Думайте, взвешивайте и решайте

        С детства мы привыкли, что семья — это наша колыбель, где мы находимся с рождения, где мы окружены любовью, заботой и лаской обоих родителей. Какое счастье идти по улице между ними, взяв их за руки. Какое счастье для ребенка, когда есть и папа, и мама!
       Став взрослым, я понял, что семья — это не только любовь, уважение и радость общения. Это еще и терпение, и труд, и ответственность, и боль, и, возможно, измены и расставание супругов. Много семей так заканчивают свое существование. Безусловно развод родителей является трагедией для ребенка. Он не понимает почему, зачем родители расстаются и ему придется лишиться одного из них, как правило отца. Мальчик в неполной семье растет с нарушенной психикой. Сначала он разрывается между родителями, потом привыкает к отсутствию одного из них, потом возникает равнодушие, а потом возможна и ненависть к отцу за то, что он бросил его и маму. Да и мужские навыки в такой семье мальчику не прививаются. Ребенок растет неуверенным в себе, не ощущая каждодневной поддержки и советов отца. Конечно эта неполноценность обязательно в дальнейшем скажется на характере парня и на его судьбе.   
        Есть семьи, в которых после развода, сохраняются хорошие отношения между бывшими супругами и детьми, но таких семей не так уж и много.
 Немало семей, где нет ни любви, ни радости, ни уважения, но которые сохраняются, в силу разных причин: нежелание материальных потерь, боязнь потерять ребенка, боязнь начать новые отношения с другим партнером - а вдруг не получится, леность души, привычка терпеть и сносить скверный характер супруга или супруги и так далее… Получается, что спят супруги в одной постели, рожают и растят детей, ведут совместное хозяйство и при этом абсолютно не любят друг друга. А если муж еще и пьет, и распускает руки, то это становится просто мукой для женщины. Глухая ненависть прячется за внешним равнодушием к друг другу.
А ведь начиналась совместная жизнь молодых людей совсем не так: молодые, красивые, нравились друг другу. Супругам казалось, что они обречены на счастье. Однако со временем выясняется, что любовь – не только вздохи на скамейке или прогулки при Луне. Оказывается, что совместный быт - это тот самый несокрушимый камень, о который разбиваются многие, казалось-бы счастливые, семейные лодки. Оказывается, что жить вместе - это нелегкий каждодневный труд обоих супругов. Это не только радость общения и любовь, но и стремление понять друг друга, и готовность, в случае необходимости, пожертвовать своими интересами во благо семьи. Однако супруги частенько не готовы к этому. А счастье, само по себе, в таких семьях долго не живет. И вот сначала появляется разочарование в супруге, затем равнодушие, взаимные измены, затем ненависть, если развод не возможен для них.  Ребенок в такой семье также глубоко несчастлив, как и ребенок в неполной семье, так как видит и понимает все, что происходит на его глазах. У него также нарушается психика и это в дальнейшем обязательно скажется на его характере и на судьбе.
         В конце концов такие ситуации выливаются в жуткие семейные истории, которые у нормального человека вызывают полное неприятие и отторжение. Не дай Бог кому-либо оказаться на месте таких семейных пар!
         Я пережил подобное сам – воспитывался в неполной семье и на себе ощутил, как это не иметь отца, который всегда может помочь тебе и советом, и делом, убережет от необдуманных поступков, подскажет как правильно сделать или поступить и, при необходимости, защитит. Но самое ужасное заключалось в том, что, пережив это, я, тем не менее, обрек на такие же испытания собственного сына, не дал ему того, что должен, обязан дать отец. И жизнь моего первого сына не задалась… Я, понимая свою ответственность за то, что с ним произошло, спрашиваю себя – почему? Ведь я тоже рос без отца: пусть было тяжело во многих отношениях, но мне удалось вырасти нормальным человеком, сложить пазл собственной судьбы. Я получил высшее образование, живу в любви, вырастил во втором браке еще двух сыновей, которые тоже счастливы в браке и растят по трое детей каждый. Я смог им помочь обрести счастье, собственным примером показывая путь к нему. И они ведь повторили этот путь. А положи я в молодости свое счастье на алтарь долга перед ребенком, останься я жить с нелюбимой женщиной, сделал бы я жизнь своего первого сына счастливой? Думаю, что не сделал бы, да и сам всю жизнь ощущал бы себя глубоко несчастным человеком.
          Я благодарен судьбе за то, что, осознав, что не люблю первую жену, нашел в себе силы расстаться с ней, хотя, не скрою, это было очень, очень тяжело. Меня терзали муки ответственности за судьбу маленького сына, чувство долга перед ним и женщиной, которая искренне меня любила, а я не смог ответить на ее любовь, не менее пугала и неизвестность будущего – а буду ли я счастлив с другой женщиной или меня ждет повторение пережитого и снова одиночество? 
 А ведь в первой семье остался сын, которого я очень любил, с которым хотел продолжать общаться и помогать ему в учебе, но мне запретили с ним видеться, мотивируя тем, что наши встречи наносят ему психологическую травму. Позднее сын занял позицию матери, не захотев общаться со мной. И что бы я ни делал для сохранения общения с сыном, я его все равно потерял. Это стало моей неизбывной болью… Наше общение с ним прервалось окончательно.
          Спустя много лет, я узнал, что его судьба не сложилась и жизнь трагически оборвалась в тридцать восемь лет. В школе он не хотел учиться, убегал из дома, бродяжничал, с трудом закончил восемь классов,  и пошел работать разнорабочим в какую-то организацию. Потом был призван в армию, где был жестоко избит дедами, получил тяжелейшее сотрясение мозга и был комиссован по состоянию здоровья. Придя из армии, он вроде взялся за ум: закончил вечернюю среднюю школу, поступил в техникум, познакомился с хорошей девушкой, женился, у них родилась дочь. Казалось бы, жизнь налаживается. Однако изменения, произошедшие в стране в девяностые годы, сыграли с ним злую шутку. Он увлекся идеей организовать свое собственное дело. Но не имея должного образования, практического опыта и стартового капитала прогорел несколько раз и загнал свою семью в немыслимые долги и нищету. Видимо стал выпивать и, не дожив до тридцати девятилетия полтора месяца, попал в пьяном виде под автомашину, переходя дорогу на красный сигнал светофора и погиб. Вот такая печальная судьба у моего первого сына.
          Я чувствую свою вину за его неудавшуюся и так рано оборвавшуюся жизнь. Мне порой думается: останься я с первой женой, и может быть судьба первого сына сложилась бы по-другому. Может быть это так, но при этом возникает вопрос: «А вырос бы он нормальным человеком, видя каждый день как мучаются родители, что в семье нет любви, что за маской вежливости они старательно прячут равнодушие или, хуже того, ненависть друг к другу?»
          Конечно развод родителей тяжелейшая психологическая травма для ребенка, которая не проходит без последствий для него. Но вот вопрос – что хуже для ребенка: жить в семье, где родители не любят друг друга или жить в неполной семье? Однозначного ответа нет. Ясно, что и то, и другое очень плохо.
Прожив уже достаточно лет и многое повидав, я могу сказать только одно – прежде, чем заводить ребенка, супругам надо убедиться, что их брак основан на любви, а не на влюбленности, что их отношения выстроены на долгие годы и им в будущем не придется задумываться и решать проблему ответственности перед ребенком и супругой.
          Тяжело, очень тяжело мне было пережить развод с первой женой и потерять сына. Видимо это была моя расплата за ошибку молодости. Может быть, я зря себя казню за судьбу первого сына. Ведь я дал ему жизнь, а это главное! Я же выжил без отца, пусть тяжело было, но ВЫЖИЛ... Возможно добился бы в жизни большего, будь он у меня... А может, наоборот, больше потерял бы... Ведь он мог мне подрезать крылья... Но факт остается фактом — судьба первого сына не сложилась и закончилась трагически благодаря нелепому случаю...
          Прежде чем принять решение об уходе из семьи, подумайте тысячу раз и взвесьте последствия такого решения.  А потом уж решайте!


               
                04.10.2021г.


Рецензии