Возрождение японских авианосцев

Для моих читателей, хоть немного интересующихся историей, не является открытием информация о том, что война между императорской Японией и демократической республикой США началась 7 декабря 1941 года с нападения японской авиации на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор на Гавайских островах.  Даже плохо знающие географию могут спросить – как могли японские самолеты долететь до Гавайев, расположенных в центре Тихого океана, это же начало 40-х годов прошлого века?  Тогда так далеко самолеты не летали.  Верно, не летали, им пришлось лететь примерно 200 миль, чтобы обрушить свой смертоносный груз на американские корабли и береговые сооружения. А взлетели японские самолеты с палуб шести авианосцев, которые приплыли к берегам Гавайских островов в почти полной тайне от американцев. И после этой атаки весь мир понял, что на море появилось оружие, против которого у кораблей слишком мало возможностей защититься.

Правда, справедливости ради стоит сказать, что  первыми возможности атаки авианосной авиации показали англичане, напавшие на военно-морскую базу итальянского флота в Таранто. Это уж японцы правильно оценили возможности палубной авиации в атаке на корабли. И с тех пор авианосцы стали считаться королями океанов, особенно если их сопровождают корабли охранения, и не раз демонстрировали возможности палубной авиации в сражениях на море и в атаках на сухопутные войска.

Считается, что авианосцы очень крупная цель и потопить их не представляется большой трудности, но это не так. Правда, в  XXI веке таких атак на авианосцы не проводилось, все рассуждения носят теоретических характер. Эксперты считают, что гиперзвуковое оружие является именно таким, которое может поставить под угрозу гегемонию авианосцев на море.  Но тем не менее, все крупные флоты мира имеют в своем составе авианосцы. Больше всего их у американцев, есть у англичан, французов, испанцев,  у нас есть так называемый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», правда, очень старый, еще советской постройки.  Начали строить авианосцы китайцы, вначале они приспособили для своего флота наш авианесущий крейсер, купленный по цене металлолома у Украины, но  теперь у них есть и свой доморощенный авианосец.  И вот совсем недавно пришла не очень приятная информация. Впервые с 1945 года с японского корабля сперва взлетел, а затем сел на него боевой самолет. И, к сожалению, это не фильм о Второй мировой войне. Это реальность.

Так начался цикл испытаний, которые должны были проверить возможность базирования и эксплуатации американских самолетов F-35B с японских кораблей. У японцев для этого есть такие оригинальные корабли, как эсминцы-вертолетоносцы типа «Идзумо».

Водоизмещение этих кораблей 19 500 тонн стандартное и 27 000 тонн полное. Это даже не «Адмирал Кузнецов» с его 53 000 тонн, но если два – то как раз почти и наш авианесущий крейсер.

Вот только японским кораблям не 40+ лет, а значительно меньше. Можно сказать - новые, десять лет на двоих не прослужили. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Эти эсминцы-переростки могут нести на себе до 28 летательных аппаратов каждый. То есть и здесь каждый «Идзумо» - как половинка «Адмирала Кузнецова».

Но планы Японии по модернизации своих эсминцев-вертолетоносцев до полноценных авианосцев никак не назвать мирными и оборонительными, ибо как показала практика, авианосец – это способ проецирования силы на удаленные районы земного шара. А если вкупе с почти четырьмя десятками эскадренных миноносцев военного флота Японии – то кулак получается вполне себе приличный.

И тем не менее, Япония уже начала модернизацию одного из своих авианесущих военных кораблей, «Идзумо», в полноценный авианосец. А цикл начавшихся испытаний должен выяснить, насколько «Идзумо» и скорее всего, впоследствии второй корабль класса, «Кага», подходят под базирование на них F-35B с дальнейшим применением.

Что-то мне подсказывает, что «Идзумо» и «Кага» подойдут. Или F-35B подойдут для японских кораблей. Интересно, а кому в голову пришел такой прекрасный план? Неужели в Японии настолько все подвержены милитаристским устремлениям?

Нет, идея, как обычно, прилетела с другой стороны Тихого океана. Американская оборонно-технологическая компания «General Atomics» предложила японскому правительству модернизировать эсминцы-вертолетоносцы в полноценные авианосцы. Естественно, базой для модернизации должны были бы стать F-35B.

И вот, 3 октября 2021 года, два истребителя-бомбардировщика F-35B, пилотируемые летчиками из состава 242-й истребительно-штурмовой эскадрильи авиации Корпуса морской пехоты США, которая дислоцируется в Японии на авиабазе Ивакуни, совершили посадку, а затем взлет с палубы эсминца.

Естественно, до этого момента на «Идзумо» были проведены значительные по объему работы: модернизированы системы управления посадкой и воздушным движением, увеличена выработка электроэнергии и значительно обновлены линии подачи электропитания. Но главная работа состояла в том, чтобы нанести на полетную палубу термостойкое покрытие, так как изначально с «Идзумо» не планировался запуск самолетов.

С июня 2020 года по июнь 2021 года на «Идзумо» провели работы силами компании «Japan Marine United» в Йокогаме.

Первый этап модернизационных работ обошелся в 3,1 миллиард иен (около 28 миллионов долларов) и касался в основном обеспечения возможности базирования на «Идзумо» самолетов F-35B.

Второй этап работ начнется после того, как летчики закончат цикл испытательных полетов, то есть, приблизительно в начале 2025 года. В течении этого этапа будет проведено изменение формы носовой части кораблей, ее расширят для более безопасного взлета и посадки самолетов, установят электронно-оптическую систему посадки JPALS, полностью переоборудуют ангары и подъемники под самолеты, скорректируют под новые нужды хранилища топлива, масел, запчастей и комплектующих.

Трамплины устанавливать не планируется, уповая на способности F-35B взлетать и садиться практически вертикально. После окончания двух этапов «Идзумо» станет полноценным легким авианосцем, способным нести до 16 самолетов.

За «Кага», второй авианосец, планируют взяться в следующем году. И провести все работы, которые будут сделаны на «Идзумо», всего за год.

В целом, нельзя сказать, что из эсминцев-вертолетоносцев «Идзумо» и «Кага» получатся полноценные авианосцы. Скорее, что-то подобное испанскому кораблю «Хуан Карлос Первый», авиагруппа которого может состоять из трех десятков летательных аппаратов, в том числе и F-35B. Но у испанского корабля есть трамплин, облегчающий взлет самолетов, а вот на японских кораблях летчикам придется несколько сложнее.

В целом же, два авианесущих корабля в азиатско-тихоокеанском регионе, где сегодня разворачивается тихое противостояние Китая и США, никак не скажется на спокойствии. Наоборот, скорее всего, обстановка будет понемногу накаляться.

Ни для кого не секрет, что у японцев понемногу оттаивают имперские амбиции, вроде бы надежно замороженные в 1945 году. Но как показывает практика, даже Конституция не гарантирует стабильности.

Как мы помним (а мы помним), что в 1947 году, качественно и спокойно разобрав все зверства, которые вытворяли японцы в отношении китайцев, корейцев, монголов, страны мирового сообщества запретили Японии иметь армию. И на всякий случай, это было зафиксировано в Конституции.

«Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров» - 9-я статья Конституции Японии

Итак, в основном законе говорится, что в Японии «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны». Кроме того, в документе четко запрещена наступательная война. Вроде как «на все времена».

Но оказалось, что всего на 75 лет. И вот это «можем повторить» в исполнении Японии – не очень приятно, потому что Япония явно в состоянии повторить. И создание армии вместо «сил самообороны», и создание полноценного военного флота с четырьмя авианесущими кораблями, два из которых теперь будут переформатированы в авианосцы. Нет никаких сомнений, что японские корабли встанут при необходимости в один строй с американскими.

И не только на учениях. Такова цена союзничества. Но и у японцев хватает сегодня амбициозных планов и территориальных претензий. К России, к Южной Корее, например.

Так что, конечно, нет сомнений, что свой флот и армию, регулярно входящие в топ-10 мира, японцы употребят исключительно в мирных целях защиты своих рубежей и территорий. Как это уже случалось в их истории.

Звучит, конечно, очень оптимистично, но вот веры в этих словах мало. Потому что действительно, такая развитая страна, как Япония, да еще и при такой поддержке со стороны США, запросто сможет повторить.


Рецензии