По крови
Поскольку статью выпустило издание Jewish. Ru, позволю себе начать от сотворенья мира.
Сотворил Бог мир. «И увидел он, что это хорошо». В этих строках четыре процесса последовательно следуют один за другим. Первый – как и положено богу, мыслительный процесс. Он подумал и почему-то решил, что хаос – не есть хорошо, и нужно бы упорядочить материю. То есть, сотворить мир. Второй по очереди процесс после принятия решения - само творение. Третий процесс осмотр Богом им сотворенного для контроля качества продукции. И четвертый этап - оценил, и увидел, что сотворил хорошо. И не только моря и горы сотворил хорошо, но и венец творения, человека сотворил неплохо. А как иначе, если творил Бог? И тем более, творил человека по своему подобию. И только после этого Бог позволил себе отдохнуть.
Человек, в отличие от остальной фауны, созданный по божьему подобию, подражая создателю, действует подобно ему: задумывает, что нужно сделать, творит, осматривает результат и оценивает. Человек оценивает, как результат собственных действий, так дерзает оценивать действия создателя. Оценивает все, им созданное: моря и реки, долины и горы, флору и фауну, и себя самого. На то человеку даны создателем глаза и уши, обоняние и осязание. И мозг, чтобы понять, что хорошо, а что плохо. Имеющий глаз да увидит, имеющий ухо да слышит. А мозг сделает вывод.
Самым информативным из ощущений является зрение. Взрослому кажется, что понять увиденное нет никаких проблем. Но это когда мозг к видимому привык, приучился объяснять знакомую картинку. Вспомните эффект маскировки, и поймете, что связь между глазом и мозгом не так проста. Ребенок не сразу после рождения понимает, что он видит. Его мозг должен научиться. А поначалу перед взором новорожденного постоянно меняющийся, неорганизованный, нелогичный набор цветовых пятен (пикселей, что в переводе и означает элемент картинки). Мозг устроен так, что маленький ребенок способен обучаться распознаванию, а с возрастом теряет эту способность. Некоторым людям, родившимся слепыми, впоследствии делали операции и восстанавливали зрение. Но их взрослый мозг, уже утерявший младенческую способность обучаться различению предметов, тормозил. Эти люди с большим трудом приучались из набора пятен вычленять предметы.
Мозг склонный все увиденное объяснять и систематизировать, раскладывать по полочкам, выстраивать логические цепочки, ищет в увиденном знакомые ориентиры. Ребенок сначала видит ориентиром грудь кормящей матери. Ее лицо. Ее голос. Потом членов семьи. Потом соседей, приятелей, друзей. Человек растет. Кругозор расширяется. И каждый раз, осваивая новое, человек отталкивается от уже понятных ориентиров.
Аналогичным образом взрослеет общество: от семьи - к племени, потом к городу - полису, потом к государству. Переход от феодального сознания, где человек - вассал сюзерена, к сознанию гражданскому происходит не в один момент и требует созревания общественного сознания. Как плод, чтобы дать побеги, должен созреть. Во многих обществах гражданская идея не созрела и по сей день. Есть и машины, и самолеты, и пресса, и телевидение, и смартфоны, а общество в своем развитии застряло на феодальном и даже племенном уровне, в котором все определяется по праву крови.
В эпоху средневековья в Европе причиной постоянных споров за престол было право кровного родства. Первый принц крови, второй принц крови. Самозванцы объявляли себя царственными персонами: Пугачев, княжна Тараканова, Лжедмитрий, чудом уцелевшая дочь Николая. При феодализме, где важна кровь, в королевских браках главным была не национальность, а королевская кровь. А теперь и для английских принцев королевская кровь не столь важна.
В современных цивилизованных обществах племенное деление - анахронизм. Неважно, какого роду - племени. В США Обама - не белый. Госсекретари США - всех племен и цветов. Наполеон был не совсем французом, корсиканцем. Сталин - грузином. Саркози бывший президент Франции - выходец из еврейской семьи из Венгрии. Президентом Перу был японец. Это теперь никого не смущает.
Однако от старины так просто не уйдешь. До сих пор в ряде стран принадлежность к клану: общим предкам, общим традициям, общей крови, – определяющий фактор. Это понятные, освоенные, укоренившиеся ориентиры.
Козьма Прутков иронизировал: «Этот Финик есть обломок рода древнего дворян. Губернатора потомок, православных киевлян». Но и в цивилизованных, давно уже не клановых обществах, интерес к кровному родству, к тайным родственным связям не иссякает. И интригует. Вероятно, поэтому так популярны книги, где герой оказывается потерянным сыном какого-нибудь падишаха, короля или богача. Если ты одной крови, тогда ты уже не с улицы, а нашего круга. Феодальное мышление, с его тягой к совпадениям по крови, по родству не выветрилось, и по сей день бередит сердца.
Из феодальной эпопеи и статья о Ленине. Не стоит заморачиваться выяснением, мог покойный премьер Израиля Ицхак Рабин быть внуком покойного Владимира Ильича, или не мог. На внука царя Соломона он точно не тянет. А насчет Ленина? По времени и географии – ничего невозможного нет. Но даже если действительно так, что это меняет? Жизнь Ленина изучена под микроскопом. Конечно, кое-какие моменты, открывающие, что Ленин был не роботом, а человеком, затушеваны. И все же мы знаем о Ленине немало. И видно, что в жизни и политике такого принципиального политика- марксиста кровное родство значило мало. Не знаю фактов, чтобы Рабин ссылался на родство с Лениным, и чтобы для него это что-то значило. А то, что люди интересуются этой информацией, значит одно: феодальное мышление с тайными кровными связями до сих пор бередит сердца читателей. Почему? Наверное, потому, что как бы далеко не ушла цивилизация от первоначально созданного Богом мира, человек все равно дитя природы.
Свидетельство о публикации №221110800714