочка Ряба, чуть ли не главный герой, символ всепрощения и спасения — ибо "ОНА" обещает создать новую жизнь,  "ОНА" несмотря ни на что, готова снести ещё яичко, но уже простое, и тем самым спасти Деда и Бабку от экзистенциальных мук.

И второе чудо, это способность курицы не только снести яйцо и накормить, но и проявить сострадание к людям.  И тем самым закладывалось уважение к животным не как к еде, но душе.

Во многом, функции Рябы тут даже схожи с Божественными, если судить о ней с точки зрения религии, и появление простого яйца после золотого  , всё таки дают надежду на  жизнь.

По крайней мере курица снесёт старикам простое яичко и утешит тем самым обычную старческую жизнь , мол не смогли сохранить то, что предназначалось вам по праву в золоте, теперь поплакали,  покаялись,  будет вам и простое яичко.


Интересно, что образ яйца, как символа вечной жизни использовался и в древнейшие времена и в позднехристианские — вплоть до наших дней.

Яйцо — общекультурный символ начала и конца жизни. Золотое яйцо — живое в неживом? Попытки разбить его, говорят о безуспешной борьбе с неизбежным, и воля Деда и бабки, ничто, по сравнению с высшей волей.

Но почему в сказке именно золотое яйцо?

И здесь ещё важно сказать, что хоть золото и является символом стабильности материальной вечности, но оно не устояло перед духовными силами и ценностями простого русского народа, что культ золота чужд простому русскому народу, у него нет стремления к роскоши, богатству, наживе.
Чем мы от запада и отличаемся, что нам чуждо стяжательство, и не наш тот царь "кощей" который над златом чахнет и который не думает о своём народе.

Не знаю, можно только предположить, что золотое яйцо может быть это лишь и как  символ золотого числа,  золотой середины или золотого сечения который представляет золотое число 1.618 Хотя в жизни мы всегда произвольно и бессознательно  выбираем золотую пропорцию.

Вот та же, золотая середина, они же единица и ноль, десятка.
В ней все начинается и заканчивается.(Проза.ру автор Татан-"Оккультизм золотого сечения"). 

Да, Дед и Бабка — Старик и Старуха — символизируют некую общую накопленную мудрость поколений представляя собой два начала — мужское и женское.
А как сегодня человек может продлить свою жизнь?
Конечно только  в своём потомстве, потомстве детей и внуков продлить себя и свой род.

А вот Курочка ещё олицетворяет Мокошь (или Макошь) — славянскую богиню, связанную с ремеслами и судьбой.

Мокошь — управляет Временем и Судьбой, хранит домашний очаг и дарит изобилие. Ее образ неразрывно связан с веретеном, нитью, плетением судеб или полотна мироздания.

А почему Курочка именно Ряба?

Эпитет «ряба»  трактуется в контексте слов «рябь», «рябая» — то есть с пятнами другого цвета на основном фоне. В итоге мы имеем некую целостность (космос) состоящую из множества элементов (инфополе) — именно к такому пониманию структуры Вселенной приближаются сегодня ученые-физики.

Если обратиться с древнерусским словам, получается, что «ряба» — «нечто яркое, мерцающее, красивое, состоящее из нитей или пестрого повторяющегося узора» («рясно» — украшение; «ряса» — нитка; «рять» — ясность или яркость) + суффикс «ба» означающий «процесс» (гульба, молотьба, ходьба и т. д.).
 
Получается, что Ряба — это живой мерцающий космос (возможно, темная материя или ноосфера в смысле некого потенциала, готового к раскрытию), а Курочка Ряба — космическая часть Мокоши, то есть разумная и самоуправляемая канва мироздания, созидающая и вечно развивающаяся Вселенная.

Мышь — сакральный образ, который так или иначе используется в преданиях практически всех народов Земли. Любопытно, что чаще всего мышь — это не положительный и не отрицательный персонаж, а скорее — некий парадоксальный герой, который возникает неожиданно не действует по какому-то своему собственному плану/алгоритму, не связанному с общей логикой развития событий. Нередко она связана и с темой Смерти как перехода в некое новое состояние.

Но вот, в сказке неизвестно откуда  появилась мышка- возможно, как из тёмного мира нечисть- разрушила золотой мир и ,делать нечего, пришлось Деду и Бабе осознать жизнь в другой реальности.

Богини Мокоши-интересная логическая цепочка обнаруживается при исследовании различных ЕЁ образов.  Она и создательница (та, что держит в руках нити Судьбы, плетет канву мироздания), и Доля, и Недоля, и Мара, и — наконец, олицетворение Конца — то есть Мышь (заметим созвучие слов мышь и Макошь)!

В этом измерении богиня воспринимается как смерть, а хвостик, которым мышь разбила яйцо — это и есть конец действия, судьбы или если хотите даже эры, где «золотая» (закостеневшая, умирающая) жизнь погибает, и возрождается новая — простая, живая, «настоящая».

ОБЩИЙ САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ таков: во власти Мокоши и рождение мира и его смерть. При этом процессы завершения старого и создания нового цикличны — то есть смерти как таковой нет, ведь за ней всегда следует новая жизнь и этот постоянный круговорот лишь в гармоничной замкнутой системе  природы и на примере Дед, Бабка, Курочка, Мышка и есть развитие.

Космические умирание и возрождение непрерывны, как дыхание и неотвратимы, как судьба.

Желания людей в данном случае лишь отображают их внутренний мир и не играют большой роли в попытке завершить цикл раньше времени(золотое яйцо раньше времени не разбилось) или его начать  — они оказываются бессильны.

Вероятно, Дед и Бабка, как олицетворение человечества, должны научиться осознавать, ценить текущий момент и понимать, что земная жизнь (простое яйцо) — высшая награда, в то время как золотая оболочка — не столько смерть, сколько переходное состояние между завершением мирского этапа и эзотерическим возрождением вечно живущей человеческой Души- части Духа Святого, энергии Высшей Силы.

P.S. И наконец, ответ на мой/свой вопрос, который был сформулирован мною ещё в начале статьи.
Вопрос. Что могло быть у стариков, и это косаемо не только стариков в сказке, но и ко всем имеющих детей, иметь очень большую ценность (конечно окромя здоровья) и  иметь ценность  на уровне цены ЗОЛОТА?
Первое, это не парадокс ли, что такие вещи надо бы знать и понимать не сейчас, когда нам  с женой под семьдесят лет и когда три года назад потеряли сына и внуков нет.  И только сейчас  понять, что и чем  для нас было "золотое яичко" и что такое серая мышка судьбы .

И старость, и опыт ведут заодно
К последнему часу, когда суждено
Понять после долгих забот и мученья,
Что в жизни брели мы путем заблужденья.

(А. Шопенгауэр. Гете.)

Всем счастья жизни и пожелание- цените и уважайте своих детей,
ОНИ ЗОЛОТЫЕ!!! В них наша жизнь и продолжение нашей жизни!
 

В тексте использовано фото и материалы из блог  журнала о России-"Семигерия",высказывания М.С. Казиника, Л. Кулинич, Л. Еналиевой, С.Н. Лазарева, а также работа Татьяны Даниловой-(Проза.ру  Татан-"Оккультизм золотого сечения") и др.

P.S. От автора:

Есть реальное, жизненное воплощение/продолжение сказки "Курочка Ряба". Сам лично такое дело/историю, видел в деревне.

Фермер-птичник в пьяной отключке, лежит в повозке/подводе запряжённой лошадью, вожжи спокойно лежат рядом, кнут у птичника под головой. Одним словом, он своей повозкой не управляет, (но лошадь-"судьба" , повозка- "жизнь" птичника).

Лошадь, сама, спокойно, без участия фермера-птичника, выбирает путь/маршрут, и в безопасности на подводе фермера-птичника доставляет домой, а дальше их уже (классическая сцена, как в реальной деревенской/сельской жизни и бывает), "встречает" жена птичника.

Жена птичника это: "ОНА", символизирует роль "Курочки Ряба".

ОНА, здесь, "главный герой", "символ всепрощения и спасения" — ибо "ОНА" обещает создать/задать "новую жизнь" своему мужу- птичнику, "ОНА" несмотря ни на что, готова стерпеть и сделать ещё всё, что угодно, лишь бы спасти своего, ей Богом данного мужа от экзистенциальных мук судьбы алкаша, и свою, и судьбу своих детей.

Во многом, здесь, в этом случае функция ЖЕНЫ, как в сказке про курочку Ряба . Тут даже схожи с Божественным, если судить о ней с точки зрения религии, и появление простого яйца после золотого , всё таки дают надежду на нормальную, не алкашную жизнь самого птичника и его семьи.

С уважением к читателям, Николай С.

25.07.2023
Новая версия сказки "Курочка, Ряба" от автора Вера Редькина. Спасибо Вам большое Вера за вашу замечательную работу.

Здравствуйте, Николай!

О, Эти русские народные сказки! Их можно толковать по-разному.
Одна из версий такая.
В прежние времена очень строго относились к нравственности.
А тут Курочка Ряба снесла яйцо не простое, а золотое. Что это? В подоле… в пуху принесла (снесла) от чужого петуха? Позор! Это же дверцы курятника дёгтем измажут, если узнают соседи.
Ну как это? У всех куры несутся простыми яйцами, у Деда с Бабой Курочка Ряба неслась простыми яичками, а тут нате вам - золотое яйцо.
Гулёна, ой, гулёна курица. Не иначе петух-барин её потоптал. Стыдобушка!
Куда теперь это золотое яйцо? Ведь за ворюг сочтут люди. Ой, беда!
Ещё неизвестно, что внутри.
Закручинились старые, запереживали. А любопытно же! Была - не была! Бить надо яйцо, до серёдки добраться. Вдруг там бриллиант яхонтовый? Били-били, били-били! Устали! Передохнуть решили. Пот со лба вытереть да за дело снова.
И откуда она взялась, мышка.
О, да ведь кошки в избе нет! Убежала, гулёна! Чуть дверь приоткроешь, а она юрк и была такова. Возле соседского кота спину выгибает, мурлыкает. Заигрывает. Вот и сейчас из дома удрала. Жди теперь кошачьего приплода. Позор на позоре!
А мышка тут как тут. Хвостом бац! Яйцо хрясь! Разбилось.
Ничего особенного внутри. Белок, желток. Да и скорлупа теперь потеряла товарный вид. Одни осколки.
Дед плачет, баба плачет. Как не плакать? Одни гулёны у деда с бабой. Кошка гуляет, курица гуляет. Коза вон и та козлёночка ждёт от чужого козла.
Ой, да ведь чей бы козёл не прыгал, а козлёночек то наш! Наша прибыль!
Вот же дураки, почто слёзы льём?
Если снесёт Курочка Ряба ещё золотое яичко, надо будет посадить её на гнездо. Пусть высиживает необыкновенного цыплёнка. Дорогой породы! Разведём целый птичник! Заживём!
Что было дальше - неведомо. Дождались ли сытой жизни Дед да баба - кто знает.
А надежда появилась!
Надежда!

Вера Редькина   25.07.2023 19:11   


Рецензии
Так и хочется сказать:
- Яйца выеденного не стоит!
Мне кажется, Николай, что нет второго смысла у простейших вещей.
Их и надо воспринимать так же просто, каковы они и есть.
Слава Богу, есть над чем голову ломать.
Улыбаюсь.

Нина Калашникова   15.02.2024 00:07     Заявить о нарушении
Нина,а как вы понимаете сказку А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке»? И я не согласен, что нет второго смысла у простейших вещей. Другое дело, что не надо всё так однозначно воспринимать. Иначе без мистики и мистический явлений шагу не сделаешь, что более вредно.
Посмотрите, сколько всевозможных идей и мыслей ускользает от нас при обыденном чтении, не давая нам постичь даже малой доли того, что написано гением А.С. Пушкиным, что выражено им при помощи простых слов и ситуаций фольклором русского народа да и любого другого.
Или вот попробуйте прочесть ещё одну мою попытку увидеть второе, третье дно и понять для кого написан классиком Тургеневым рассказ «Муму»? http://proza.ru/2023/01/23/1463

Николай Скороход   15.02.2024 02:06   Заявить о нарушении
Николай, простите.
У меня был друг, светлая ему память.
Умнейший человек.
Но! Он любил ковыряться в носу. Достанет козюльку и рассматривает её полчаса так внимательно, а потом съест её и рассуждает о питательной ценности.
Вот, мне ваши копания в простейших вещах напоминают моего друга.
Очень не хочу вас обидеть.
Вы мне симпатичны.
Признаюсь честно.
Но, вы наверное заметили, что я лукавить не умею.

Нина Калашникова   15.02.2024 03:19   Заявить о нарушении
Я хотела написать рецензию на Му-Му, а у вас там рецензирование закрыто.
Пишу здесь.
Это эссе мне очень понравилось.
Глубокие расстояния и параллели между теми и нашими временами.
Во многом с вами согласна.
Но!
Всё зависит от личности.
Герасим не смирился и ушёл. Так и сейчас. Можно гнуть спину, а можно бороться.
Я отношусь к той категории, которая не сгибается.
Спасибо, Николай.
С уважением.

Нина Калашникова   15.02.2024 04:49   Заявить о нарушении
Нина, никаких обид, ваш друг, царствие ему небесное, наверное много читал известного лекаря Малахова.
А вот с Муму надо разобраться, чё то я там "нашухарил".
Нина, спасибо за поддержку, согласен. Можно гнуть спину, а можно бороться.Но надо и не забывать, что плетью обуха не перешибёшь... Вот сегодня выдал на гора, вру, на гора не стал, а в ответе на рецензию Наталии Кремлевской вставил письмо обращение... обалденно глупое на первый взгляд, но при желании каждый может над ним поработать...
И в заключении, оно то и понятно, что уши выше лба не растут, и можно жить себе смирехонько в пословицах, как у Христа за пазухой, как кокон в паутине, но как- то надо двигаться в перёд и наче болото и зловоние.
Будьте здоровы.


Николай Скороход   15.02.2024 11:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.