12. Куликовская битва

Сергия Радонежского называют хранителем земли русской. Он был сердечным человеком и великим миротворцем и по словам одного современника, «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца. Он очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского князя Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать и признали главенство московского князя Дмитрия Иоанновича. Дмитрий был сыном  Ивана Красного (1326-1359) и внуком Ивана Даниловича Калиты. 

Многолетняя смута привела к развалу Золотой Орды. В её восточной части в 1380 г. при поддержке эмира Самарканда Тимура власть захватил чингизид хан Тохтамыш. В западной части (со столицей Сараем) делами заправлял с 1361 г. темник Мамай. У монголо-татар звание темник носил командующий 10-тысячным войском (тьмой). Мурза (монг.-тат. — принц) — высший аристократический титул у монголо-татар. Поскольку Мамай не был чингизидом и прав на титул хана не имел, он просто менял на престоле ханов-марионеток по своей воле. С 1359 по 1380 г. сменилось 25 ханов!

Для ведения войн и противостояния Тохтамышу Мамаю надо было собрать большое количество людей, поэтому он привлёк воинов-наёмников Востока и Запада. У самого Мамая денег не хватало, но он рассчитывал получить финансовую помощь от своих союзников — генуэзцев. Однако те потребовали взамен концессии для добычи мехов и торговли на севере Руси, в районе ростовского Великого Устюга.

Мамай пообещал князю Дмитрию Московскому и некоторым его боярам устроить их личные дела, в том числе, молодому князю Дмитрию выдать ярлык на великое княжение в обмен на предоставление концессий.  Если бы Дмитрий согласился на эту сделку, то Московское княжество стало бы торговой колонией генуэзцев. С некоторых пор Московское княжество, ранее покорное татаро-монголам, почувствовало свои возросшие силы и стало стремиться к самостоятельной политике.   

И хотя многим боярам предложение показалось выгодным, преподобный Сергий Радонежский решительно заявил, что «на Святую Русскую землю допускать иноземных купцов нельзя, ибо это грех». Авторитет Сергия был настолько высок, что с ним нельзя было не считаться, к тому же его поддержал митрополит Алексий. В результате Москва отвергла предложение Мамая и генуэзцев, и тем самым перешла от союза с Мамаем к вражде с ним.

***
После смерти хана Джанибека в 1359 году в Орде началась борьба за власть, которую летописцы назвали «Великая замятня». Она ослабила Орду, в то время как Москва становилась всё сильнее, объединяя под своими знамёнами всё больше русских земель. В 1374 году московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, отказался выплачивать дань фактическому правителю Орды — беклярбеку (советнику) Мамаю.

В 1377 г. татары напали на Нижний Новгород и разгромили русских в битве при реке Пьяна. В следующем году темник послал разорить Москву  пятидесятитысячное войско по главе с мурзой Бегичем. Однако московская дружина под водительством великого князя Дмитрия Ивановича встретила татар у реки Вожа на Рязанской земле и 11 августа 1378 г. обратила их в бегство. Это была первая за многие годы победа русских над татарами.

Мамай был взбешён! Год готовился он к великому походу на Москву, нанял генуэзцев, черкесов, аланов и ясов, поддержали его литовцы и рязанский князь Олег. Великий князь Дмитрий тоже готовился к битве. Он созвал дружины со всех подвластных ему княжеств. Благословение на правый бой дал русской дружине игумен Сергий Радонежский.

И 8 сентября 1380 года объединённое русское войско сошлось в бою с войском Мамая на Куликовом поле, недалеко от слияния рек Дон и Непрядва.

Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство.

***
Как рассказал Епифаний Премудрый, решающей битве с Мамаем предшествовала встреча князя Димитрия с преподобным Сергием: «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идёт на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены». Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришёл к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный".

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Он благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле и сказал: "Если враги хотят от нас чести и славы – дадим им; если хотят злата и серебра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить". И добавил: "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернёшься".

Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», Сергий, несмотря на запрет инокам участвовать в боях, благословил выйти против воинов из орды Мамая не только с крестом, но и с оружием в руках двух схимонахов боярского рода — опытных в военном деле Пересвета и Ослябю.

Получив от преподобного Сергия благословение, великий князь «ушёл из монастыря и быстро отправился в путь». 20-го Димитрий был уже в Коломне. 26—27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?

Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.

Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. Он, согласно Епифанию, при встрече своим ответом не предрёк великому князю безусловную победу и спасение от смерти, поскольку этот ответ содержал слова «если Бог поможет тебе» и по этой причине не был пророчеством. Лишь позже, когда русские воины, выступившие в поход, увидели войско «татарское весьма многочисленное» и «остановились в сомнении», «размышляя, что же делать», неожиданно «появился гонец с посланием от святого», в котором говорилось: "Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог"

И вот 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, в месте, где река Непрядва впадает в Дон, произошло одно из переломных сражений мировой истории. Началось оно с поединка витязя-инока Пересвета и татарского богатыря Челубея. Пересвет поразил Челубея, но и сам пал.

После чего началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические». Их было сплетено немало. Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».

Решил его исход русский засадный полк, который тайно выжидал в стороне и вступил в сечу, когда силы сражавшихся уже были на исходе. Мамай бежал. Опоздавшие литовцы, узнав о разгроме татар, тоже предпочли удалиться несолоно хлебавши. Рязанские историки утверждают, будто Олег Рязанский вступил в сговор с литовцами против Москвы по поручению Дмитрия Донского и обманом помешал им вовремя прибыть на Куликово поле.

Русское войско понесло тяжелые потери. Долгое время на Руси не могли даже определить, победа ли была на Непрядве, или поражение. Лишь в XVI в. по повелению царя Ивана Грозного Куликовская битва безоговорочно была признана великой победой русского народа. Видимо, царь же пожелал, чтобы князя-победителя называли Дмитрием Донским.

В том же 1380 г. после Куликовской битвы Мамай был разгромлен на реке Калке воинством Тохтамыша, после чего последний объявил себя ханом Золотой Орды. Преследуемый татарской погоней, Мамай бежал в Крым, где был настигнут и убит.

Куликовское сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.

Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно. Золотоордынское иго, в эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.

***
В трудах, воздержании и молитве преподобный достиг глубокой старости и о близкой смерти своей предупредил братию монастыря. Епифаний писал: "Предвидел он за шесть месяцев свою кончину и, призвав братию, вручил игуменство своему самому любимому ученику … по имени Никон. После того как он дал наставления новому игумену, «Сергий … безмолвствовать начал». Незадолго до кончины Сергий, «видя, что он уже к Богу отходит», в последний раз призвал братию для беседы и наставлений".

"И беседу повел подобающую, и полезным вещам учил, неуклонно в православии оставаться веля, и завещал единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, от злых и скверных похотей остерегаться, пищу и напитки вкушать трезвенные, а особенно смирением украшать себя, страннолюбия не забывать, от противоречия уклоняться, и ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения". Кончина святого пришлась на 25 сентября 1392 года.

Сергий Радонежский «приказал было положить своё тело не в церкви, а вне её, на общем монастырском кладбище, вместе со всеми другими». Такое его приказание весьма огорчило монастырскую братию. В итоге «она обратилась со спросом и за советом к митрополиту Киприану», который, «по рассуждении … приказал положить его в церкви на правой стороне». По всей видимости, стремление «утвердить почитание игумена Сергия» было причиной нежелания «монастырской братии хоронить его вне церкви» и что погребение Сергия в церкви было зачатком его почитания.

Через 30 лет после смерти Сергия люди обнаружили его нетленные мощи. С ними тоже было связано много чудес, и в 1452 году Сергия Радонежского причислили к лику святых. Сейчас мощи хранятся в Троице-Сергиевой лавре, люди тысячами приходят в этот храм в надежде на исцеление и помощь.

Список литературы:
1. Балашов Д. Исторические романы: «Бремя власти», «Симеон Гордый», «Ветер времени», «Отречение», «Похвала Сергию», «Святая Русь» (том 1).
2. Бородин С. «Дмитрий Донской». Исторический роман (1940).
3. Зайцев Б. «Житие Сергия Радонежского» (1924).
4. Шмелёв И. «Куликово поле». https://mir-knigi.online/page/71170-kulikovo-pole


Рецензии
Сон о Сергии

А сегодня почти на рассвете
Я увидела странный сон:
Еще холодно, дует ветер,
Слышен старых деревьев стон.
Но уже закричали птицы,
Возвещая приход весны.
На вершине горы Маковицы
Молодой послушник сидит.
Он задумал большое дело -
Здесь построить надежный скит,
Чтоб нечистый во вражьем обличии
В наши души вдруг не проник!
Он сидит, согреваясь под солнцем,
Разминая суставы рук.
Много дней он провел пред оконцем,
Пережил столько зимних мук.
Это наш преподобный Сергий,
Только очень еще молодой,
Но уже поцелованный Богом,
С мудрым сердцем и чуткой душой!
Он так правильно выбрал место
И открыл источник воды,
Что построенная им обитель
Охраняет века от беды:
Нескончаем поток народный -
Все находят любовь и покой,
Потому что посыл благородный
Он все время носил с собой!

Ольга Никитина 64   14.11.2021 14:19     Заявить о нарушении
Спасибо за замечательные стихи, Ольга!

Полина Ребенина   16.11.2021 19:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.