Круговорот духа
Припомнилась строка из стихотворения великого индийского поэта и мыслителя Рабиндраната Тагора «Океан покоя великого впереди».
Эти слова, стоящие в единственно верном порядке, написаны бенгальским философом на исходе его земного бытия.
Действительно, над нами, а вернее – вокруг нас Океан Духа, называемый как угодно: Бог, Аллах, Брахман.
Даже для атеистов можно подобрать название, например – Мировой Разум, ноосфера и так далее.
Кстати, имена Божьи созвучны у многих народов. Стоит построить их в ряд. Яхве. Аллах, Бхага.
Во всех именах слышится некий восторженный возглас и в то же время страх.
Как же соотносимся мы с чудесной пучиной, творящей, объемлющей и поддерживающей нас постоянно?
Опять вспоминается увиденная в детстве картинка из учебника «Природоведение», показывающая круговорот воды в природе. Облако, проливающиеся дожди, горные ручьи, питающие реки и далее моря.
Затем из различных водоёмов происходит испарение, в конце концов образующее тучи.
Не таким ли образом происходит и круговорот духа во Вселенной?
Из Брахмана – который в индуизме считается духовным Первоначалом, словно струятся какие-то потоки, нисходят нити, связующие наши души, а вернее, созидающие их.
В «Айтарея- Брахмане» говорится о переходе Брахмы в различные нестойкие формы: когда сверкает молния(Брахма), она, умирая, переходит в дождь, дождь переходит в Луну, луна в ночь, новолуние переходит в Солнце, солнце в огонь, огонь – в ветер.
Так умирают формы Брахмы. На следующее утро они вновь возникают. Спустившись вниз и воспринятое пророками, знание растекается ко всем прочим, не отыскавшим, а точнее, не обретшим прямой связи с Божеством.
После соприкосновения с людьми Знание, искажённое последними, восходит обратно, либо обогащено, а чаще всего, истощённое эволюционными изменениями человечества.
И вновь очищающий дождь духовных эманаций изливается на людей. И так без конца.
Русский поэт А.К.Толстой об этом или подобном явлении сказал так:
«И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия,
Неудержимо к Божью лону».
Человеческое же словесное творчество можно сравнить с каким-то немыслимым вязанием.
Уцепившись за ниточку, ниспосланную свыше, человек начинает трудиться, сматывая её в некий священный клубок.
И эта вязь словесная будет бесцветной и тусклой, если к одной нити не прибавится вторая, третья и так далее.
Возможно, подобный труд будет довольно пёстрым, но вместе с тем и привлекательным.
Сергей Жуков. 1996.
Свидетельство о публикации №221110901814