Читая письмо Ф. И. Шаляпина сотруднику ВЧК

Фото: Б. М. Кустодиев. Портрет Ф. И. Шаляпина, 1921. Дом-музей Ф.И. Шаляпина в Санкт-Петербурге 
 
               
                Деньги он любил, почти никогда не пел
                с благотворительными целями, любил
                говорить: " Бесплатно только птички
                поют.

                И. Бунин о Ф. Шаляпине

Федор Шаляпин на себе испытал  все превратности большевистского переворота в России. Иные революционеры считали его "помещиком и обидчиком народа". С плеч известного российского певца, удостоенного звания "Народного  артиста республики", пытались на улице снять шубу и "раскулачить" дачу "буржуя Шаляпина". Увы, Иван Бунин не прав: Шаляпин никогда не отказывался выступать в России пред простыми людьми. Сценическими площадками для него были и респектабельный концертный зал, и деревянная сцена народного дома.

Однако некоторые сельские революционеры так допекли певца, что он иллюзорно полагал с помощью вмешательства ВЧК "восстановить справедливость". Так, 22 мая 1922 года он сел за стол  и написал в ВЧК на имя знакомого Владимира Дмитриевича Фельдмана, возглавлявшего в начале 20-х годов следственный отдел ВЧК. Текст этого письма случайно в начале 90-х  обнаружил  один сотрудник Омского управления безопасности [1].

Обратимся  к тексту письменного обращения Ф.И. Шаляпина в ВЧК, где он просит помощи:

" Владимиру Дмитриевичу от Ф. Шаляпина.

Глубокоуважаемый Владимир Дмитриевич, мне очень жаль, что я от разных причин  не мог заехать к Вам, чтобы, во-первых, пожать Вам руку и, во-вторых, разъяснить разные досадные недоразумения. Впрочем. мне совестно беспокоить Вас и только крайний случай  заставляет  написать Вам несколько слов.

Вы, вероятно, знаете уже  от моего друга Константина Алексеевича Коровина о делишках у нас на дачах. Будьте добры и любезны, помогите  авторитетно и просвещенно  восстановить справедливость. Некоторые облеченные властью  люди в наших деревенских кругах  еще до сих пор  находятся в "заблуждении, считают меня помещиком и обидчиком народа. Мне кажется, что будет совершенно лишним убеждать  Вас в том. Что это обидное  положение мне не подходит ни с какой стороны, и. кажется, то на этом соображении просто-напросто угнездили злую волю.

Простите, что беспокою. Разберите это  и сделайте так, как сами и увидите.

Жму Вашу руку и шлю мой привет.

Федор Шаляпин, 22 мая 1922 г." [2].

Неизвестно, предпринято ли  было  что-либо ВЧК в защиту  великого певца. Известно только, что, описывая бытовые условия в революционном Петрограде  и аресты некоторых  своих знакомых, Шаляпин задумывается над предложением  своей второй жены. "А Мария Валентиновна все настойчивее  и настойчивее  стала нашептывать мне: бежать ,бежать надо..." [31.

Вторично выехав в июле 1922 года на гастроли , певец уже не вернулся в Россию.

Спустя 4 года В. Маяковский  в «Письме к Горькому» писал:

...Или жить вам,
как живёт Шаляпин,
раздушёнными аплодисментами оляпан?
Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики —
я первый крикну:
— Обратно катись,
народный артист Республики!



Примечания

[1] См.: ж. Служба безопасности -новости разведки и контрразведки",1994

[2] Там же.

[3] Шаляпин Ф.И. Литературное наследство.-М., 1957. с.21.


Рецензии