Орест Адамович Кипренский. Мастер автопортрета
В раннем автопортрете " С кистями за ухом", написан он был около 1809 года, он изображает себя в мастерской, в рабочей блузе, с кистями за ухом. Боковое освещение создаёт резкие контрасты света и тени, которые энергично лепят объём головы, выявляя крепкую, мускулистую шею, выступающие скулы - угловатость черт, свойственных молодому лицу. Глаза смотрят упрямо и пытливо. Он работает увлечённо, самозабвенно, не ведая сомнений. Он целеустремлён и уверен в себе. Впереди жизненный полёт и творческое совершенство.
Но вот перед нами автопортрет Кипренского 1828 года. Один и тот же человек, но как он не похож на молодого художника на автопортрете 1809 года. Почти до неузнаваемости изменилась его внешность - исчезла угловатость, черты лица приобрели мягкость. Нет прежней напористой энергии. нет внутреннего огня. Но и нельзя сказать, что всё в образе потухло, просто - это другой по сути человек. В глазах, по-прежнему пытливых, появилась озабоченность. Как и в раннем автопортрете, Кипренский изображает себя в домашней одежде. Но теперь в костюме уже нет былой романтической небрежности. Появилась сдержанность в позе, и работает художник иначе - без прежней уверенности, так по крайней мере, можно подумать, глядя на его тёмные угольки глаз, с нарочитой лукавинкой. Теперь Кипренский как-то особенно пытливо и вопрошающе вглядывается в себя.
Сопоставление этих двух автопортретов показывает не только то, как менялся художник внешне и его видение самого себя, но и как эволюционировало его творчество, как менялись задачи, которые он ставил и решал. В первом автопортрете он использовал как средство выразительности главным образом контрасты света и тени, которые позволяли ему довольно обобщённо лепить объём, выявлять форму. Во втором автопортрете он больше внимания уделяет цвету, с большей тщательностью и детализацией выписывает черты лица. С годами менялось отношение Кипренского к модели, к цвету. но в своих автопортретах он был постоянен в одном: он всегда видел себя художником, его волновал сам творческий процесс, и изображал он себя непосредственно за работой. Цельность натуры - как неоспоримое качество бытия мастера! Его творческая профессия, как смысл этого самого бытия, вот что мы видим за всеми этими натурными и художественными проявлениями!
Свидетельство о публикации №221110901381
Спасибо за публикацию.
С наилучшими пожеланиями И.В.
Иван Варфоломеев 06.03.2023 18:22 Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш прекрасный отзыв и дополнение с моей миниатюре!
С уважением и тёплым весенним настроением! Ольга.
Ольга Азарова 3 06.03.2023 18:57 Заявить о нарушении
Иван Варфоломеев 06.03.2023 19:12 Заявить о нарушении
А, насчёт военного корреспондента - Вы молодец! Очень интересно было бы почитать, старые Ваши материалы и статьи. Вы их где-нибудь разместили? У Ильи Эренбурга, например, целый том был таких заметок издан.
Ольга Азарова 3 06.03.2023 20:37 Заявить о нарушении
В газету меня взяли из войск. Служил на точке, в лесной глуши, в 40 км. от Архангельска. На радиоприёмном центре. Взяли меня в газету охотно как победителя организованного редакцией конкурса публикаций о молодых офицерах. Да ещё премию мне дали в 50 руб. Мне легко было написать очерк "Лейтенантские вёрсты" , так как сам был лейтенантом и рассказывал о таких, как я. В этой же газете мой первый литературный труд - рассказ "В ледоход". О солдатской дружбе, любви. Где-то хранится, в книжных шкафах. Прослужил я здесь 9 лет. Стал майором, спецкором, изъездил вес Север, от Североморска до Воркуты по фронту, и до границы с Литвой по тылу.
Ну всё, Оля. Может, что со временем и опубликую. Всего Вам доброго!
Иван Варфоломеев 06.03.2023 21:40 Заявить о нарушении
Успехов Вам и удачи во всех делах!
Ольга Азарова 3 06.03.2023 21:46 Заявить о нарушении