Встреча, спустя почти семьдесят лет

     Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны, сменилось уже несколько поколений,  а люди все ищут и ищут своих близких, пропавших на той войне.  И я тоже многие годы пыталась узнать хоть что-то  о военной судьбе своего отца.

     Долгие десятилетия мой отец Пётр Каменев считался пропавшим без вести в мае победного 1945 года.  Периодически получаемые ответы из Центрального архива Министерства обороны в Подольске  ничего не добавляли к этой скудной информации. Та же лаконичная скупая формулировка "пропал без вести" оказалась и в Книге Памяти, изданной в 1994 году в городе Акмола Казахской ССР, откуда был призван Пётр Елисеевич Каменев (это было место  ссылки наших семей в 30-е годы).
 
     Тем сильнее было потрясение первого января 2008 года, когда я вышла на сайт Министерства Обороны Подольского архива, открывшийся в конце 2007 года, и обнаружила новые сведения о гибели отца. "Командир миномётного взвода 78-го стрелкового полка 7-й Гвардейской  Армии младший лейтенант  Каменев Пётр Елисеевич 1917 г.р.  ранен 19 апреля,умер от ран в военно-полевом госпитале 24 апреля 1945 года. Могила № 15 на территории бывшего графского замка, с. Вельке Левары Малацкого уезда Братиславской губернии.
 
     Мы с мамой были настолько счастливы, что я не сразу поняла, что нужно написать в Подольский архив, чтобы получить документальное подтверждение новых данных. А информация из Интернета – это всего лишь сведения, а не документ.
Сразу появилась надежда на долгожданную встречу.  Ведь детям погибших воинов правительство области выделяет деньги, чтобы они могли съездить на  могилу отца. Однако общеизвестно, что любое благое начинание упирается  во множество бумаг с печатями. Подтверждать нужно всё, причём, многократно.
 
     Когда я обратилась в Российский Красный Крест с просьбой документально подтвердить данные о захоронении отца, мне ответили, что начнут работу над этим вопросом только после получения документа с круглой печатью из Подольского Архива. Я написала в архив, потом  отправила письмо в посольство Словакии в Москве с просьбой ответить на вопрос, сохранились ли захоронения советских воинов, сделанные в 1945 году. Пошли месяцы ожидания, весну сменила осень, потом зима, а ответов всё не было...
 
     А в  марте  2011 года в Москве была встреча журналистов-целинников, куда меня пригласили коллеги из Москвы. Прибыв туда, я сразу поехала в Подольский архив. В приёмной архива чиновница, взглянув на сведения, взятые из Интернета, сказала мне: "Ваш отец – офицер, и данные о нём смотреть надо в офицерской картотеке…. "  Я потеряла дар речи. Разве нельзя было при наличии этой информации раньше, в 1975, 1998, 2001, когда я писала письмо за письмом, пролить свет на судьбу отца, хотя бы указать место на карте, где он был в момент гибели.

     Ведь во всех официальных ответах, получаемых из архива, мой отец значился рядовым, пропавшим без вести…  Похоже, что  в своё время информация о Петре Каменеве просто пошла по двум параллелям, а в одну картотеку её никто так и не свёл. Далее Петикова Н.М. (чиновница из приёмной) сказала, что в понедельник я  могу приехать и познакомиться с личным делом отца-офицера, мне выпишут пропуск в читальный зал Архива.

     Но личного дела Петра Елисеевича Каменева в архиве не оказалось. В картотеке награждённых его имени также не нашли, принесли только две учётных карточки. Из них выяснилось следующее: в октябре 1944 года Пётр Каменев закончил Ташкентское пулемётное училище и ему было присвоено звание младшего лейтенанта.
 
     А ещё оказалось, что бабушка Агриппина Андреевна Каменева ещё в 1957 году получила весть о том, что её сын умер от ран в военно-полевом госпитале в с. Вельке Левары  Братиславской губернии Чехословакии. Но наши семьи потеряли друг друга из вида в военном лихолетье. А потом, скорее всего, просто не искали друг друга. Ведь эхо репрессий ещё не утихло в сердцах тех, кого они коснулись своим чёрным крылом. Ведь дед Елисей – отец Петра Каменева,  строитель канала Волга-Москва, был расстрелян 20 июня 1938г. на Бутовском полигоне Ленинского района Московской области.
 
     Так и получилось, что одна семья успела получить весть о том, что Пётр стал офицером,погиб, как герой, а другая семья так и ждала рядового, без вести пропавшего. Эта формулировка значилась и в Книге Памяти (г.Акмола, Казахской ССР, 1994 год). Ссыльный из Воронежской губернии, место ссылки семьи деда - Осакаровка Карагандинской области, призванный  на фронт Акмолинским ГВК.  Мать во время войны жила по месту ссылки, жена работала в школах Акмолинской области. Этим и объясняется, что информация о солдате Красной Армии пошла по разным каналам, по разным адресам, с разными формулировками.

     Через месяц после приезда из Москвы, в апреле 2011-го года я, наконец, получила долгожданную справку из архива с круглой синей печатью!  Но всех ответов эта справка, конечно, не давала. Ведь в ней было указано место первичного захоронения. Очевидно, что потом советских воинов перезахоронили. Главный вопрос – куда?

     В мае 2011 года пришёл пакет из посольства Словакии. В нём местом захоронения лейтенанта Каменева был указан город Зволен. Интуиция настойчиво твердила – здесь какая-то ошибка. Отец погиб под Братиславой, а перезахоронить повезли в Центральную Словакию? Не логично….

     Прочитав в «Вечернем Омске» информацию о том, что на день города в Омск прибудет делегация из Словакии, 25 июля 2011г. я  обратилась в мэрию с просьбой о встрече со словаками, понимая, что иначе переписка будет тянуться годы.
 
     Но совершенно неожиданно,  через два дня мне прислали долгожданную справку из Красного креста – о том, что Пётр Елисеевич Каменев в 1946 году был перезахоронен в братскую могилу военно-мемориального комплекса Славин в Братиславе!

     Пятого августа на встрече со словацкой делегацией в международном отделе областной библиотеки имени А.С. Пушкина руководитель делегации мэр города Пухов Мариан Михалец (кстати, по первому образованию – учитель русского языка и литературы) пообещал мне, дочери воина, погибшего за освобождение Словакии, сопровождение и моральную поддержку.  Поездка в Словакию, которая еще недавно казалась нереальной, стала возможной. Я поняла, что отступать больше некуда и обратилась в визовый центр. А  загранпаспорт у меня уже был оформлен с благословения мамы в 2009 году. Отступать было некуда, словно бы Господь вёл меня по этой тропе познания…

     На визовые дела ушёл месяц. И, наконец, 16 сентября 2011 года я вылетела в Братиславу,где гостила неделю. Оказалось, что в Зволене похоронен однофамилец отца,  младший лейтенант Каменев, который погиб на границе с Венгрией. Я положила цветы и на эту могилу. Теперь у меня не оставалось сомнений – Пётр Елисеевич Каменев нашёл вечный покой в Братиславе, на холме Славы, что было подтверждено документом, полученным мною в Министерстве внутренних дел Словакии. Большую помощь в перепроверке информации оказало посольство России в Словакии.
 
     Холм Славы – любимое место отдыха местных жителей, ведь с него открывается панорама всей Братиславы. К приехавшей на дорогую могилу россиянке все отнеслись с удивительной теплотой и пониманием. Помогали, подсказывали. Я четыре раза была на Славине. В этой поездке я ощущала себя полпредом России и тех солдат, которые погибли за освобождение Братиславы. И почувствовала, что обрадовался не только мой отец, но и его однополчане. Такой свет шёл от могил. Этот свет виден на всех фотографиях.

     С благодарностью вспоминаю всех, кто на этом пути мне помогал и поддерживал. Не могу не сказать о том, что памятники нашим воинам Красной Армии уже  выведены из словацких  туристических маршрутов. Если мы туда ездить не будем, то обелиски в конце концов начнут сносить. Нужно их перефотографировать, переписать фамилии, чтобы вернуть из забвения хоть часть имён освободителей Европы, несколько дней не доживших до Победы, поработать с Министерством внутренних дел Словакии. Информация уходит, и вряд ли её кто-то догонит после нас.  Думаю, что здесь слово за историками молодыми и пытливыми.
      
     На Славине   покоится 6845 воинов, погибших за освобождение Братиславы. Из них 4353 - безымянных, 2492 - известных. А всего в Словакии погибло 70 тысяч наших соотечественников. Светлая им память!

     Информацию о солдатах, погибших и пропавших без вести во время Великой Отечественной войны, можно найти на сайтах:  obd-memorial.ru   podvignaroda.ru.


Рецензии