Христианин с копьем

(Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)



                «Лучший способ сохранить память о добрых делах – повторять их».
                (Ф. Бэкон)
                «Тот, кто в дни потрясений колеблется духом,
                Множит и множит зло, растекаться ему помогая».
                (И. Гёте)


9 ноября по новому стилю (27 октября – по старому) Православная церковь чтит память святого мученика Нестора Солунского. Вот что рассказывает житие Дмитрия Ростовского о его непродолжительной жизни и подвиге за веру.

Святой мученик Нестор жил в третьем веке, в Фессалониках, в Греции. Он служил в дружине Димитрия Солунского и бы не только свидетелем того, как проконсул открыто объявил о том, что исповедует христианство и стал проповедовать Христа, но и стал его учеником. Был он молод, красив и чист душой.

Тем временем, в город Солунь прибыл император-язычник  Максимиан. Узнав о дерзком поступке Дмитрия он велел посадить его в темницу,  «а сам предался зрелищам…»*. Для чего был сооружен помост, на котором должны были происходить бои горожан с любимым борцом императора, огражденный частоколом из копьев, вонзенных в землю вверх остриями, на которые должны были бросать побежденных. Один за другим на потеху Максимилиану швырял побежденных мирных горожан, среди которых было немало христиан, любимый борец императора Ливий. «Сей Лий был вторым Голиафом: ростом он превосходил всех людей, видом и характером был подобен зверю, а голос его походил на рев рыкающего льва. От самого взгляда его и голоса трепетали все, смотревшие на него; крепость его тела была удивительна, а сила непобедима, ибо духи нечистые обитали в нем, и вследствие сего никто не мог устоять пред ним. Уже он убил бесчисленное множество людей храбрых и сильных, и был весьма любим царем за такую силу. Так как сам царь никак не мог насытиться человеческою кровию, то он и любил того, кто всю свою телесную силу обратил на пролитие человеческой крови»*.

Вот с таким противником решил сразиться Нестор. Но перед тем, как выйти на бой, он пошел к Дмитрию, находившемуся в темнице. Он рассказал ему, как много христиан убил Лий в тот день и о своём решении, прося благословения.  Дмитрий выслушал юношу, перекрестил и благословил, предсказав ему победу в бою и мученическую смерть за Христа. После чего Нестор, не раздумывая, заявил императору, что хочет драться с его борцом.
 
Глядя на красивого юношу, явно уступающему силе и росту Ливия, Максимилиан, по началу, даже  хотел остановить его от такого поступка, насмешливо указав Нестору на неоспоримое преимущество своего борца. На что юноша, болея всей душой и сердцем за безвинно гибнущих, смело заявил ему: «Если я мал и немощен, то велика и непобедима сила Христа моего, на Коего я надеюсь и во Имя Коего я хочу побороться с этим исполином»*.

Разгневанный такими речами император-язычник велел ему немедленно идти на помост, не сомневаясь в скорой гибели дерзкого иноверца. Но случилось непредвиденное. Оградив себя крестным знамением и воззвав громким голосом: «Боже Димитрия, помоги мне!»*, - Нестор начал бороться. «Бог, укрепивший некогда Давида в борьбе с Голиафом, укрепил и раба Своего Нестора против нечестивого Лия – на посрамление нечестивому царю, а верным своим на радость. Нестор с легкостью победил Ливия и бросил его на копья… Упав на них, как крепкий дуб, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и, таким образом, погибла память его с шумом, исчезла его гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом». А весь народ солунский,  в особенности христиане воскликнули: «Велик Бог Димитрия!» * 

Посрамленный Максимилиан, конечно, не мог снести такого оскорбления и гибели своего любимого борца-душегуба. Он приказал казнить Нестора и,укрепившего его на подвиг Дмитрия. «Святый Димитрий был исколот копьями, а святый Нестор усечен мечом»*, - повествует житие святого.

Прошли века. Но и по сей день, верующие христиане чтят память Нестора Солунского, олицетворяющего превосходящую духовную силу борцов за правое дело в борьбе со злом – силе бездуховной. Кстати, своим покровителем его считают и спортсмены, занимающиеся разными видами борьбы, а также  представители некоторых профессий, так или иначе связанных с защитой и охраной населения (понятное дело, исповедующие христианскую веру и православие, в частности).

А мне, в связи с этим, подумалось вот о чем. Сколько бы – хоть за всё время существования человечества – не было сложено таких историй, повествований, созданных  в устной или письменной традиции, -  а они всё не теряют своей актуальности. На каком бы языке люди не говорили, в рамках какой бы культуры (системы и пр.) не существовали,  в каких бы жанрах, стилях и т.п. не передавалось бы аналогичное послание, всем понятно, о чем идет речь: о каких ценностях, о каких человеческих качествах. Потому что – и это факт – людям так и не удалось обернуться и обнять «свою тень». При всём громадном накопленном духовном опыте. Почему?! Неужели, этот простецкий механизм  разделения – на темное и светлое, плохое и хорошее, злое и доброе …  и есть тот самый «вечный двигатель», заставляющий человечество продвигаться (ему-то, человечеству, кажется, что – вперед, а на самом деле, - по кругу)? Царство зла не может наступить по определению: если в таком мире не будет его противоположности, этот мир – остановится, «пожрет самого себя», отравит, как жалящий себя скорпион, если больше некого ужалить, а яд необходимо израсходовать… Но и мира, где будет существовать только добро, тоже ведь никогда здесь не будет: как только добро окончательно и бесповоротно решится на полное приятие  своей тени и свет растворит тьму… этот мир схлопнется, потому что потеряет присущий ему объем. Банально. Но не зря же мудрецы всех времен и народов вещают об ином мире. Ином. Другом. Не таком, каков этот: где за мир нужно бороться; где «добро должно быть с кулаками»; где «те, кто не с нами, те против нас»; где друг, по определению, на самом деле, вполне может оказаться «не друг и не враг, а так…»…  Тем не менее, лучшие из людей по-прежнему  пытаются построить его здесь. Почему? Возможно потому, что, как и предопределенность вышеозначенной дуальности, это тоже заложено в большинстве из нас  изначально. За редким исключением … 




*) Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского


Рецензии