Детство и дедство

                Откуда ты всё знаешь?

   С вечера нас с зайцем запрограммировали сходить сегодня утром в школу и отнести тетрадки по русскому языку и литературе. Такое вот немножко странное дистанционное обучение. Комбинированное. О том, куда их нести уже в школе и кому отдавать, в программе ничего сказано не было. Программировал папа зайца, а он сам толком не знал.
   Мои предположения о том, что их, скорее всего, нужно будет оставить на столе в вестибюле на входе, оказались верны. Но на всякий случай мы прихватили с собой бахилы, так как вторую обувь найти не смогли. Папа ещё вчера махнул рукой:
  - Там висит, в пакете.
   Но там ничего не висело. Или висело, но не там.
  - Так, деда, ерунда, купим бахилы в аптеке по пути.
   В аптеке по пути бахилы были. Не было аптекаря и вообще аптека была ещё закрыта. А аптекарь, молодая девчонка, на углу здания кормила котиков.
  - Ну вот, закрыта. Всё одно к одному…
  - Вон она, сейчас покормит котов и купим, - успокоил я зайца.
  - А, это она… Пусть покормит. Кормить бездомных котиков – это святое! – придав интонации приличествующего моменту пафоса, ребёнок выразил своё согласие немножко подождать.
  - Как-то так, да. Я вот тоже сейчас подумал: не хочу идти в школу, а хочу есть!
  - А я – играть!
   Мы шли вдоль трамвайного пути по проезжей части улицы. Дело в том, что на этом отрезке тротуар очень неудобный: довольно узкий и прямо посередине его стоят железобетонные столбы. Их постоянно приходится обходить, что нервирует. Полосы асфальта проезжей части в ту и обратную стороны тоже неширокие, но это компенсируется тем, что рельсовый путь забран уложенной плиткой, а транспортного потока здесь никогда не наблюдается. Бывает, что можешь пройти 500 метров до следующей остановки, а тебя обгонят максимум две-три машины. А то и ни одной. Обычно они спокойно объезжают пешеходов по трамвайному пути, но если идёт попутный трамвай, приходится уже пешеходам заходить на тротуар.
   Мимо нас на приличной скорости прошелестел джип.
  - Вот смотри, я всё, конечно, понимаю, мы должны по тротуару идти, но он пропёрся впритирку ко мне, чуть ухо зеркалом не оторвал, а лежачего полицейского потом объехал! Как это называется? Ему своя машинка дорога, а жизнь чужого ребёнка – нет.
   Я вынужден был согласиться:
  - Мир кишит самыми разными людьми, в том числе и такими, кто, купив условный джип, начинает считать себя выше идущих пешком. Многие для того и покупают что-то дорогое: только ради самоутверждения.
   Так, тихо-мирно беседуя, мы доплелись до школы и быстренько решили вопрос сдачи тетрадок. На дороге вдоль школьного забора стояла машина и какая-то женщина объясняла водителю, как ему найти нужную улицу. Мы перешли дорогу и, когда углубились в сквер метров на десять, заяц негромко сказал:
  - Фух, пронесло!
  - Что пронесло? Кого пронесло? Куда пронесло?
  - Это наша директор школы. Могла бы спокойно поставить двойку за то, что не поздоровались.
  - Она стояла к нам спиной, громко разговаривала с мужчиной, ты что, должен был встать между ними, перебить её и поздороваться? Нонсенс. И вообще это уже не её территория. За двором школы она уже не директор, а обычный человек, как ты и я. Здороваться, конечно, надо, но двойку она не имела бы права поставить. Чем бы она её аргументировала? И по какому предмету? По её географии? Или по всем сразу?
  - Она легко ставит двойку, если её перебьёшь…
  - Тем более! – мне уже было смешно, но я ещё держался.
  - Она всё может: она здесь власть!
   Вот тут я уже не выдержал и расхохотался.
  - Не вижу ничего смешного.
  - Да я не над тобой, а над «она здесь власть» смеюсь.
  - Пора мне уже записывать мои знаменитые фразы, над которыми ты хохочешь по полдня.
  - Это какие?
  - Ну, они, конечно, не мои, их до меня кто-то придумал, но в устах ребёнка… Короче, я их удачненько применяю…
   Я не стал ему признаваться в том, что так и делаю. Вернее, стараюсь: многое, к моему огромному сожалению, вылетает из головы, пока доберусь до компьютера или ручки с бумагой: разброс тем бывает столь велик, что моей оперативной памяти просто-напросто не хватает. Вместо этого я снова расхохотался.
  По поручению бабушки Т. мы зашли в мясной. Строго говоря, я один зашёл, а он остался у остеклённой двери – дышать свежим воздухом под едва-едва моросящим дождиком. Я купил то, что попросила сестра, а заодно и себе куриных бёдрышек. И попросил продавщицу напомнить мне, сколько стоило то, что купил не себе:
  - А то моя память… А где моя память, кстати? – я обернулся в поисках внука.
  - На улице. По крайней мере, я её только что видела за дверями, - во всех отношениях приятная девчушка за прилавком давно уже стала моей хорошей знакомой. Считай, со дня открытия. Ну, или с того дня, когда я о нём узнал.
  - Деда, а хочешь, я тебе басню расскажу?
  - До следующего магазина успеешь?
  - Легко.
  - Валяй.
  - Свинья под Дубом вековым
Наелась жёлудей до-сыта, до-отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу Ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».—
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею…
   Тут ребёнок запнулся:
  - Забыл.
  - Ничего, дома вспомнишь, главное, мораль мы уже уловили. Примерно та же, что и в поговорке «не пили сук, на котором сидишь», но поглубже и пошире…
   Пока я покупал яйца в другом магазине, заяц опять топтался под дверью. Вышел и первое, что он мне сказал, было:
  - Вспомнил.
  - Ну, давай, рассказывай дальше.
  - Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».—
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
  - Последние четыре строчки, это…
  - Это мораль. Не знаю, зачем папа сказал мне и её учить: и так же всё ясно.
   Мы подошли к нашему двору.
  - Зайдёшь к нам?
  - Зачем?
  - Позавтракать. А, ну да, ты же играть хотел…
  - Уже хочу есть.
  - Ну так зайдём!
  - У нас есть, что есть: котлетки бабушкины, она вчера принесла, пюрешка.
  - Греть в микроволновке будешь?
  - Да.
  - Добавь немножко подливки или воды. В микроволновке излучение воздействует на молекулы воды, заставляя их менять направление движения примерно пять миллиардов раз в секунду. Из-за такого движения выделяется большое количество тепла, вот пища и разогревается, а сам шкаф микроволновки – нет, это тебе не духовка.
  - Не хочу воду.
  - Микроволновка тогда высушит всё и будет невкусно. В любой пище, конечно, есть вода, но во-вторых блюдах её недостаточно. А ты когда-нибудь грел котлеты и пюре?
  - Нет. Первый раз буду.
  - Тогда вот что: позвони папе и пусть он тебя проинструктирует.
  - Хорошо.
   Оказалось, что пожаренных котлет не оказалось. И всё бы было грустно, но об этом знала бабушка Т. и по телефону позвала зайца пиршествовать у нас. А я неожиданно вспомнил о том, что не предупредил ребёнка о главном, что нужно знать, собираясь разогревать пищу в микроволновке.
  - Слушай, я забыл тебе сказать. Ни в коем случае нельзя в печь ставить ничего металлического!
  - Это я знаю.
  - И…
  - И вот таких золотых каёмочек на тарелке не должно быть.
  - Молодец! Откуда ты всё знаешь…
  - «Фиксиков» в детстве насмотрелся! – засмеялся ребёнок и я пожелал ему приятного аппетита.


Рецензии