Но кто ударит тебя в правую щеку твою... -10

"Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет
судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним поприще, иди с ним два". (Мф.5:38-44)

**********************

  " Но кто ударит тебя в правую щеку твою..."

  ПОЩЁЧИНА - ВЫЗОВ - ДУЭЛЬ - УБИЙСТВО...

Так лукавство казалось бы невинного жеста в виде удара по щеке - это вам не око пострадало и не зуб выбит! - подводится под протест против несправедливости,  неискренности, под благородное понятие чести...и под принудительные правила в виде требований восстановления лица перед обществом, капризов моды и диктата внешних приличий...

    Пощёчина - вызов - дуэль - убийство...

Всё это превращено лукавым в своего рода ритуал. И как всякий ритуал, дуэль имеет жёсткую принудительную структуру, организующую поведение и чувства участников, лишающих их воли.

    Помните лермонтовское "На смерть поэта":

 ...Погиб поэт! - НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ -
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой!..
    Не вынесла душа поэта
    Позора мелочных обид.
    Восстал он против мнений света
    Один, как прежде...и убит!
    Убит!.. К чему теперь рыданья,
    Пустых похвал ненужный хор
    И жалкий лепет оправдания?
    Судьбы свершился приговор!
    Не вы ль сперва так злобно гнали
    Его свободный, смелый дар
    И для потехи раздували
    Чуть затаившийся пожар?
    Что ж? веселитесь... Он мучений
    Последних вынести не мог:
    Угас, как светоч, дивный гений,
    Увял торжественный венок.
         Его убийца хладнокровно
         Навёл удар... Спасенья нет:
         Пустое сердце бьётся ровно,
         В руке не дрогнул пистолет. (...)

Вывернуться из-под гнёта этого камня-валуна, диктующего свою волю в виде
общественного мнения, было практически невозможно. Ибо, если установленный
лукавым ритуал нарушался, расплата в виде потери лица перед обществом следовала незамедлительно: камни общественного осуждения убивают похлеще пуль.

   " Ах, злые языки страшнее пистолета!" (А.С.Грибоедов "Горе от ума")
     Ибо общественное мнение лицемерно и жестоко.

Так Колпикова, героя повести "Юность" Л.Н.Толстого, товарищи выгнали из полка
за то, что он получил пощёчину и не захотел драться. С позиций сослуживцев,
носителей сословной чести, это был единственно правильный выход: ведь Колпиков, потеряв лицо, уже был бы не вправе отвечать по уставу: "Честь имею"!

Синонимы понятия "потерять лицо":  потерять честь; уронить достоинство; ударить
лицом в грязь; унизиться; осрамиться; спасовать; попасть впросак; скомпрометировать себя; оскандалиться; упасть в глазах; сесть в лужу.

"Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почёл себя жестоко
обиженным и, в бешенстве схатив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио,
который едва успел отклониться от удара. Мы смутились. Сильвио встал, побледнев
от злости, и с сверкающими глазами сказал: "Милостивый государь, извольте выйти,
и благоларите Бога, что это случилось у меня в доме...
 На другой день в манеже мы спрашивали уже, жив ли ещё бедный поручик, как сам
он явился между нами. Мы сделали ему тот же вопрос. Он отвечал, что об Сильвио
не имел ещё никакого известия... Сильвио не дрался. Он довольствовался очень лёгким объяснением и помирился. Это было ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПОВРЕДИЛО ЕМУ ВО МНЕНИИ
молодёжи." (А.С.ПУШКИН "Выстрел").

"Погиб поэт! - НЕВОЛЬНИК чести...".  Именно что невольник. Раб общественного
мнения. Раб лукавого. Главное не то, каков ты есть на самом деле, а то, каким
тебя воспринимает общество. Каким ты выглядишь в его глазах. Важно не то, кто
ты воистину есть, а то, каким ты кажешься. Не потерять лицо, сохранить лицо
оказывается куда важнее, чем не потерять, сохранить душу.

"Не убий?!" Но честь дороже. Так называемая честь - она требует крови, она
заставляет: "убий!" Не общечеловеческая честь, но...рассматриваемая с позиций
положения в обществе, с позиций сословного неравенства - прописанная для себя
"высшим" обществом.
Честность, порядочность - это всего лишь слова, они ничего не стоят, если утрачено
лицо. Нет, лицо нужно во что бы то ни стало сохранить. Личину, маску, -
прикрывающую истинную сущность человека, низменное нутро, пустоту душевную и
подлую натуру. Кто честен, кто нечестен - какая разница?! Обществу важнее не суть,
а видимость.

Здесь-то и прячется лукавство рабской психологии. Как определить, кто честен, кто
нечестен, кто прав, кто виноват? Да очень просто! Кто готов драться, кто готов убить,
тот и честен, тот и прав. А кто не готов - тот подлец! Человека можно и нужно
убивать.
Так требует общество. Высшее общество, титулованное, так называемая элита. Самопровозглашённая...вознесенная лукавым над Законом Божьим, выше Его заповедей.
Чтобы человек перестал быть рабом Божьим, но оставался рабом лукавого, рабом
рабской психологии, рабом правил, придуманных обществом для сохранения внешней
чести - перевернутой с ног на голову.

Аутодафе истинной чести и торжество лицемерной, фальшивой, бутафорской.

"...Этот осколок кулачного права, пережиток дикой Средневековой эпохи (...)
абсурдный предрассудок рыцарской чести и поклоняющиеся ему представители,
апологеты его, обязывают людей биться, как гладиаторы, из-за какого-нибудь пустяка.
(...) Но возмутительно то, что этот абсурдный кодекс образует государство в
государстве, притом такое, которое, признавая лишь кулачное право, тиранизирует
служащие ему классы тем, что устраивает особое судилище, пред которое каждый
может потребовать другого; необходимый повод всегда легко создать; власть этого
суда распространяется на жизнь обеих сторон.
Естественно, что этот суд становится засадой, пользуясь которой ГНУСНЕЙШИЙ человек, если только он принадлежит к известному классу, МОЖЕТ грозить, даже УБИВАТЬ благороднейших и ЛУЧШИХ людей, ненавистных ему ИМЕННО ЗА ИХ ДОСТОИНСТВА".
/Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ/

Восемнадцатый и девятнадцатый века вполне можно было бы назвать временем
господства пощёчин. Наиболее популярным местом для их раздачи были балы. Здесь
вам и публика для лицезрения разыгрываемого театрализованного действа, и поводов
хоть отбавляй! И ревность, и зависть, и слишком острые эпиграммы, и косые
взгляды между кавалерами, и желание покрасоваться перед дамами...
Пощёчины отвешивались соперникам с немалой щедростью, являясь автоматическим
вызовом на дуэль. Ведь это так романтично! Такой привлекательный флёр отваги и трагического героизма!

На протяжении всей истории дуэлей с ними настойчиво, хотя и не очень успешно,
боролись священнослужители, императоры и монархи всех европейских стран -
моральным осуждением, угрозами смертной казнью и конфискацией имущества дуэлянтов.
Во Франции наказание за дуэли пополняли казну денежными штрафами. В Англии
участников поединка полагалось упечь на несколько лет в тюрьму. В России, где дуэли появились гораздо позже "просвещённой" Европы, благодаря завезённым Петром I иностранцам, в воинском уставе, принятом царём в 1716 году, не только полагалась смертная казнь, но даже убитого на дуэли предписывалось "за ноги повесить".

Особо популярны пощёчины-дуэли были в Германии, главным образом среди студентов.
В те годы офицеры даже, бывало, отказывались служить в студенческих городах, где мученики наук, отведав немецкого пива, по поводу и без повода бросались к первому встречному военному с оплеухами, после которых непременно следовал вызов на дуэль.

"Всякая ложь и абсурд разоблачаются обычно потому, что в момент апогея в них обнаруживается ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ; оно в данном случае выступает в виде грубейшей коллизии законов: дуэль воспрещается офицеру, но если он при известных условиях от неё отказывается - его лишают офицерского звания." (Артур Шопенгауэр)

Однако пощёчина - это не просто удар по щеке ладонью, это ещё и оскорбление.
Оскорбление - это всегда провокация. А провокация всегда скрывает в себе
потребность манипуляции.

ОСКОРБЛЕНИЕ - ПРОВОКАЦИЯ - МАНИПУЛЯЦИЯ - ДУЭЛЬ...

ПОЩЁЧИНА (Ушаков): 1. Удар по щеке ладонью. 2. перен. Оскорбление, обида, нравственный удар.

ОСКОРБЛЕНИЕ (Ожегов) 1. См.оскорбить, -ся. 2. Оскорбляющий поступок,
оскорбляющие слова.
ОСКОРБИТЬ кого-то. Тяжело обидеть, унизить. /Оскорбить действием. Оскорбить
чьи-нибудь чувства.

ПРОВОКАЦИЯ (Ожегов): 1. (книжн.)..Предательское  поведение, подстрекательство
кого-н. к таким действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые для него
последствия./ Устроить провокацию. Не поддаваться на провокацию.
2. Агрессивные действия с целью вызвать военный конфликт (спец.). Вооруженная провокация.
3. чего. Искусственное возбуждение каких-нибудь признаков болезни (спец).

МАНИПУЛЯЦИЯ - это психологическое воздействие на другого человека: без его ведома (человек не осознаёт, что на него воздействуют); без его согласия; в интересах воздействующего; когда объект воздействия уверен в том, что он сам управляет своим поведением.

ДУЭЛЬ(Даль В.И.) - единоборство, поединок, вообще принято называть дуэлью
условный поединок с известными уже обрядами, по вызову.

   


Рецензии