Почему я за социал-демократию

Итак, почему же именно социал-демократия является самым приемлемым и востребованным путем не только для России, но и для мира в целом? После краха советского блока происходит отказ развитых стран от социально-ориентированной модели государства всеобщего благосостояния, проводятся неолиберальные реформы, урезаются социальные завоевания рабочих. Повсеместно нарастает давление крупного капитала, транснациональных корпораций, при этом во время кризисов правительства поддерживают не малый бизнес и фермерство, а как раз крупные монополии и банки. Происходит все более сильное лоббирование ТНК своих интересов в парламенте и правительстве, в погоне за прибылью крупный капитал перемещается во все более бедные страны, где можно еще использовать дешевую рабочую силу и выкачивать почти за даром природные ресурсы. Даже тот же Китай, несмотря на жестокую эксплуатацию своих наемных работников китайскими миллиардерами и зарубежными ТНК, сам начинает эксплуатировать другие страны с еще более дешевой рабочей силой (особенно страны Африки). Империализм стал еще более изощренным, хотя и нет такой угрозы войны, так как ядерное оружие является сдерживающим фактором. Но экономическая экспансия ведущих мировых держав сразу же бросается в глаза, особенно когда дело доходит о поиске новых ресурсов и возможности получить быструю прибыль, невзирая ни на какие последствия для данной страны. А ведь хищническая эксплуатация слабых стран приводит не только к дальнейшему их закабалению и обнищанию, зависимости от подачек ООН и кредитов МВФ, но и к растущей безработице, социальному неравенству, экологическим проблемам. Несмотря на прогресс в технологиях, происходит усиление неравенства в плане доступа к образованию, возникает даже своеобразная кастовость. Бесплатное и доступное всем образование, особенно высшее, становиться уже как ностальгический пережиток прошлого 20 века, а для молодого поколения лишь мечтой. Человека, придерживающегося коммунистических, социалистических или просто умеренно-демократических взглядов считают идеалистом, витающим в облаках мечтателем и утопистом, оторванным от жестокой реальности рыночного общества. 30 лет дикого варварского капитализма в России привели к росту цинизма и нигилизма, товарным отношениям между полами, кризису семьи и упадке культуры. Потерявшая ориентиры и идеалы молодежь либо пытается урвать себе место под солнцем и продать себя как можно выгоднее рынку, либо погружается в мир грез и развлечений, а то и вовсе уходит в реакционные ультра-консервативные религиозные и националистические движения, которые как бы заполняют духовную пустоту. Рост межнациональных и этнических конфликтов, религиозных радикальных течений, пугающий имперский милитаризм и угрозы политиков показать силу врагам, - все это как будто снова переносит нас в прошлый век, при чем именно в худшие проявления той эпохи. В то время как положительные социальные достижения не только всячески урезаются под предлогом оптимизации и прочих неолиберальных контрреформ, но и намеренно искажаются в угоду правящих элит в целях дальнейшего оболванивания народных масс. Доходит даже до того, что некие политиканы или продажные журналисты хвалебно отзываются об «умеренных» фашистских режимах, а русскую революцию 1917 и большевиков демонизируют, считая исторической ошибкой. Также всячески идеализируется царская Россия, снимаются пропагандистские фильмы, в которых декабристы, народники, большевики и анархисты предстают как кровавые заговорщики и враги законопослушных обывателей. Все это не может не вызывать справедливого негодования, возмущением от растущего лицемерия, двойных стандартов и намеренного извращения как данной действительности, так и исторической правды. Не зря Оруэлл писал, что тот, кто контролирует прошлое – контролирует будущее, кто контролирует настоящее – контролирует прошлое.

В современной России происходит демонтаж социального государства. Растущее социальное неравенство и экологическую катастрофу из-за хищнической вырубки тайги всячески стараются замалчивать, зато кормят народ байками об особом пути России, ее духовности и единстве всех с правящими, недопустимости радикальных реформ и революций. Церковь и пропаганда делают свою работу по одурманиванию народа. При этом по Конституции никакая идеология не может быть доминирующей, яко бы должен быть плюрализм и многообразие разных течений. Но на практике мы видим мощное идеологическое воздействие на неокрепшие умы, культ государства и сильной руки, образ внешних врагов и растущий милитаризм, религия в учебных заведениях (креационизм и уроки ОПК в школьных учебниках, кафедра теологии в некоторых вузах). Либералы и оппозиция выступают за соблюдение Конституции, но при этом как-то игнорируют социальные и экономические проблемы. Также не стоит идеализировать нашу с вами Конституцию, в которой четко указано, что земля и природные ресурсы могут находиться в частной собственности. Те же крупные корпорации вроде Лукойла, Норникеля, РЖД, Аэрофлот и прочие по факту являются акционерными обществами, в которых даже если государству и принадлежит контрольный пакет акций (а это лишь 50% +1 акция), то все равно оставшимся владеют и распоряжаются не граждане трудящиеся россияне, а топ-менеджеры с их много-миллионными доходами как у тех же частных олигархов. Доходы крупных капиталистов, банкиров и чиновников не облагаются даже прогрессивным налогом, как это имеет место в западных странах. Если те же 13-15 % для нищей пенсионерки или вынужденно безработного с закрытого завода имеют значение, то для долларового миллионера или миллиардера это просто пустяк. Даже поднятие прогрессивного налога до 50% для самых богатых уже бы как-то изменило ситуацию, да и для них это все равно не было бы проблемой, проблема в безмерно растущей роскоши и растрате народного достояние узкой кучкой людей, дорвавшихся в 90-е до «сладкого пирога». Лишний капитал, собранный со сверхбогатых, мог бы пойти на строительство новых заводов и предприятий, модернизацию оборудования в них. Хотя по идее именно сам капиталист должен инвестировать в свое же производство, обновляя его по новейшим стандартам научно-технического прогресса, тем самым облегчая труд рабочих и сокращая рабочий день. В то время как избыток средств, собранный с роскоши и сверхприбыли, мог бы пойти на развитие инфраструктуры регионов России, особенно дорожной сети и транспорта, школ, больниц, культуры. К превеликому сожалению, у нас пока не хотят вводить прогрессивный налог, считая это яко бы ненужной мерой, при том что экономика трещит по швам и мы кроме сырья ничего не вывозим, а народ все нищает и озлобляется. Скандинавская модель подошла бы нам, можно было бы взять лучшее от советской эпохи и западных демократий, развивать правовое государство и экологическую политику, местное самоуправление и элементы прямой демократии в регионах, поддержку малого бизнеса и фермерства, налоговые послабления для начинающих свое дело или для лиц с низким уровнем дохода, временно безработным, лицам с ограниченными возможностями и т.д. Страна нуждается в срочных реформах, в поощрении гражданской активности и самостоятельности на местах, чтобы общество становилось менее инфантильным и более способным принимать ключевые решения касаемо политики, экономики, культуры. Социально-ориентированный капитализм с элементами местного социализма советов образца 1917 года или исландской прямой демократии, мощные профсоюзы и экологические законы, анти-монопольные меры и прогрессивное налогообложение с освобождением от таковых нищих слоев обществе – единственный выход как для России, так и для других стран вроде США, Китая, Индии, Бразилии. Автор считает, что пример скандинавских стран должен быть распространен на весь мир. В противном случае мы будем все сильнее скатываться во все более варварские формы эксплуатации, рост фашизма и реакционных идеологий, религиозного мракобесия и мизантропических упаднических течений. Надеюсь, что социал-демократическая альтернатива восторжествует как единственная самая гуманистическая из известных и реально работающих систем, в отличии от неолиберализма, неоконсерватизма, фашизма, теократизма. А если победит социал-демократическая модель, то кто знает, может в дальнейшем рост сознания людей и автоматизации производительных сил приведут к еще более справедливому и свободному общественному строю? Помечтать о будущем приятно, но пока скажу сразу, что программа-минимум это социал-демократия и точка. Против выступят лишь те, кто имеет выгоду от существующего несправедливого порядка, большинство же должно поддержать здравомыслящие идеи, основанные на элементарных нормах справедливости и права. Свобода или рабство? Гуманизм или варварство? Справедливость для всех или тотальное отчаяние нищих? Выбирать, конечно же, только всем нам!


Рецензии