Жизнь с параллельной линейкой
За други своя...
-----------------------------------------
ПАРАЛЕЛЬНАЯ ЛИНЕЙКА.
(Военно-морская история)
Спросите: «Что за название?» Да и вообще, не для всякого русского человека словосочетание «паралельная линейка»- понятно. Это как, к примеру, прямоугольник прямоугольный
Каждый знает: линейка – это дощечка такая, ровная, прямая. От слова – «линия». Что такое паралельная линейка, я тоже не знал пока не увидел её в училище, на занятиях по навигации. Ну просто не мог себе представить.
В момент, когда все случилось, я еще не знал, почему параллельные линейки издревле делали из грушевого дерева. Это уже потом выяснилось, что параллельная линейка, как штурманский инструмент, применяемый на кораблях и судах, в море во время качки часто со штурманского стола падает на палубу. Палуба для моряков, это, как правило, пол железный.
Так вот, падая на палубу, линейка получает повреждения: щербины и зазубрины всякие. Но груша, дерево до того прочное, что при падении на железную палабу, не ломается от удара, а только на линейке появляются зазубрины, мелкие "щербинки".
И еще, при попадании на линейку соленых брызг морской воды, она не коробится. Вот за это старые моряки и выбрали материал для изготовления линейки – грушу. Груша–это дерево, почитаемое большинством россиян за свою редкость, а столярами, за качество. До «перестройки» многие,не только такого дерева не видели, а даже груши, только в сушеном виде ели. (Кстати, через двадцать пять лет, после описываемого события, заказывал я себе мебель на кухню. И как вы думаете, какой материал я выбрал для изготовления фасада ? Ну, конечно же, грушу!)
А тогда, на третий день моего пребывания на крейсере, своим волевым решением командир корабля отправил вахтенного офицера в низ, в кают-компанию обедать. А меня, дублера вахтенного офицера на ходу, оставил на ходовом мостике, якобы править походной вахтой. Я остался за вахтенного офицера. Хотя в тот момент еще не знал, чем основной машинный телеграф отличается от комбинированного, и какие механизмы управления, связи и контроля есть на ходовом мостике ( гирокампАс, что такое пилорус, что такое ТУС и сколько сигнальных ракет в сумке у вахтенного офицера, какого они цвета и в каких случаях их применять?).
Вот стою я, как китайский болванчик, у пилоруса магнитного компаса и напряженно смотрю на тридцать кабельтов вперед, в носовых секторах обзора. На экране радиолокатора насчитывалось восемнадцать целей, и этот факт требовал повышенного внимания.
Тут открылась правая дверь ходового мостика и я услышал бодрый голос экспедитора ЗАС:-Товарищ командир! Разрешите доложить шифротелеграмму!
Я повернул голову к правой двери ходового мостика и увидел вошедшего, еще незнакомого мне старшину второй статьи, с брезентовой полевой сумкой на боку.
-Ну, что у тебя? Докладывай, – спокойно распорядился командир крейсера. Старшина второй статьи(это был экспедитор ЗАС) достал из черной полевой сумки картонку, с прикрепленными к ней листками, и передал ее командиру корабля.
«Ну, сумка, совсем как у моего отца! Это же армейская полевая сумка. Как она могла попасть на корабль?» – подумал я, но следующие события надолго заставили меня забыть сомнения о правильности происходящего.
-Вахтенный офицер! – обратился ко мне строгий командир.- Есть, товарищ командир! – звонко ответил я, повернув голову в сторону командирского кресла и вытянулся в струнку.
Командир на корабле- первый после Бога человек, а значит все может, да и имеет право на все. Я весь вытянулся во фрунт, и мое тело напряглось,как тетива на луке индейца. Казалось шевельни только пальцем командир, и я, как выстрел, исполню любую его команду, любое его приказание!
Командир сосредоточенно смотрел на шифротелеграмму и его правая рука была направлена на небольшой столик вахтенного офицера, на котором лежал вахтенный журнал, чернильная авторучка и параллельная линейка. Я, в мгновении ока, схватил параллельную линейку и протянул ее командиру корабля. При этом, как ястреб на добычу, я зорко смотрел на лицо командира.
Казалось, на нем было написано буря гнева и злости. Если бы его лицо в этот момент видел художник Айвазовский, то у него появилось бы вдохновение написать картину «Двенадцатый вал», а шкала Рихтера, не выдержав напряжения, лопнула бы. И его, и моя реакция были мгновенными…Это и спасло мою жизнь...
До****б,–произнес он и метнул параллельную линейку в мою сторону.
Я успел пригнуться, а линейка, пролетев в сантиметре от моей шеи, ударилась в раму между иллюминаторами, разлетелась вдребезги. Тогда я даже не успел удивиться, а уже потом подумал: «Он бы снес мне напрочь голову, не успей я пригнуться».
В последствии жизнь свела меня с Владимиром Николаевичем. Мы стали большими друзьями и я не один раз бывал у него дома. И не только в гостях. Он настойчиво убеждал меня бросить мои затеи-отдыхать летом в санатории, а заменить санаторий отдыхом у него в большой сочинской квартире.
Квартира была громадная, с тремя отдельными комнатами и двумя балконами. Один раз я проводил в его доме свой летний отпуск. Но почти каждый год, бывая в Сочи, я заходил к нему в гости
Он, всякий раз, принимал меня очень радушно, накрывая стол, как на приёме у английской королевы. Мы часто и подолгу беседовали с ним о прошлом. Вспоминали добрые флотские традиции и курьезные случаи.
И только после третьего рассказа об этом случае, через много лет, командир вспомнил этот факт и повинился. А я признавал это как должное, и зла на него не держал. Командир крейсера, Пыков Владимир Николаевич,-человек-легенда. Своим твёрдым характером и поведением он в точности напоминал мне моего отца, и я искренне любил его, и люблю теперь..
02.11.2004г.-08.11.2021 г.
г.Мурманск -г.Воронеж
.
Свидетельство о публикации №221110801830
С уважением и добрыми пожеланиями вам
Вера Набокова 05.01.2022 23:20 Заявить о нарушении
С уважением и признанием, Григорий Алексеевич.
Григорий Ерохин 05.01.2022 23:55 Заявить о нарушении