Глава 3. 5. Жизнь в эвакуации
Как мы жили все эти годы. Так же, как и все. Так же голодали, также болели.
В течение всей войны у меня были на ногах и руках долго не заживающие язвы. Сразу после переезда из кишлака в город сестра заболела тифом и очень долго находилась в больнице. А в 1945 году мы с мамой очень долго болели тропической малярией. Я уже не говорю о постоянных болезнях глаз, особенно во время цветения хлопка.
Почти всю войну жили впроголодь, исключение составляли несколько месяцев, что мама работала в столовой. Это время мы были всегда сыты. Единственный плюс и, думаю, наше спасение было то, что в Узбекистане было много фруктов и по доступным ценам. В то же время это было и минусом – много людей болело дизентерией. Тогда я за всю войну съел столько тыквенной каши, (я уже писал выше об этом), что до сих пор, не только есть, но и вспоминать о тыкве не могу, меня сразу начинает тошнить.
Труднее было с одеждой и обувью. Все, что мы привезли с собой, во-первых, быстро износилось, а во-вторых, мы с сестрой интенсивно росли, и вся одежка и обувь, которые не износились, просто стали нам не годиться. Правда, благодаря теплому климату зимней одежды нам не требовалось, но все-таки...
В начале 1944 г. отец с наградой получил отпуск на 10 дней.Тогда он приехал к нам. Уезжая, он оставил запасную гимнастерку, из которой мама сшила мне что-то вроде кителя. он мне очень полюбился и я его носил вплоть до отъезда в Москву.
Сестра выходила из положения, так как носила некоторые мамины вещи, (которых, кстати, тоже было не вдоволь), со мной было хуже. Иногда выручало то, что, (очень и очень редко), мы получали кое-какую одежонку и обувь по талонам.
Так прошли все четыре года войны. Я не буду описывать всех событий, много было похожего на то, как описано в художественной литературе. Очень часто слышались истерики и плачи из соседних домов, это означало, что в эти дома с фронта прибывали похоронки. Во время войны после госпиталей возвращались раненные. Почему - то все они стали торговать на рынке, большей частью перепродажей, но преимущественно торговали махоркой. Появились разного рода аферисты, «напёрсточники», устраивались всякого рода сомнительные викторины.
Свидетельство о публикации №221110800807