Штрихи. Абак

В Интернете одноклассница повесила фото счётного агрегата. «Тренируюсь», - пишет. Я отшутилась: «Что за абак?» Оказалось, в точку попала. А подруга занялась ментальной арифметикой, чтобы не скучать на пенсии, да и тренаж для серого вещества. Мне же вспомнился 1966 год.
Окончена школа. Первый курс института народного хозяйства им. В.В.Куйбышева, учётно-экономический факультет. И, конечно, одной из дисциплин была «Вычислительная техника». Нас обрадовали, что техника движется вперёд семимильными шагами, поэтому осваивать счёт на абаке, то есть счетах, нам, впервые в истории института, не придётся. О самом абаке тогда мы и не слыхали. Умение же работать со счётами осталось на уровне начальной школы: прибавь, отними. Этим и приходилось пользоваться на продолжении ещё многих лет. Приносишь домой ворох документов – отчет – и клац-клац. Ещё повезло, если счеты профессиональные – большие и с тяжёлыми косточками, а не для первоклашек - с крутящимися проволочками. Умение умножать, делить, а уж  извлекать корень с помощью счёт осталось за гранью понимания, не научили.
В эту пору в бухгалтериях, банках уже появлялись «Аскоты», табуляторы, суммирующие машины, занимавшие если не отдельную территорию, то треть рабочего стола. Микрокалькуляторами были арифмометр «Феликс», при работе на котором обламывались все ногти с маникюром, или ВК с клавиатурой типа пишущей машинки, не рычажки, - прогресс.
Но вернёмся в аудиторию. В дополнение к курсу «Вычислительная техника» нам факультативно читали программирование на ЭВМ. На больших передовых предприятиях уже появились центры АСУ – автоматизированных систем управления. Институт пригласил инженера-программиста, работавшего на Минском тракторном заводе, прочитать курс  и дать студентам какие-то понятия и представления об ЭВМ и программировании. Поскольку экзамен не предполагался, то и посещаемость факультатива была, мягко говоря, не очень. Найти полный конспект на потоке было невозможно. И вдруг ещё через семестр, когда заканчивался курс «Вычислительная техника», узнали, что в билетах будут вопросы по программированию. Учебников нет, конспектов тоже. Отправили делегацию на тракторный завод, нашли программиста, упросили. За полтора часа встречи он продиктовал краткие ответы на вопросы билетов. С тем и пошли «сдавать» свои знания.
Но техника развивалась! В 80-х годах я работала на небольшом предприятии.  В плановый отдел приходит парень лет на 10 моложе. До этого работал он  на заводе «Электрон» экономистом. Очень хотел освоить компьютер. Постигал азы самостоятельно или методом «вопрос-ответ», в итоге чуть не положил АСУ завода, «нажав не те кнопки». Его желание знать и уметь не иссякло к моменту нашего знакомства, поэтому вскоре в бухгалтерии и в плановом отделе появились два новеньких компьютера. Обучение «методом тыка», но всё же с помощью наставника, началось и у нас. Когда же через несколько лет он ушёл, я довольно уверенно справлялась с техникой, а вот сотрудница старше возрастом с опаской подходила к ней, обходилась калькулятором. Так и трудились.
В 2000-м году я сменила работу, плановый отдел на бухгалтерию организации, небольшой, но очень хорошо оснащенной технически. Повезло. Мои гроссбухи разместили в одном кабинете с инженером, обслуживавшим это богатство, «сисадмином». Здесь и продолжилось моё знакомство с ЭВМ и программированием. Тем временем  возможности, разнообразие программного обеспечения, экраны мониторов, объёмы памяти «железа» всё увеличивались, полупроводники превращались в нано-элементы. Итог вам известен – даже телефон сейчас в состоянии заменить море техники, банк, почту, телеграф, кинозал и телевизор. На всё про всё ушло лет 50. Конечно, за эти годы и Космос освоили. Но я о своей Вселенной…  Оказывается скорость и возможности понимания, обучения у человека просто неописуемы. Как пример, мой сын. Человек он особенный, с «диагнозом», окончил 5 классов спецшколы и занят домашними делами. А в основном – компьютером. В начальной школе арифметика была у нас большой проблемой. Ко всему, он – переученный левша. Поэтому в тетрадке пример  «2+2» нередко выглядел как пара влюблённых лебедей, где одна цифра написана правой рукой, а вторая левой, в зеркальном изображении. Ответ и на такой пример мог оказаться любым, если только не удавалось ему потихоньку стянуть у меня калькулятор. Проблема решалась мгновенно. Освоить современный абак – пожалуйста, а школьную программу – беда.
Прошло полвека. Для разгона собственного андронного коллайдера подругой, математиком-программистом, вновь предлагается абак!   Надо попробовать - восполнить пробел. Интересно! 
09/11/21


Рецензии