Ретивый. Натаниэль Бэнкс

В современное время политического плюрализма кажется трудно удивляться тому, что человек, бывший даже некоторое время в политике, может за короткий срок сменить несколько политических партий. Например, один из глашатаев британского Brexit Найджел Фараж начинал как консерватор, позже переодевшийся в форму независимого – лидера Партии независимости Соединенного Королевства, а затем и вовсе возглавившего Партию Brexit, сложив полномочия ее лидера в начале 2021 года. Если экспрессивный и эмоциональный Найджел представитель нашего активного и импульсивного времени, то Натаниэль Бэнкс, немногим более года возглавлявший нижнюю палату американского Конгресса, был человеком своей эпохи. Он не поставил рекорд, но запомнился тем, что сменил сразу пять политических партий за свою карьеру, а победить в Палате ему помогало непреодолимое умение говорить громко и убедительно.

Наталиэль Бэнкс родился в Уолтене (Массачусетс) 30 января 1816 года. Он мог лишь надеяться когда-то достигнуть большего, ведь отец его работал на текстильной фабрике в Бостоне, а сам он с раннего возраста был вынужден пойти на заработки, чтобы обеспечить себе и семье возможность для получения образования и надежды на лучшую жизнь. Работал он bobbin boy, что нормально крайне трудно перевести на русский язык. Поэтому описать это можно так – он был тем, кто приносил бобины для женщин, которые работали на ткацких фабриках. Понятно, что он был таким далеко не единственным в истории. Сохранилась даже душераздирающая своим трагизмом, безвыходностью и удивительной непосредственностью фотография 1911 года, на котором стоит мальчик лет 12-13, не более, около бобин с веревками на одной из текстильных фабрик в Чикопи (Массачусетс). Невольно думаешь, что именно так мог выглядеть почти за сто лет до этого другой мальчик, который дошел почти до самой вершины американской политики. Даже более того, когда мальчик с фотографии стоял и помогал женщинам в их работе со станками, другой человек, один из самых богатых в истории США, Эндрю Карнеги, которому на тот момент было уже за 70, тоже мог вспомнить, как и он когда-то стоял у текстильного станка. Понятно, что такая должность отразилась и на Бэнксе – ведь называть его стали Бобин Бэнкс.

Не смотря на трудное и мало-отрадное детство, он продолжал заниматься образованием. Когда по выходным у него было свободное время, он посещал лекции в библиотеке Атенеума, где работал дискуссионный клуб. Здесь же Бэнкс и «засветился». Сначала он внимательно слушал других – например, сенатора и будущего государственного секретаря Штатов Дэниела Вебстера. Потом начал действовать сам. Сначала он стал членом клуба Temperance movement in the United States – движения за воздержание от употребления алкоголя. А вот затем его заметили и политики из стана Демократической партии. Говорят, он часто выступал с речами, которые были наполнены активизмом и эмоциональностью. Говорили даже, что он подражал своему земляку и сенатору Роберту Рэнтулу-младшему, который в те годы был членом местной законодательной ассамблеи. Политики заметили Бэнкса и взяли «на заметку».

Уже в 1844 году он баллотировался от демократов на место члена местной ассамблеи, но потерпел поражение. Но ничто не закаляет политика, как ранние поражения. Он работал и на Рэнтула, который видимо был ему близок. Но в политику пробиться не сумел. Зато успел жениться на Мэри Палмер, которая тоже ранее работала на фабрике, и родила Бэнксу 4-х детей.

Бэнкс попытал счастье в 1847 году – и вновь неудачно, а все потому, что рабочие Boston Manufacturing Company, где он когда-то начинал сам, были электоратом партии вигов. Тогда Бэнкс решил пользоваться случаем. Он решил использовать набиравший оборот аболиционистский дискурс себе на пользу и одержал победу уже в 1848 году. Но Бэнкса не смутила одна победа – он захотел большего. В 1850 году, войдя в коалицию с небольшой и межфракционной Free Soil Party, одним из лидеров которой был уже ушедший с поста президента Мартин Ван Бурен, он вместе с демократами одержал первую крупную победу. В возрасте 34 лет он стал лидером местной палаты представителей. Но и на этом он останавливаться не собирался.

На Конституционном конвенте штата Массачусетс, который проходил в столице региона в 1853 году, Бэнкс занял не просто почетный, но центральный пост председателя собрания, которое собиралось и пересматривало конституцию штата. Не пройдет и нескольких месяцев, а Бэнкс уже не просто председатель местного законодательного собрания – он становится конгрессменом. Демократы были против его кандидатуры, но благодатный союз с Free Soil Party сделал свое дело.

Бэнкс вошел в комитет по военным делам, все более отталкиваясь от демократов. Сначала он проголосовал против закона Канзас-Небраска, который отменил компромисс Миссури 1820 года. Позже он вспомнил, что он все-таки аболиционист и стал активно продвигать эту идею. В 1854 году Натаниэль в первый раз порывает с партией и присоединяется к группе «Ничего не знаю». Это был чистый популизм, но Бэнкса это устраивало, ведь он воспользовался ситуацией, даже смог стать лидером этого объединения. Уже в 1855 году – Бэнкс председательствует на съезде Республиканской партии, которая пытается объединить свои платформы с вигами, аболиционистами-демократами, Free Soil Party и «Ничего не знаю». Сам он правда к республиканцам примкнуть еще не успел. Бэнкс выступает с лекциями и на митингах. Особенно заполнилось его участие в митинге в Портленде (штата Мэн) летом 1855 года, когда он обрушился на своих противников за разобщенность.

Свои ораторские способности Бэнкс решил заявить во всеуслышание там, где открывались более фантастические перспективы. Когда в 34-м Конгрессе в декабре 1855 года демократы потеряли большинство, Натаниэль решил вступить в гонку за кресло лидера Палаты. 133 тура голосования и почти 3 месяца (без одного дня) напряженных споров и ожесточенных выступлений понадобилось Бэнксу, чтобы перевести на свою сторону Американскую партию и оппозиционную партию, ранее состоявшую из вигов и демократов. Это была сама тяжелая предвыборная гонка за пост Спикера за свою историю Конгресса. Публика неистово приветствовала одного из самых ярких ораторов американского парламента.

Однако искусство риторики, которому учили Сократ и Аристотель, не помогло Бэнксу поставить рекорд в управлении Палатой. Уже через год он уступил свой пост Джеймсу Орру. Однако, надо отдать должное Бэнксу в его работе – он не только правил Палатой, но и активно вступал в решение вопросов, как в нижней, так и в верхней ее части. Более того, он попытался помочь Джону Фремонту стать президентом США от Республиканцев. Мало того, что это был первый кандидат от молодой партии на выборах, так он еще и был ярым противником рабства. Победы не достиг ни Фремонт, ни Бэнкс, которого даже считали вероятным претендентом на пост Президента Севера. Но, как и Фремонт, ставший основателем Калифорнийской группы республиканцев, так и Бэнкс, ушедший в 1857 году в отставку, получил новые возможности.

Он стал губернатором родного штата, пытавшийся решить проблемы рабства, но все грезил он о посту главы государства. И тем не менее он ему не покорился – неуважение к другим однопартийцам оттолкнуло его от желаемого места. Бэнкс довольствовался малым – генеральским чином, полученным за годы Гражданской войны, постом постоянного директора Центральной железной дороги штата Иллинойс, а также возвращением в Конгресс в 1865 году.

К тому моменту он присоединился и стал одним из сильнейших сторонников «Манифеста судьбы», предложив буквально аннексировать всю Британскую Северную Америку. Более того, Бэнкс засветился и в другом конфликте международного уровня. Когда в 1867 году российское правительство, пытаясь найти деньги на Великие реформы, осуществило продажу Аляски, Бэнкс, судя по косвенным данным историков, даже получил некое вознаграждение чуть ли не из рук самого российского министра финансов графа Михаила Рейтерна. Было ли это на самом деле так остается, конечно, загадкой, но именно этим объясняется его активная поддержка закона о финансировании Аляски на 1868 год.

В 1872 году Бэнкс опять поменял партию – ушел к либерал-республиканцам Горация Грили. Натаниэль горячо поддерживал Грили, но этим обжегся. Пока он проводил кампанию в поддержку своего нового кумира, массачусетские избиратели отвернулись от самого Бэнкса. Это было первый раз за его карьеру. Поражение заставило Натаниэла Френсиса искать идеи на стороне. Он опять обратился к Фремонту, даже инвестировал в железную дорогу в Кентукки, но инвестиции принесли больше расстройства, чем доходов.

Пришлось начинать с начала. Сначала – сенат Массачусетса, в котором он, как и всегда, был непоследовательным, но упорным, а потом и возвращение в Конгресс. Но уже в 1879 году ему вспомнили старые грехи – многопартийность стала причиной его поражения на очередных выборах. Резерфорд Хейес своих не забывал – Бэнкс получил статус маршала в родном штате. Это было скорее утешением, нежели подарком судьбы, ведь руководителем он себя показал неудачным, хоть и продержался на посту 9 лет.

В 1888 году Бэнск вернулся в Конгресс республиканцем. На сей раз – в последний. Он не имел ни влияния, ни крепкого, пошатнувшегося от такой непостоянной жизни, здоровья. Уже в 1891 году он покидает Конгресс, проиграв на выборах, а 1 сентября 1894 года он покидает и бренный мир, все там же, где и родился.

Утешало одно – он оставил США память об одном из самых ретивых американских конгрессменов, который шел к мечте, но так и не добился ее осуществления.

Литература:     BANKS, Nathaniel Prentice (1816-1894) // Biographical Directory of the United States Congress: https://bioguide.congress.gov/search/bio/B000116; BANKS, Nathaniel Prentice // History, Art & Archives USA House of Representatives: https://history.house.gov/People/Detail/8921


Рецензии