Недоверчивая Япония и русский священник

16 февраля 1912 года в Японии скончался православный священник архиепископ Японский Николай.

Вообще то, что недоверчивая Япония из всех стран более всего тяготеет к России, - это прямая заслуга святителя Николая.
Нет ничего неожиданного, если встретишь в Сергиевой Лавре православных японцев. Паломниками они прибывают и в Вифлеем, в Храм Рождества Христова, и на Синай, где пророк Моисей получал заповеди Завета от Господа. Их молитвенность и благоговение перед святыми местами Православия изумительны. Они - духовные чада святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского.

 Полное имя - Иоанн Димитриевич Касаткин. Родился в семье священников Бельского уезда Смоленской губернии. Окончил с отличием духовную семинарию и за счёт своего усердия был принят на дальнейшее обучение в Петербургскую духовную академию на казённый кошт ( то есть, за казённый счёт), как отличный ученик. У отца его денег на дальнейшее обучение сына не имелось.
Иоанн Касаткин, студент четвёртого курса, случайно прочёл приглашение желающих занять место священника при русском консульстве в Хакодате. Но ничего случайного в жизни не бывает, это оказалось судьбоносно. Он увидел приглашение, когда шёл ко всенощной. Но во время службы в храме, ему вдруг стало совершенно ясно, что это его приглашает не консульство, а Сам Господь.
 Иоанн, студент академии, навсегда прощается со своим именем, становясь иноком Николаем. Тогда же, в 1860 году, он постригся в монахи, рукоположился в иеродиакона и иеромонаха. 2 июля 1861 года иеромонах Николай прибыл к месту службы. Япония, до того наглухо закрытая для иностранцев, медленно и с трудом приоткрывалась. Иностранцев японцы ненавидели, забрасывали камнями, даже убивали. И прежде всего иеромонах Николай взялся за японский язык, очень трудный и в устной речи, и в письменной. Но чем дальше углублялся Николай в совсем незнакомую стихию языка и культуры, тем более начинал любить страну, жить в которой определил ему Господь.

 Первыми его учениками были японские дворяне. которые считали Николая своим злейшим врагом. Иеромонах Николай жил и служил а консульстве города Хакодате (остров Хоккайдо.) К сыну русского консула приходил известный тогда фехтовальщик Савабэ. Тн всегда злобно смотрел на священника, а тот в ответ молча кланялся и приветливо здоровался. Савабэ наконец не выдержал, подошёл, грубо демонстрируя свою саблю, положив правую руку на её рукоять:
- Вы варвары, вы вредны для Японии. Приезжаете высматривать нашу страну. Особенно вредна твоя вера.
- А, что ты знаешь о ней, и почему так о ней говоришь? - спросил отец Николай.
- Не знаю и знать не хочу.
- Но разумно ли, не зная чего-то, ругать?
С прежней надменностью Савабэ сказал:
- Ну и что за твоя вера? Говори!
- Изволь слушать, - ответил отец Николай.
Рассказ его был незабываем для Савабэ. Он впервые слушал о Боге едином, о творце Вселенной, о Боге - искупителе человеческих грехов, Боге милосердном и карающем.
По мере того, как он слушал, лицо Савабэ прояснялось, потом он отложил саблю и достал из рукава бумагу и стал записывать.
- Поговорите ещё! - попросил он.
И стал приходить каждый день. Потом привёл своего образованного друга, конфуцианца Сакая. Но Сакай только смеялся, но потом Савабэ попросил его лично побеседовать со священником, сто тот и сделал и учение Христа тоже коснулось Сакая, проникло в его душу. Со временем он стал великим постником и молитвенником.
  Как уже упоминалось, Савабэ и Сакай были не простыми японцами, а сизоку - дворянами. Около них образовался кружок желающих узнать новую религию. Отей Николай, замечательно владея к тому времени японской речью, не жалел времени на разговоры с молодыми людьми. И со временем у него уже было не два ученика, а 216 общин, а в н их почти 20 тысяч человек.

 Конечно, прежде чем так стало, прошло 30 лет.

В 1870 году стараниями иеромонаха Николая в Японии была открыта русская православная миссия. Именно это и послужило прекращению гонений на христиан в этой стране. Главой миссии был назначен отец Николай, но теперь уже в сане архимандрита. Церковь Христова из Хакодате пришла в город Синдай, а далее пошла по всей Японии. В 1880 году Николай был вызван священным Синодом в Россию, и возведён в сан епископа.
На собранные пожертвования в столице Японии Токио в 1884 году началось строительство православного храма. Заветное желание архипастыря стало исполняться.
  Стройка шла семь лет, строительство было тяжелейшем, пришлось создавать насыпной холм и тщательно работать над фундаментом, так как землетрясения беспокоили Японию во все времена. Но не это было самым трудным: на святителя обрушились целые потоки вражды и клеветы. Говорили, что он шпион, и что воздвигает храм недалеко от дворца императора, чтобы следить за ним. Предлагали насыпать гору между дворцом и храмом, предлагали купить храм за миллион рублей. И, конечно, предлагали вообще снести его, взорвать, уничтожить.
Но вот через семь лет, всё-таки поднялся на центральный купол храма освящённый, сверкающий на солнце крест! В этот день специально выписанный из России искусный звонарь ударил в колокола собора. Неслыханный звон, как будто с небес, раздался над столицей Японии.
Доселе храм этот японцы называют храмом Николая - "Сейдоо Никорай".

 Война с Японией, несчастная для России, была тяжелейшим испытанием и для владыки, который наотрез отказался уехать из Японии и навлёк на себя очередную волну гнева. Газетчики называли его врагом и шпионом, жрец Савадэ требовал физической расправы над святителем. Все его поездки по стране назывались разведывательными, молитвенные дома - шпионскими явками. Сердце святителя не выдерживало такого давления со стороны властей, все труды и переживания расшатывали его здоровье.
В декабре 1911 года он слёг и больше не вставал. Хотя вникал в дела Церкви, пытался работать с переводами, много молился. Не спал от страданий, сидел всю ночь в кресле.
   Скончался святитель Николай после исповеди, причастия и соборования 3 февраля 1912 года по старому стилю. И здесь не только христианская, но и вся многоконфессиональная Япония, как будто сплотилась в единой скорби, все поняли, какой великий человек ушёл от них и как много он сделал для их страны. Ведь уже давно не надо было объяснять дорогу к русской миссии, достаточно было сказать "Николай" - и любой рикша привозил к храму. Всё русское называлось "Николай", даже сама вера Православная.

Русская Православная Церковь 10 апреля 1970 года причислила святителя Николая к лику святых с наименованием "равноапостольный". В Японии он уже давно почитается, как великий праведник!

(В статье использованы материалы из книги "Православная Япония, об истории создания христианской миссии" и статьи В.Н. Крупина из журнала "Русский дом".)


Рецензии