постирония фатализма

ПОСТИРОНИЯ ФАТАЛИЗМА
ВСТУПЛЕНИЕ
       Современные технологии прекрасны и удивительны! Никто из нас, тех, кому сейчас уже за пятьдесят, не мог в далекие семидесятые даже предположить, что когда-нибудь у нас в руках будет небольшая плоская коробочка, легко помещающаяся в карман, на которой мы сможет посмотреть любой фильм, и не только советский, но и любой американский. И не только посмотреть, но и остановить любой кадр этого фильма, увеличить его, внимательно подробно рассмотреть и увидеть то, что раньше просто невозможно было заметить…
         И не надо будет ждать Новый Год, чтобы в очередной раз посмотреть любимый фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!» Посмотреть в который уже раз…               
ПРЕДИСЛОВИЕ*
        Московские спальные районы – Тропарево, Чертаново, Медведково и многие другие, застроенные одинаковыми типовыми многоэтажными панельными домами конца эпохи развитого социализма. Оказавшись в одном из этих районов, вряд ли догадаешься, в каком именно находишься…
     Люди всегда мечтали о равенстве и братств! И вот мечта сбылась! Все мы живем в типовых домах, в  стандартных квартирах с одинаковой мебелью за безликими дверями. Празднуем одни и те же праздники, произносим одни и те же тосты и поднимаем  одинаковые хрустальные бокалы под бой кремлёвских курантов, которые отсчитывают двенадцать абсолютно одинаковых ударов!      
     Но стали ли мы одинаковыми? Одинаково счастливыми или одинаково несчастными? Если вообще об этом можно говорить, когда у всех всё так одинаково…
     Нет! Как и тысячелетия назад мы удивительно разные. Разные не только внешне, но и внутренне. У нас разные имена, разные характеры, разные судьбы, но что самое главное, совершенно разные желания!
         И мы наперекор любой эпохе продолжаем оставаться удивительно разными людьми в удивительно одинаковых обстоятельствах…
1.ПАВЕЛ
      31 декабря 1970 года** был четверг, последний рабочий день перед Новым Годом. Впереди было три нерабочих  дня, и вся страна замерла в ожидании веселых новогодних чудес и всеобщего беспробудного  пьянства. Рабочие и служащие огромной бескрайней страны старались под любым предлогом свалить по-тихому с работы или со службы домой, чтобы успеть подготовиться к праздничному новогоднему застолью с советским шампанским, салатом оливье и абхазскими мандаринами. Поэтому  незадолго до пятнадцати ноль-ноль руководитель отдела Павел, отчества которого мы. к сожалению. уже наверное никогда не узнаем, отпустил всех своих сотрудников и сотрудниц в библиотеку и рванул к своему школьному  другу Женьке, с которым они дружили, страшно сказать, уже двадцать девять лет, с самого первого класса.
          Всего пару недель назад  Женька  вместе со своей мамой  Мариной  Дмитриевной переехал в отдельную двухкомнатную квартиру в новом районе стремительно разрастающейся Москвы.  Поэтому Паша,  выйдя из переполненного автобуса, первым делом спросил,  где здесь Третья улица Строителей, а затем двинулся в указанном направлении,  стараясь разглядеть между однотипных многоэтажек  маленькую церковь, которая и была отличительной особенностью этой ничем больше непримечательной московской улицы. По дороге он купил советского полусладкого, хотел купить еще кило апельсин, но некогда было, да и не хотелось стоять в очереди на морозе. Как-то неловко было являться к Марине Дмитриевне  с пустыми руками, за эти годы она стала для него родным человеком, хотелось поздравить ее с долгожданным новосельем, а заодно и с Новым годом.
      В первый класс они с Женькой пошли в тысяча девятьсот сорок первом, когда война была ещё далеко от Москвы, но потом с каждым днем жить становилось все труднее. Марина Дмитриевна частенько кормила Пашу вместе с Женей, когда они голодные прибегали из школы после уроков. Только через много лет Павел понял, чего ей это стоило, но ни разу она не попрекнула его куском хлеба.
         Паша с Женей дружили искренне и честно. Никогда у них не было друг от друга тайн, потому что оба они верили, что друг – это тот, кому ты доверяешь также как самому себе, а иногда даже больше, чем себе. Ты можешь проявить слабость и малодушие, предать себя, свои принципы и убеждения, но друг тебя никогда не предаст. Иначе это не друг.
       В восьмом классе они были влюблены в одну девочку Иру, вместе с которой учились в одном классе, но никогда даже не говорили об этом. Просто любили и ждали, кого она выберет. Ирка выбрала Пашку, на выпускном вечере они целовались прямо за углом школы, а Женька стоял на шухере и молча кусал губы до крови.  Пашка с Иркой поступили в Бауманский , а Женя пошел в медицинский. На свадьбе лучшего друга и любимой девушки несчастный влюбленный нес какую-то чушь, уверяя всех, что молодожены скоро разведутся и Ирка уйдет к нему. А когда однокурсники молодых хотели его побить, Паша первым встал грудью на защиту своего лучшего друга.
            Как часто бывает в ранних браках одногодок, Паша с Ирой стали лучшими друзьями и всегда все делали вместе. Вместе работали в одном институте, правда в разных отделах, вместе отдыхали в отпуске, вместе встречали Новый год и другие праздники, и детей тоже делали вместе. Получились мальчик и девочка – идеальная семья. У Иры никогда не было никого кроме Паши, и она этим очень гордилась. У Паши тоже никогда никого не было кроме Иры, но он этим не очень гордился. Порой ему хотелось изменить жене, хотя бы для того, чтобы узнать, что же это такое, быть с другой женщиной. Но природная интеллигентность, чистоплотность и порядочность не позволяли ему это сделать. Да и чисто технически это было сделать очень трудно, ведь Паша хотел ни с кем попало, а с симпатичной ему женщиной, а чтобы появилась симпатия, нужно было время. И такой вариант неожиданно появился.
   В отдел пришел молодой специалист –  очаровательная сексапильная молоденькая девушка сразу после института по распределению. Павел уже пару лет руководил отделом  и всегда старался держать дистанцию с подчиненными, но в данном случае общение ещё совсем не старого начальника с очень молодым специалистом как-то сразу вышло за рамки должностных обязанностей и с каждым днем становилось всё более и более неформальным. Особенно их сблизил совместный выезд отдела на картошку. Вечером после полевых работ весь отдел сидел у костра, немного выпивали, слушали песни под гитару под холодным осенним подмосковным небом. Совершенно случайно молодой специалист оказался рядом с руководителем отдела. Павел чувствовал запах другой женщины, чувствовал, как она  всё плотнее прижимается к нему, и всё более утверждался во мнении, что в этом не будет ничего такого. В конце концов, Павел почти убедил себя, что если это и случиться, то никто от этого никак не пострадает.
    И подходящий случай неожиданно представился. Ближе к Новому Году Ирка уехала в командировку в Ленинград. Её присутствие было совершенно необходимо на испытаниях нового образца, и даже после праздников она должна была ещё какое-то время оставаться в Питере. Детей на каникулы забирали бабушка с дедушкой, так что квартира в новогоднюю ночь была в полном распоряжении Паши. Молодой специалист жил в общежитии, поэтому с удовольствием согласился на дружеский визит к руководителю отдела в новогоднюю ночь. Но Ирка, видимо,  каким-то образом почувствовав неладное, накануне позвонила по межгороду и заявила, что если Паша не приедет к ней встречать Новый год в Ленинград, то она бросит все и сама прилетит в Москву, хотя первого числа ей с заказчиками необходимо было продолжать испытания нового образца. Настроение у Паши было не очень, пришлось купить дорогой билет на самолет и сразу после бани отправляться в аэропорт. 
     Посещение бани было их традицией, почти ритуалом, который они с друзьями выполняли уже много лет. Каждый год тридцать первого декабря они вчетвером, Пашка, Женька, Мишка и Сашка ходили в баню  недалеко от их родной школы. Традиция эта появилась в первый же год после окончания десятого класса. Получилось все совершенно случайно. Встретились, вспоминали школьные годы, никак не могли наговориться и решили сходить в баню, благо из всех доступных мест, это было самое доступное, всего то пятнадцать копеек. Так и повелось, Паша заходил за Женей, Мишка за Сашкой, встречались в бане,  делились новостями,  вспоминали школьную молодость, много смеялись и никак не могли наговориться. По общему мнению друзей-приятелей, в их компании самым интеллектуальным и красноречивым был Павел, самым интеллигентным и эмоциональным – Женя, самым практичным и циничным – Мишка, а самым сильным и недалеким – Сашка.  Они были очень и очень разные, но это не мешало им по-настоящему дружить, часто встречаться и весело выпивать, слегка подтрунивая друг над другом.
              Марина Дмитриевна встретила Пашу удивительно неприветливо. Молча взяла бутылку шампанского и велела тут не хулиганить, а тихо идти в баню. Паша успел только заметить белую женскую шубку и белую меховую шапочку, лежавшую в коридоре около зеркала. Из чего он сделал вывод, что пришла Галя, которую Паша никогда не видел, но с которой, как он знал, Женя разводил шуры-муры уже не первый год. Пришлось идти в баню без Женьки, а ведь Паша так надеялся поговорить с ним, излить ему свою душу. Нет, конечно, он не собирался рассказывать ему о  своих планах изменить жене, тем более  что это была Ирка, но вообще поговорить с другом по душам ему сейчас очень  хотелось.
        Павел шел по заснеженной новогодней Москве и никак не мог разобраться в своих противоречивых чувствах. По идее он должен был радоваться за друга, который наконец-то устраивал свою личную жизнь, но Паша не мог себе представить своего Женьку рядом с какой-то неизвестной Галей. Вечером надо было лететь в Ленинград, встречать Новый год с любимой женой, но изображать примерного мужа уже надоело. Казалось, Паша должен был бы хотя бы немного расстроиться, что сорвались его планы на новогоднюю ночь в обществе молодого симпатичного специалиста, но он был рад, что не придется играть роль героя-любовника. Одним словом Паша и сам не знал, чего он хочет…
2.МАРИНА ДМИТРИЕВНА.
       Марина Дмитриевна Лукашина  была, конечно, никакая не Лукашина. Была она из старинной дворянской фамилии и родилась ещё до первой русской революции. От прежней дореволюционной жизни остались смутные детские воспоминания, как они отдыхали всей семьей с мамой, отцом и старшей сестрой Верой в Крыму в Ялте, как жили летом в собственном подмосковном имении Рублево-Дальнее, а зимой в огромном особняке на Большой Татарской улице. У маленькой Марины даже была собственная бонна, очень строгая, высокая и честная немка. Но после второй  революции отца расстреляли,  их дом отобрали,  а их самих наградили странным статусом « из бывших ». Так, как будто их теперь уже и не было вовсе.  Мама ненадолго пережила отца, а сестра Вера вскоре вышла замуж. Вышла она за военного,  тоже из бывших, но очень вовремя перешедшего на сторону большевиков.  Когда Вера с мужем уехали на Дальний Восток, Марина осталась совсем одна…
   Жизнь её поделилась на «до» и «после», жизнь «до» была радостная и светлая, а «после» в жизни остались только страх и бедность. Какая из этих двух жизней была настоящая, а какая выдуманная, Марина никогда особенно не задумывалась, просто жила, как могла, стараясь никому не доставлять забот и справляться со всеми своими проблемами собственными силами.
  Замуж Марина Дмитриевна вышла очень поздно, почти в тридцать лет, да и то только потому,  что боялась остаться одна. Муж её был простой и хороший человек, его простую фамилию она и взяла. Почти сразу родила мальчика, муж смеялся и говорил, что когда родится девочка, её тоже надо будет обязательно назвать Женькой. Но в тридцать седьмом году, когда сыну было всего три года, мужа забрали и с тех пор никто никогда его больше не видел. Женька отца не помнил,  примера мужского поведения у него перед глазами никогда не было, поэтому вырос очень скромным и не очень решительным. Так думала Марина  Дмитриевна, когда поняла, что взаимоотношения сына с лицами противоположного пола как-то  не складываются. Чего только стоила эта дикая история с дракой на свадьбе. Удивительно, но после этого Женя и Паша продолжали дружить, как ни в чем не бывало. Павел был из очень хорошей семьи, и всё у него в жизни было правильно и хорошо. Поэтому с самого первого класса Марина Дмитриевна всячески поощряла эту дружбу сына, подкармливала Пашу и радовалась, когда он приходил к ним в гости.
               Последнее время Марина  Дмитриевна очень переживала, что Женя никак не найдет себе подходящую женщину, ведь ему было уже тридцать шесть. Года два назад в жизни сына появилась Галя, девушка довольно ограниченная, иногда даже грубая, но симпатичная и хозяйственная. Марина Дмитриевна,  понимала, что сыну с ней будет нелегко, но надеялась, что стерпится, слюбится, а потом пойдут дети, семейные заботы, а там глядишь и привыкнут, приживутся.  Очень уж она боялась, что её робкий и любимый сын останется один. Как-то так получилось, что все друзья и знакомые Жени уже давно переженились, а некоторые уже и не по первому разу. Это очень беспокоило Марину Дмитриевну, все-таки хотелось дождаться внуков и, умирая, знать, что сын остался не один.
     Почти всю жизнь Марина Дмитриевна прожила с сыном в огромной коммунальной квартире в одной из восьми комнат.  Когда в самом начале пятидесятых Женя поступил в медицинский институт,  она перегородила их общую комнату огромной старинной ширмой.  И вот теперь, почти через двадцать пять лет, Марина Дмитриевна с сыном  получили собственную отдельную двухкомнатную квартиру. Теперь было, наконец, куда привести молодую жену…
        Тридцать первого декабря днем Женя вернулся из больницы после ночного дежурства и утреннего приема. Марина Дмитриевна покормила его и велела поспать, потому что вечером они с Галей собирались идти встречать Новый год в гости к Катанянам, семейной паре, с которой Женя учился в институте в одной группе. Когда Марина Дмитриевна с кухни услышала, что пришла Галя, она слегка улыбнулась, обрадовалась за сына. Галя с Женей наряжали елку, шутили, смеялись, Женя даже спел какую-то песню под гитару. Марина Дмитриевна прислушалась и поняла, что Галя хочет встречать Новый год здесь в их квартире вдвоем с Женей. Прозвучало и имя Олега, в существовании которого Марина Дмитриевна сильно сомневалась, но в данном случае его упоминание вселяло надежду на дальнейшее развитие событий. Марина Дмитриевна поняла, что придется куда-то уйти, чтобы оставить молодых только вдвоём. Встречать Новый год ей было совершенно негде, но она тут же начала соображать, к кому из старых приятельниц можно было бы напроситься в гости.
      В этот момент совсем некстати пришел Паша. Марина Дмитриевна постаралась его выставить, но этот нахал никак не унимался. Потом всё-таки ушел, но, кажется, заметил белую шубку Гали. Марина Дмитриевна сидела на кухне с подаренной Пашей бутылкой шампанского в руках,  прислушивалась к разговору Жени с Галей и мучительно соображала, где провести эту ночь. Первый раз в жизни она хотела одна, в собственной квартире спокойно встретить Новый год, вспомнить счастливое детство, трудную жизнь и помечтать о спокойной старости. Но надо было уходить непонятно куда, терпеть пустые плебейские разговоры,  грубые хамские шутки, глупость и невоспитанность простолюдинов, притворяться, и быть такой же, как все…
3. ГАЛЯ
       Галя считала, что это некрасиво, неприлично и нужно одним только мужчинам. Она сама никогда не испытывала сексуального возбуждения, желания и наверное была  фригидна, но даже не знала такого слова. Как-то раз, ещё в детстве, мальчишки в школе крикнули ей вдогонку « Галка – давалка!» и она запомнила это на всю жизнь. Хотя они просто дразнились и могли крикнуть, например « Алка – давалка!», но её это очень сильно обидело, можно сказать даже оскорбило на всю оставшуюся жизнь, ведь она себя считала приличной девушкой.
     Была она единственным ребенком в семье и привыкла, что её балуют, оставляют лучший кусок и одевают «как куколку». Так всегда говорила мать, которая в семье была главной. Глядя на неё Галя сама того не заметив научилась манипулировать людьми и прежде всего мужчинами. Она всегда добивалась от мужчин всего, чего хотела, а теперь она хотела выйти замуж и быть в семье главной, как мама. Вот уже два года кандидатом на роль мужа, сам того не подозревая, был Женя. Сначала Галя разрешала ему приглашать себя на свидания, потом брать в гости к друзьям, иногда даже разрешала поцеловать, но всегда, как ей казалось очень вовремя, останавливала его фразой « Ну, хватит, Женя!» и больше пока ничего не разрешала.
          А что бы Женя её больше ценил  и, может быть,  даже немного ревновал, Галя придумала некоего Олега, который очень красиво и настойчиво ухаживать за ней, постоянно предлагая то пойти в хороший ресторан, то поехать в романтическое путешествие. Иногда она даже сама начинала верить в этого воображаемого Олега, но в реальности единственным вариантом оставался Женя – немолодой врач-хирург районной поликлиники,  правда с новой двухкомнатной квартирой.
    Она решила, что в этот Новый год всё должно случиться. Он будет просить её выйти за него замуж, будет, конечно, объясняться в любви, а она вся такая красивая в новом платье, пококетничав и подумав, согласиться.  Они конечно поцелуются, а потом…  Что будет потом, она не знала.           « Наверное, все-таки уже после свадьбы…» - думала Галя как- то неопределенно.
4. МИШКА и САШКА
         Они с детства всё делали вместе, вместе учились в школе, вместе потом поступили в строительный институт. Девчонок в строительном было мало, приходилось ходить в текстильный, где наоборот не хватало парней. После института Сашка стал работать прорабом в строительно-монтажном управлении, а Мишка снабженцем на базе. Оба обзавелись семьями, женами, детьми. Ходили друг к другу в гости, немного выпивали,  да и на работе приходилось выпивать, так что пьянели не сразу. Немного даже друг с другом соревновались, кто дольше продержится, дольше не захмелеет. Побеждал обычно Мишка и искренне считал, что все его за это должны очень уважать.
       Тридцать первого как обычно пошли в баню. Сначала пришел Пашка,  к этому времени Мишка с Сашкой уже успели размяться пивком. А когда подтянулся Женька, друзья перешли к водочке.  Женька опоздал,  потому что как раз в тот момент, когда за ним заходил Пашка, он делал предложение своей девушке. У девушки было красивое, а главное очень редкое имя – Галя. Выпили за то, что Женька женится, потом за Галку, потом за последнего холостяка, а потом по традиции и за дружбу, и даже спели…
    Водка закончилась, поехали в аэропорт, там продолжили коньяком с боржоми. Когда объявили посадку на 392 рейс до Ленинграда, Пашку с Женькой совсем развезло. Пришлось Сашке с Мишкой самим решать, кому из них лететь в Ленинград. Долго думали и решили, что лучше отправить Женьку, потому что он недавно переехал и его новый адрес знал только Пашка. А Пашкин адрес Мишка с Сашкой знали отлично.
         В двадцать ноль-ноль объявили, что посадка на 392 рейс до Ленинграда заканчивается, еле успели запихнуть Женьку в самолет. Когда привезли Пашку домой, в квартире почему-то никого не оказалось. Пока Пашка спал, выпили еще «по чуть-чуть». Было уже около десяти, когда бутылка виски из Пашкиного бара закончилась. Надо было идти домой встречать Новый год, но Пашка все не просыпался, поэтому Мишка с Сашкой захлопнули дверь и отправились домой к праздничному столу пить шампанское под бой кремлёвских курантов.
5. КИНОРЕЖИССЁР
        Кинорежиссёр летел в Ленинград смотреть натуру, ему очень скоро предстояло снимать новый фильм, и нужен был  эпизод с главной героиней на фоне исторических видов этого красивейшего города. Сценарий, который они  написали вместе со сценаристом, был уже утвержден, артисты подобраны и даже музыка к фильму была уже записана.
   Свой первый удачный фильм, ставший очень популярным, режиссер снял, когда ему ещё не было и тридцати лет, и прекрасно знал рецепт хорошего фильма. Обязательно должна быть любовная история и интересный захватывающий сюжет, юмор, много юмора, песни, музыка! Но самое главное – это сценарий, текст, фразы, которые потом будет повторять вся страна.  Сам он не вполне владел даром слова, хотя и писал неплохие стихи, но всегда находил настоящих писателей, способных заставить его фильмы заговорить. Закадровый текст, реплики героев и вообще все слова в фильме должны быть настоящей крепкой литературой. « Если фильм нельзя слушать, то его невозможно и смотреть, » - так искренне считал режиссер. Ещё конечно должны быть хорошие актеры, хороший оператор, дружная съемочная группа – всё это режиссёр прекрасно усвоил уже давным - давно, давным - давно…  Но недавно он понял ещё одну очень простую вечную истину - « Всё и всегда меняется!»
              Например, артист Юрий Белов, который в его самом первом фильме играл молодого пылкого влюбленного, в его последнем фильме сыграл старого усталого ленивого милиционера. Кино - это не театр, здесь молодые должны играть молодых, и все остальное тоже должно быть самым настоящим, как в жизни! Режиссер вспомнил, как когда-то его старший товарищ Вася Катанян, с которым они сняли не один документальный фильм, очень точно сказал: « Кино – это единственное честное искусство. В кино не надо ничего придумывать, надо просто снимать.  В жизни всё есть! Вот только надо суметь всё это в жизни увидеть, разглядеть… »
    С недавних пор режиссер стал намеренно в каждом своем фильме снимать самого себя в какой-нибудь незначительном эпизоде, эпизодической роли, чтобы потом через много лет посмотреть на себя со стороны и увидеть, каким он был и как он менялся. То он был главным редактором газеты, то пассажиром троллейбуса, то прохожим за решеткой тюремной камеры, то доктором на крыле самолета, то сторожем на складе. Много фильмов уже было снято и много ещё предстояло снять. Вот только вопрос, каких фильмов. Кинорежиссеру очень хотелось, чтобы хороших…
       В последнее время в его фильмах совсем не было песен, была прекрасная закадровая музыка, но не было песен. Режиссер чувствовал, что те песни, которые звучали в его фильмах и фильмах других режиссеров двадцать лет назад куда-то уходят, а на смену им приходят новые, более простые, более искренние песни, которые звучат на кухнях, у костра, в небольших дружеских компаниях, а не на сценах концертных залов и эстраде.
        Все эти важные и правильные мысли разом вылетели из головы кинорежиссера, когда в кресло рядом с ним плюхнулся какой-то пьяный пассажир. Весь недолгий полет из Москвы в Ленинград этот алкоголик пытался уснуть на плече режиссера, даже не снимая с головы меховую шапку. К концу полета он так надоел режиссеру, что когда они, наконец, расстались в зале ожидания аэропорта, режиссер, не выдержав, выразил всё своё накопившееся раздражение одной простой и незамысловатой фразой: «Пить надо меньше!»
6. БЕЗЫМЯННЫЙ ПАССАЖИР
     Женя Лукашин сидел в аэропорту и медленно приходил в себя. Он уже был в состоянии двигаться и даже говорить, но ещё не в состоянии соображать. Слабые попытки  выяснить у сидевшего рядом человека, где он находиться и сколько сейчас времени, не увенчались успехом. Этот странный грустный человек вроде бы и отвечал на все вопросы Жени, но понять ровным счетом ничего было невозможно.  Женя только сумел с большим трудом догадаться, что они с ним  находятся в каком-то одном месте и что до Нового года ещё есть  время.  Жене хватило сил сообразить, что он не дома и что пора домой. В это самое время объявили о задержке рейса номер триста шестьдесят один Ленинград – Красноярск до двадцати четырех ноль-ноль по метеоусловиям аэропорта прибытия. Одурманенное алкоголем сознание Жени восприняло эту информацию как незаслуживающий никакого внимания шум. Зато на сознание странного безымянного человека, сидевшего рядом, эта же самая информация произвела удручающее впечатление, погрузив его в глубокую депрессию. Глядя на его унылую физиономию, Женя понял, что дальнейшее общение с ним совершенно бессмысленно и решил отправиться домой, не догадываясь, что находится  вовсе не в Москве, а совершенно  в  другом  городе… 
    И что московское время сейчас двадцать один час десять минут. Впрочем, точно такое же время было и в заснеженном новогоднем Ленинграде.
7.ТАКСИСТ
               Таксист Сеня сидел в своей машине в ожидании клиентов и вспоминал фильм «Бриллиантовая рука», вышедший на экраны страны в прошлом году. Сеня очень любил кино, выписывал журнал «Советский экран» и даже иногда заходил в библиотеку почитать свежий номер журнала «Искусство кино». В этом тысяча девятьсот семидесятом году Сеня посмотрел «Бриллиантовую руку» уже пять раз. Он знал наизусть все реплики героев, все слова всех песен и даже всю закадровую музыку. Раза с третьего он стал замечать детали, ускользнувшие от его внимания при первых просмотрах, а в последний раз он даже заметил один «киноляп».  Козодоев, которого играл  блистательный Андрей Миронов,  в начале эпизода давал детям эскимо на палочке,  а в следующем кадре дети уже ели мороженое из  креманок. Эскимо на палочке каким-то чудесным образом куда-то исчезло.***
           Вообще Сеня считал Гайдая великим режиссером. Он полюбил его фильмы сразу, как только увидел «Пес Барбос и необыкновенный кросс». Полюбил за простой и понятный юмор, за динамику, за очаровательные лирические моменты. Он смеялся над «Самогонщиками» и «Операцией Ы», восхищался «Кавказской пленницей», обожал «Бриллиантовую руку» и с нетерпением ждал новый фильм Леонида Гайдая. А на размышления о творчестве Леонида Гайдая его натолкнул человек, только что вышедший из здания аэровокзала, прошедший мимо Сениной машины в начало очереди и уехавший со знакомым таксистом из другого таксопарка. Сеня никак не мог вспомнить фамилию этого человека, но помнил его лицо на фотографии в журнале «Искусство кино». Еще он знал, что этот режиссер снял несколько хороших фильмов, и, видимо, Гайдай его очень уважал.  Потому что в «Бриллиантовой руке», когда Семен Семенович  Горбунков, он же артист Юрий Никулин,  уезжает из морского порта с сотрудником милиции, изображающим таксиста, в роли которого снялся опытный Станислав Чекан, на стене висит афиша одного из фильмов этого режиссера - «Зигзаг удачи».
 Кстати, Сеня сразу заподозрил, что таксист ненастоящий!  Ведь когда Семен Семеныч назвал адрес (Морская, двадцать один, квартира девять, третий подъезд, третий этаж), водитель никак не отреагировал. А любой нормальный таксист как-нибудь отшутился бы по поводу третьего этажа.
     Неожиданно в памяти всплыло имя режиссера – Эльдар Рязанов. И сразу вспомнились названия снятых им фильмов - «Зигзаг удачи», «Берегись автомобиля», «Дайте жалобную книгу», «Гусарская баллада» и «Карнавальная ночь». Видимо, этот режиссер любил устойчивые словосочетания.
          Из здания аэровокзала вышел очередной клиент и заплетающейся походкой направился к стоянке такси. Упал, с трудом встал, чертыхнулся и ввалился в Сенину машину: «Третья улица Строителей, дом двадцать пять, квартира двенадцать, четвертый этаж!» «Да хоть пятый!» - совершенно невозмутимо отреагировал Сеня, заводя мотор. Доехали быстро, машин на улицах почти не было, клиент расплатился, с трудом вылез из машины и нетвердой походкой направился к лестнице, ведущей к подъезду. Глядя ему вслед, Сеня подумал: «Каждый человек способен на многое, но, к сожалению, не каждый знает, на что он способен ( Михаил Иванович, он же Станислав Чекан )».
8.НАДЕНЬКА
       Надя Шевелёва всегда, с самого раннего детства, была очень умной и красивой девочкой. В детском саду её всегда ставили всем в пример и в первый ряд. Она декламировала стихи, пела песни, танцевала танцы и мечтала пойти в школу, чтобы научиться читать и писать. Но началась война и они с мамой и заводом уехали в эвакуацию. В жизни Нади всегда всё случалось не так, как она мечтала…
            И в первый класс школы она так и не пошла, потому что вернулись они в Ленинград с мамой только в сорок пятом году. Ей было уже девять лет,  и она уже давно умела и читать, и писать. С самого детства любимыми книжками её были поэтические сказки Пушкина и Ершова. В восьмом классе она увлеклась стихами Цветаевой и Ахматовой, а в институте услышала песни Окуджавы и сразу поняла, что это настоящая поэзия,  голос  её поколения,  хотя Булат Шалвович в те годы ещё не написал свои главные  стихи. Но очень скоро страна увидела фильмы с его прекрасными песнями. В шестьдесят седьмом на экраны вышел фильм «Женя, Женечка и «Катюша»», в шестьдесят девятом «Белое солнце пустыни», а в семьдесят пятом «Соломенная шляпка». ****  Надя любила и понимала настоящую поэзию, это была её страсть. Но была у неё и ещё одна тайная страсть.
    Как- то раз в шестом классе мальчишки после уроков  зажали её в пустом коридоре и стали «щупать».  Двое держали за руки, а третий, зажав ей рот рукой, тискал её молодые упругие груди. Было стыдно, больно и нестерпимо унизительно. Надя отбивалась, как могла, сильно сжимала бёдра, и в какой-то момент испытала странное, болезненное, но очень приятное ощущение. Она зажмурилась и даже застонала от удовольствия. Испуганные мальчишки  с криками «припадочная» разбежались, а Надя почувствовала, как у неё стало мокро в трусиках между ног. Через год она уже целовалась в парке с восьмиклассником, и ничего приятнее  этих поцелуев не было в её жизни. В пединституте, куда она поступила, всё стало совсем серьезно, из-за неё даже дрались поклонники. А на последнем курсе института у неё случилась любовь с молодым преподавателем. Он оказался женат, но Надя уже привыкла, что в её жизни многое случается не так…
        Они встречались  регулярно, часто между его лекциями и семинарами, но только по будням, выходные он всегда проводил с семьей. Это продолжалось почти десять лет. Надя ничего не могла с этим поделать, её тянуло к нему, ей было необходимо встретиться с ним хотя бы раз в неделю. Любовь вроде закончилась, уже прошла, а интимные отношения остались. Тогда она всё ещё оставалась довольно скромной, стеснительной девушкой и даже в мыслях не могла произнести фразу « заниматься сексом». «Заниматься любовью» было гораздо приличнее, хотя по сути это было одно и то же. Это была её вторая, настоящая страсть, Надя любила секс, которого в стране тогда ещё или уже не было.
      Когда появился Ипполит, никаких иллюзий насчет любви у Нади уже не осталось. Сексом с ним  она занималась регулярно, спокойно и даже как-то буднично. Немного раздражала его манера каждый раз перед сексом произносить одну и ту же, как будто раз и навсегда заученную фразу: « Ну, что, Наденька, покувыркаемся немного?» Так и казалось, что точно с такой же интонацией он мог бы сказать и Любонька, и Валечка, и бог знает, что ещё. А во время секса Ипполит очень громко дышал и закатывал глаза…
        В этом  году  Надя посмотрела фильм «Белорусский вокзал»*****.  Фильм ей очень понравился, но больше всего понравилась одна сцена, где медсестра Рая, она же ленинградская артистка Нина Ургант, поёт песню Окуджавы «Здесь птицы не поют, деревья не растут…».  А вокруг неё сидят взрослые мужчины, бывшие когда-то молодыми солдатиками, и плачут, вспоминая войну.  Это было так сильно, в этом чувствовалась такая энергия. А в центре всего этого была женщина, которая поёт и играет на гитаре. Надя и сама иногда в компаниях пела песни под гитару, но всегда как-то стесняясь, испытывая какую-то неловкость. А тут она вдруг поняла насколько это естественно, когда женщина в центре внимания. И она стала сочинять мелодии к полюбившимся ей стихам и с удовольствием исполнять их при случае.  Наверное,  все дело было в том, что ей, наконец, надоело,  что в её жизни всё как-то не так…
            Надежде Васильевне Шевелёвой было  тридцать четыре года, она была умна, красива, сексуальна, немного сентиментальна и по какому-то странному стечению обстоятельств или злой иронии судьбы всё ещё не замужем.
9.ИППОЛИТ ГЕОРГИЕВИЧ
        Ипполит Георгиевич работал заместителем директора крупного универмага.  Он мог бы быть и директором, но опасался слишком большой ответственности и риска, а иметь хорошие деньги и связи можно было и на должности заместителя.  У него была прекрасная трехкомнатная квартира в центре на Шпалерной улице, огромная дача на берегу залива под Сосновым Бором и самое главное, у него были новые «Жигули» ВАЗ-2101. Этой осенью в конце ноября Ипполит специально  ездил за этой новой машиной в Москву и отдал за неё две цены.****** Автомобилем он пользовался каждый день, даже в булочную за хлебом ездил на машине, и не понимал тех, кто на зиму закрывает  машину  в гараже. К концу года она прошла всего тысячу километров, можно сказать только обкаталась.  Машина была прекрасная, мягкая, комфортная,  бессмысленно было даже сравнивать её с тяжелой  неповоротливой «Волгой» ГАЗ-21, на которой Ипполит ездил раньше.  Раньше он гордился тем, что у него такой же автомобиль, как у Высоцкого, и шутил, что у него такая же машина, как у Димы Семицветова из фильма Рязанова «Берегись автомобиля».  Теперь он многозначительно изрекал: « Пока таких машин в стране меньше сотни,  в Ленинграде вообще  около десяти…»  И, дождавшись от собеседника восторженного выражения лица, совершенно серьезно заявлял: «…, но скоро все советские люди будут ездить на таких машинах…»  А  чуть погодя добавлял: « …те, кто заслужил, разумеется!»
    Было в Ипполите Георгиевиче что-то таинственное,  то, что привлекает женщин,  чувствовалась какая-то тайная жизнь. На самом деле  он просто постоянно доставал и толкал,  доставал  подешевле,  а толкал подороже,  и ничего таинственного в этом не было.  По большому счету Ипполита интересовали только две вещи: вещи и секс. И в том, и в другом он больше всего ценил качество и престиж. Высшим удовольствием для него было обладать тем, чего нет у других. А за обладание надо платить, поэтому  Ипполит привык, что сначала он добивается женщин, а потом они добиваются его – все хотят жить в хорошей квартире, отдыхать на красивой даче и ездить в новой машине.
        Но с Надей  всё было иначе.  Она не звонила сама, не напрашивалась в гости на дачу и, кажется,  не испытывала никакого особого удовольствия,  когда ехала с ним рядом в новой машине, но от встреч никогда не отказывалась, почти не кокетничала и всегда с удовольствием занималась сексом. Хотя никогда Ипполит не чувствовал, чтобы секс был для неё чем-то большим, чем просто сексом. В голову приходила мысль, что на его месте мог бы быть совсем другой мужчина, кто-то помоложе  и  поинтереснее. Эту мысль Ипполит гнал от себя, успокаивая себя тем, что Надя с ним, а не с кем-то ещё, а значит всё идёт по плану.
              Вообще она была какая-то не такая как все. Песни, которые она пела, Ипполит никогда нигде не слышал, к материальным благам она была почти равнодушна,  готовить не любила,  единственно любила красиво и модно одеваться.  Встречались они уже почти год,  и складывалось  впечатление, что Надя просто решила, что пора уже выйти за кого-нибудь замуж.  Ипполит и сам подумывал об этом. Было ему уже за сорок, пора было задуматься о семье, о детях.  И, наверное,  давно уже было пора. Теперь оказалось, что откладывая этот вопрос,  Ипполит не просто, как он считал, наслаждался жизнью, а, так же как и все, ждал, что встретит свою настоящую любовь. Как ни приземлен,  как ни прагматичен был Ипполит,  но он хотел любить и быть любимым. Поэтому ему было тяжело  чувствовать,  что  Надя его не любит, не восхищается им. Да, уважает, признаёт его силу и  ум, но не любит, а  Ипполит  Георгиевич, как и все, хотел любви, прекрасно понимая,  что в этом вопросе не могут помочь ни связи, ни деньги, ни дорогие подарки. Он долго думал, почему так происходит, и пришел к выводу, что Надя не видит в нем того, что в избытке было в ней самой, какой-то легкости, открытости, безалаберности, спонтанности. Ипполит знал, что в нем всё это тоже есть, просто всё это он задавил, спрятал в себе ещё в глубоком детстве, решив, что люди ценят только  деньги  и связи.
       Ипполит Георгиевич не знал, что делать, хотя делать надо было, конечно, предложение.  Им было хорошо вместе, удобно и комфортно,  они  почти как муж и жена, прожившие рядом долгие годы, терпимо относились к недостаткам друг друга, не забывая при этом немного  подтрунивать над этими же недостатками. Ипполит утешал себя, надеясь, что Надя привыкнет и полюбит его, но всё же ждал какого-то подвоха и  даже боялся, что она не примет его предложение. Совсем  недавно,  несколько дней назад,  когда Ипполит брился в ванной перед зеркалом своей старенькой электробритвой, зашла Надя, взять с полки над раковиной свою расческу. Ипполит поймал её  взгляд и сразу понял, что на Новый год Надя подарит ему  новую электробритву. Он тоже решил приготовить  ей  шикарный подарок – дорогие французские духи из Парижа и сделать предложение. Вот только никак не мог решить, до Нового года или сразу после. Ипполит Георгиевич любил сначала всё хорошенько обдумать, затем принять какое-то решение, а уже потом  действовать.
10. ВАЛЮШКА и ТАНЮШКА.
        Валя и Таня работали в одной школе. Валя была учителем химии, а Таня учителем географии. Вместе они приходили в школу, вместе уходили, и даже на свидания ходили вместе. Учили и воспитывали чужих детей, а мечтали о своих собственных. Обе были не красавицы, прекрасно это понимали и поэтому мечтали не о принцах, а о нормальных, не сильно пьющих мужчинах. Первой замуж вышла Валюшка. Муж был простой обычный работяга, Валя немного этого стеснялась и старалась лишний раз его не показывать, но дома у неё все было нормально, всё было хорошо.
       Когда в школу пришла работать новая учительница русского языка и литературы, весь педагогический коллектив был взволнован. Казалось, к ним с небес на землю спустилась какая-то заграничная кинозвезда. Впечатление усиливал небольшой, но очень милый акцент, видимо приобретенный в детские годы в эвакуации. Завуч уверяла, что это московское произношение. А когда на школьном концерте Надя исполнила одну из своих песен, то даже директор, старая коммунистка, которая когда-то видела Ленина, заметила: « Недооцениваете вы себя, голубушка!» Одним словом весь большой и дружный женский педагогический коллектив школы был влюблен в Наденьку Шевелеву и в тайне мечтал выдать её замуж.
            Осенью по школе поползли слухи, что иногда Надю после уроков встречает какой-то импозантный мужчина и увозит её куда-то на новеньких жигулях. Валюшка и Танюшка сгорали от любопытства и твердо решили, что они должны, во что бы то  ни стало, увидеть этого загадочного Ипполита Георгиевича. Поэтому в новогоднюю ночь, когда можно многое, они сразу после курантов двинули к Наденьке. Они конечно заранее предупредили её о своём визите и даже тактично обозначили цель своего визита. Надя была не против, но конечно не ожидала, что они заявятся почти сразу после боя курантов.
  Кстати, своего единственного пока мужа Валюшка с Танюшкой оставили покурить у подъезда, полагая, что знакомить его с Ипполитом и Надей совершенно ни к чему...

11. МАМА НАДИ БЕЗ ИМЕНИ
     Родилась она во время первой мировой в небольшой деревне Псковской губернии. Детство было тяжелое, холодное и голодное, а потом была революция, а потом всех сгоняли в колхозы. В общем, как только они с подружкой получили паспорта, сразу двинули в Питер. Устроились на завод, получили койки в общежитии, вступили в комсомол. Много работали, ходили на собрания, бегали на танцы. В тридцать шестом родила девочку, в полтора года отдала её в ясли, потом в детский сад, снова стала работать вместе с подругой Любой на заводе. Казалось,  жизнь налаживается, но началась война…
      С заводом поехали в эвакуацию, поэтому и выжили. Работали по двадцать часов, спали прямо у станков, зато питались хорошо. Когда вернулись в Ленинград, казалось, что уж теперь-то жизнь наладится, но израненная страна восстанавливалась, делала атомную бомбу, запускала ракету. Пришлось, как всегда потрудится. Жили они с дочкой в небольшой комнате в коммунальной квартире, как и многие другие ленинградцы, пережившие блокаду. Дочка незаметно выросла, окончила школу, а потом и институт, превратилась в молодую красивую женщину. И все эти годы рядом была подруга Люба – самый близкий и родной человек. Когда до пенсии оставалось уже совсем немного, она наконец то получила  квартиру, отдельную, двухкомнатную со всеми удобствами. Огромная старинная ширма, которой в последние годы была перегорожена их маленькая комната, была больше не нужна, но и её перевезли на новую квартиру. Люба тоже получила квартиру в этом доме, но в другом подъезде. У дочки появился мужчина, солидный, видный, с редким необычным именем. Казалось, что начинается какая-то новая, другая, веселая, легкая жизнь, но радоваться сил уже не было…
12.ЖЕНЯ
   Евгений Михайлович Лукашин возвращался домой из Ленинграда в Москву. Всего сутки назад он взял старенький портфель с тапочками и березовым веником и отправился с друзьями в баню, но за эти двадцать четыре часа он стал другим человеком. В душе всё перевернулось, в голове была какая-то круговерть из обрывков своих и чужих мыслей, строчек стихов и песен. Он словно ожил, словно снова стал таким, каким был в глубоком детстве, он снова верил, что он бессмертен. Долгие годы он смирялся, терпел, но оказалось, что он не сдался. И дело было не в Наде, просто она его оживила, заставили поверить в себя, поверить в то, что он молодой, сильный и у него всё обязательно получиться.
         Женя вспомнил, как Надя поцеловала его в первый раз, и вдруг понял, что никогда до этого его не целовала ни одна женщина, хотя сам он женщин, конечно, целовал.  Только мама в глубоком детстве, но это были совсем другие поцелуи. Вспомнил, как нежно, мягко и доверчиво она прижималась к нему, когда они танцевали под странную музыку какого-то неизвестного композитора с необычным именем Микаэл.******* Вспомнил, как вдыхал её запах, пробивавшийся сквозь аромат каких-то очень дорогих французских духов. Вспомнил, как хотел блеснуть перед ней, и спел про тётю. И как потом Надя спела романс на стихи, которые он до этого никогда не слышал, и как дохнуло на него настоящей высокой поэзией. И конечно вспомнил те полтора часа абсолютной свободы, которые полностью изменили его. Никогда в жизни до этого он не был так свободен от условностей, от обязательств, от заранее спланированных, предсказуемых действий. Этого не должно было случиться, но это случилось…
          Он обнимал её, целовал, дышал ею и никак не мог надышаться. И всё время он чувствовал, что может делать абсолютно всё, может быть самим собой. Она принимала его таким, какой он есть. Она ничего не требовала от него и ничего не ждала от него. А ведь она не знала о нём практически ничего, не знала даже его фамилии…
       Никогда до встречи с ней он не был таким естественным и таким свободным. Эти мгновения свободы дали ему силы снова стать самим собой. Она доверилась ему, и поэтому он поверил в себя. Впервые после интимной близости с женщиной он не был опустошен, наоборот, был наполнен радостью и полон сил. Судьба подарила ему Надежду, надежду на будущее. Сутки назад будущее было безрадостно и бессмысленно, а теперь он снова надеялся, что все обязательно будет хорошо.  Женя вспомнил, как потом он поцеловал Надю на глазах Вали и Тани. Сильно, крепко, подтверждая, что она нужна ему, что она теперь его…
   Он вспоминал всё это закрыв глаза…  За окном автобуса тянулись московские заснеженные улицы, а в его воображении проплывали точно такие же ленинградские улицы.  Женя улыбнулся, не открывая глаз, вспомнил, как сначала прятал фотокарточку Ипполита среди книг, как потом выбросил её за окно и как, наконец,  разорвал эту фотокарточку. Женя открыл глаза, достал фотографию Нади и снова всмотрелся в это любимое, дорогое лицо.
        Евгению Михайловичу Лукашину было тридцать шесть лет, он никогда не был женат, но до сих пор верил в настоящую любовь. И, кажется,  наконец, нашёл женщину, которую мог полюбить. Невероятное стечение обстоятельств и череда невероятных совпадений привели их друг к другу… и они встретились в кадре…и за кадром. Всё самое важное всегда происходит за кадром…
ПОСЛЕСЛОВИЕ
          Наверное,  классе в четвертом или пятом… Ничего, конечно, не понял, только подумал: «А вдруг действительно где-нибудь в Советском Союзе, в Саратове или Самаре, а может в Саранске, Сызрани или даже Сыктывкаре на такой же улице Строителей живет такой же мальчик как я, и тоже учится в 5 «Б», и зовут его так же как меня…»
     Я ужаснулся этой мысли. В то время я только начинал осознавать свою индивидуальность, и мне трудно было представить этот мир без себя, то есть без меня. Казалось, что если меня не будет, всё рухнет, всё разрушится, а может даже просто исчезнет, потому что потеряет всякий смысл. Я сам для себя был  единственным и неповторимым, и представить себе, что где-то есть ещё один я, было так же невозможно, как представить, что меня нет, или не было, или не будет. Я был вечен и бессмертен…  В детстве все бессмертны. Мне и сейчас трудно представить землю без людей. Плещутся океаны, проплывают облака, светит солнце… И никого нет, и ничего не происходит. И для чего всё это?
    А жил я тогда в самой  большой и лучшей стране мира - СССР. Мы первыми вышли в космос, первыми построили социализм. Мы всегда и всех побеждали и точно знали, что скоро все будет ещё лучше. Тогда этот фильм был одним из многих прекрасных фильмов, которые с  удовольствием смотрела вся страна. Люди говорили фразами из этого фильма, даже не зная, откуда эти слова, пели песни из этого фильма, не помня, где они впервые услышали эти прекрасные песни.  И с каждым годом этот фильм становился всё ближе и роднее. Может быть,  это происходило потому, что этот фильм был телевизионным. Он вошел в каждый дом, в каждую семью, в каждое сердце не с большого киноэкрана, а из небольшого телевизора. И каждый из нас смотрел его сам, а не с друзьями и знакомыми. И для каждого из нас этот фильм стал его фильмом, и для меня тоже…
            Тогда ещё не было видеомагнитофонов, поэтому фильм, который показывали по телевизору, записывали на обычный звуковой магнитофон. Получалась фонограмма фильма, только звук без изображения. Я однажды взял послушать такую пленку, и оказалось, что я помню фильм наизусть, все слова, все песни, все кадры. Я слушал пленку, закрыв глаза, я смотрел кино, кадр за кадром, заранее зная каждую реплику, каждую фразу, каждую строчку. Даже,  наверное,  я видел всё лучше, чем по телевизору, потому что я не мог отвлечься, не мог закрыть глаза – они и так уже были закрыты…
      А потом страна развалилась. То ли мы проиграли, то ли всё-таки в нашем руководстве оказались предатели, но всё изменилось. Города и улицы поменяли названия, люди поменяли взгляды и убеждения. И никто уже не помнил, почему понедельник начинается в субботу.********
    И многие фильмы прежней эпохи стали непонятны и неинтересны. Многие, но только не этот фильм. Поэтому каждый год 31 декабря его показывают по телевизору. Прошло почти  пятьдесят лет, и фильм стал таким же символом Нового года как ёлка, шампанское и мандарины.
     Я тоже смотрел этот фильм вместе со всей страной. Даже не знаю, сколько раз я его смотрел, около пятидесяти, наверное, всё - таки столько лет прошло. И каждый раз он меня радовал, и каждый раз  я открывал для себя в нём что-то новое. Понятно, почему это происходило, ведь я менялся, и менялось моё восприятие фильма. Сначала фильм смотрел маленький мальчик, потом юноша, молодой человек, потом взрослый человек, потом муж, отец семейства, пожилой человек. Сначала я вообще не знал, чем закончиться фильм, потом я увлеченно следил за сюжетом, хотя и предвидел финал, потом я наслаждался тонкостями режиссерской работы и актерской игры, потом восхищался сценарием, песнями, музыкой и вслушивался в голос автора, особенно ясно звучавший в закадровом тексте. И, наконец, я задумался о героях фильма, об их очень разных и в то же время очень похожих судьбах, а потом я задумался и о судьбе нашей страны. Наверное, ни в одной стране мира нет такого фильма как у нас. Такого удивительного, такого простого и такого глубокого фильма. В чём то мы, советские люди, наверное, всё-таки особенные…
   Этот фильм стал частью жизни моей, или нашей, или этой, как хотите, страны. И, наверное, этот фильм будет идти всегда. Мы его смотрим тридцать первого, а он идёт и первого, и второго, и тринадцатого… Всё идёт и идёт…    А я всё жду, когда же наконец я пойму его до конца, когда же он перестанет быть интересным, когда же он наконец закончится… Но этого не происходит. Фильм всё идёт и идёт, а я всё лечу и лечу в ритме вальса из Москвы в Ленинград и обратно, из Ленинграда в Москву…
           Каждый год 31 декабря я смотрю этот фильм…мы с друзьями ходим в баню…какая гадость…мы перестали делать большие хорошие глупости…пить надо меньше…надо меньше пить…кина не будет…киньщик заболел…
 ПРИМЕЧАНИЯ
* Фильм «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» Эльдара Рязанова начинается с мультфильма без слов, а потом звучит закадровый текст, который читает Александр Ширвинд: «Подмосковные деревни: Тропарево, Чертаново, Медведково…» Он же появляется в первых кадрах фильма в роли Паши, друга Жени, с портфелем, из которого торчит березовый веник.
**     В ленинградской квартире на дверце шкафа около входа на кухню висит календарь 1970 года в виде парусника. Около тахты, на которой спал Женя в той же ленинградской квартире, висит другой календарь, видимо 1973 года, потому что День Конституции 5 декабря на нём выпадает на среду. Никаких других указаний на дату событий, происходящих в фильме Эльдара Александровича Рязанова « Ирония судьбы, или С легким паром!», нет. Вообще в этом фильме, как и во всех других, очень много незаметных зрителю недоразумений, так сказать  «киноляпов ».  Когда Женя заходит в ленинградскую квартиру, на ходиках с белым циферблатом, которые висят на стене справа при входе из прихожей в комнату, половина одиннадцатого.  Когда через какое-то время приходит Надя и прячет электробритву для Ипполита на них двадцать пять минут одиннадцатого. Когда Женя спрашивает: « Который час? », на ходиках без пятнадцати  одиннадцать, а в следующем кадре на ходиках за спиной Нади снова половина одиннадцатого. Часов в этой сцене много. Ещё одни часы, точнее будильник, стоят около тахты, на руке у Жени наручные часы, а на шее у Нади часы в виде кулона.
*** В этой же сцене Андрей Миронов дарит Нине Гребешковой, жене Леонида Гайдая, небольшой букет цветов, который в следующем кадре превращается в одинокий цветок. Дети могли съесть эскимо и заказать ещё мороженое в креманках, но маленький букетик никак не мог превратиться в большой одинокий цветок.
**** Впервые фильм Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» был показан по первой программе  ЦТ СССР            4 января 1975 года и никогда не демонстрировался 31 декабря.
*****На самом деле фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» вышел в прокат 4 апреля 1971 года, поэтому Надя из « Постиронии…» увидеть этот фильм никак не могла, а Надя из « Иронии…» могла.
******   Первая партия «Жигулей» была продана в Москве в конце ноября 1970 года.
******* Микаэл Таривердиев стал широко известен после телефильма «Семнадцать мгновений весны» 1973 года.        А в 1975 году он написал всю музыку к « Иронии судьбы…»
********    После войны был один выходной день воскресенье, а суббота была рабочим днём. И только 7 марта 1967 года субботу сделали выходным днём. Но многие советские люди, особенно интеллектуальных  профессий, жаловались, что не знают, чем заниматься в выходные дни. Они приходили на работу и работали все выходные за ту же зарплату. Отсюда и появилось это выражение. Вот такие раньше были люди в СССР, и такая была тогда жизнь.
ХРОНОГРАФИЯ ФИЛЬМА
« ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ! »
20.00  Закончилась посадка на рейс 392 Москва-Ленинград
21.10  Женя сидит в аэропорту Ленинграда
22.30  Надя будит Женю, приходит Ипполит
22.50  Женя уходит
23.10  Ипполит и Надя провожают старый год
             Гурченко и Миронов танцуют
23.30  Возвращается Женя занять денег, Ипполит уходит
23.35  Женя заказывает разговор по телефону с Москвой
            По телевизору показывают какое-то па-де-де
23.58  Женя и Надя встречают Новый Год
00.05  Магомаев поет « Город мой Баку »
            Женя разговаривает по телефону с Галей
00.20  Приходят Таня и Валя
           Надя целует Женю
00.45 Подруги уходят
           Надя и Женя танцуют под музыку Таривердиева               
           конец первой серии…………………………
           ………………………………начало второй серии
           Женя и Надя танцуют под музыку Таривердиева
01.30 Приходит Ипполит и дерется с Женей
           Надя выгоняет их обоих и звонит подругам
           Звонит Галя из Москвы
           Женя  и Ипполит подслушивают
           Ипполит уходит, Женя остаётся
            Два часа Надя и Женя находятся наедине
            Чем могут заниматься мужчина и женщина?
03.30  Приходят Валя и Таня
            Женя целует Надю
            Подруги незаметно уходят
03.45  Врываются гости к Синицыным
            Женя и Надя узнают фамилии друг друга
           Женя выкидывает фото Ипполита и бреется
           Приходит Ипполит  и снова уходит
04.40 Надя уходит на Московский вокзал и подбирает фото
           Приходит мама Нади
           Надя возвращается с фотографией Ипполита
           Мама Нади уходит
           Женя рвёт фотографию Ипполита
           Приходит пьяный Ипполит, моется в душе и уходит
           Возвращается мама Нади
07.00 Женя улетает в Москву
           Надя будит Женю в московской квартире
           Входит Марина Дмитриевна
           Приходят Пашка, Сашка и Мишка
                КОНЕЦ ФИЛЬМА


Рецензии