Эпоха нам в глаза глядела. Часть 1

           Иллюстрации в книге - рисунки Александра Лешукова.

                О КНИГЕ И О СУДЬБЕ.

                Предисловие.
 
     Я хорошо помню первую встречу с Александром Лешуковым в нашем провинциальном литературном клубе. 
    …Начало  смутных 90-х.  Небольшой зал библиотеки отнюдь не заполнен до отказа...

   Худенький и  щуплый, поэтически и небрежно взлохмаченный, Саша казался юношей, хотя за его плечами  было почти сорок.
  И читал он свои стихи  прерывисто,  взволнованно  вглядываясь  в глаза слушателей:

Тревожно что-то стало мне, и я не знаю,
Быть может, в жизни что-то я не понимаю.
Верчусь, как белка в колесе, а толку мало,
Хотя мне мама в детстве счастье предсказала.

И вот уже полжизни прожил я с лихвою,
Но не согласен, мама, я  с тобою.
Жена, два сына, и друзья, и есть работа,
Но что счастливый - соглашаться неохота.

Мне север домом стал за столько лет немалых.
Я исходил его, изъездил до Ямала.
И если газ горит у вас сейчас в квартире,
Так это мы к тому здесь руки приложили!
Ну а про то, как  этот Газ большой Сибири
Давался нам, про тяжкий труд наш позабыли…

Не снятся сны мне, а вчера приснился, было!
И снова мама мне  о счастье говорила:
- Я знала ведь, что будет так, как я хотела.
Поверь мне, сын, хотя оно тебе поднадоело,

Уже полжизни ты счастливый – и с лихвою!
Хоть к соглашенью не приходишь сам с собою.
И то, что есть, и то, что было, - не напрасно!
Вот это всё  и есть, сыночек, счастье.
Не обижайся, не забыт ты, значит, Богом,
И в добром мире ты живёшь, а не в убогом.

- Да, я полжизни прожил  – и с лихвою!
И соглашусь, наверно, мама я с тобою.
Жена, два сына и друзья – уже немало.
И всё сбылось, что ты мне в детстве предсказала!

                ***
      Прошли годы… А точнее - 30 лет!
      Наш по-прежнему провинциальный литературный клуб празднует двойной юбилей Александра Лешукова: опубликована Книга его стихов, и - автору исполнилось 70!
     О юбиляре – моя новелла, которую я, возможно, помпезно, но смею утверждать, что совершенно по праву назвала, позаимствовав строку из его же стихотворения:

        «ЭПОХА НАМ В ГЛАЗА ГЛЯДЕЛА» 

                Эпоха нам в глаза глядела,
                И мы её не подвели!

                Александр Лешуков

        Предвижу, что, прочитав эти патриотически возвышенные строки, кое-кто из критиков (а их всегда  много на сайте!) непременно воскликнет с иронией и даже с насмешкой:

- Ну, вот ещё один выдуманный, напыщенный герой эпохи  нарисовался! Разве такие ещё есть?

  - Есть! – уверенно останавливаю рьяных критиков. - Только не выдуманный и вовсе не напыщенный, но самый реальный, простой работяга-шофёр.

     Вообще-то  не совсем и простой! Ко мне в гости пришёл поэт и бард,  и его крепкая рука  бережно держит только что увидевшую свет Книгу стихов, на обложке которой его имя - Александр Лешуков.  Название книги:
   
           «…И ЖИЗНИ МАЛО…»

   На обложке, чуть ниже названия – гордые слова на фоне заснеженного северного пейзажа:

                «Посвящается всем,
                кто принимал участие 
       в освоении Севера и его богатств…»

   Александр так долго ждал этой публикации! Ещё бы! В ней – не только итог его поэтического вдохновения, но можно с полным правом сказать, в ней подведён итог всей его трудовой жизни, итог беззаветного  служения Северу.

Тут веками тишь стояла,
Ширь до моря замерла.
В прятки с вечностью играла
Эта древняя земля…

     Полвека он отдал суровому краю, участвуя в строительстве знаменитых газовых магистралей.

       Спрашиваю о названии книги.  В ответ  Александр открывает стихотворение  «О смысле жизни», находит строки:
      
…Вздохнули сверстники устало,
В теплушке дух переведя:
«Тут, братцы, нам И ЖИЗНИ МАЛО,
Чтобы освоить Севера…»

    Разве не прав Александр?
    За пятьдесят лет освоен ли Север?
 
   Со вздохом признаюсь, что не смогу ответить утвердительно… Скажу лишь, что Труда вложено неимоверно много.
И не только труда – первопроходцы, безусловно, жертвовали здоровьем. Да и саму жизнь порой отдавали этим краям.

       Морозы под шестьдесят, а ты в дороге, на трассе!

 Непроходимые, первозданные таёжные дебри.

Бесконечные топкие, опасные болота!

Злобные атаки кровожадного гнуса!

Самоотверженный, зачастую  невыносимый труд!

Неустроенность быта!..

Всё одолели!

    Мой герой – из них, первопроходцев.

Время, словно гильотина,
Отсекает жизни клок.
Как замедленная мина,
Трасса жизни наши рвёт.

Там, на трассе, свой порядок,
Свой закон и свой уклад.
Что сказать? Передовая!
И геройство без наград…

Магистраль за магистралью
Ложились в коридор тайги,
И за этой снежной далью
Всё дальше, дальше трассы шли.
   
     Шли через тайгу и болота машины с гигантскими трубами. Экскаваторы,  вгрызаясь в мёрзлый грунт, рыли траншеи…

       «Так было», «Будни», «Зимник», «Крутизна», «Слесарям РММ», «Трубоукладчикам», «Экскаваторщикам»,  «Изолировщикам»,  «Газорезчикам», «Судьба»… -  заголовки стихотворений говорят сами за себя. 

      Нет, не выбился Александр в начальники,  не нажил дворцов и вилл в офшорах,  не стал кабинетным чиновником с белым воротничком и холёными руками – он разделил судьбу тысяч простых строителей – Судьбу,  в которой главное -   суровые будни и тяжкий труд.  Его стихи посвящены  тем,
   
Кто невзгоды выносил,
Трассы газовые строил,
В трудностях не заскулил,
Ни зимой, ни «гнусным» летом
Не уехал, не сбежал…

И рёв моторов не кончался,
Шла здесь день и ночь война
За газ, который нам давался
 Ценою жизни. Не рубля!

   Читатель увидит в книге  неприглаженные будни и встречу с волчицей,  страшные  аварии и рабочее братство,  и непредвиденные авралы, когда
             Слова не было «желаю»,
            Но слово «надо» каждый знал.
               
   Сейчас  Александр  на пенсии, но  на вопрос о работе по-прежнему с гордостью восклицает:  «Я -  «плетевозник!»
 
     Так называли водителей, которые занимались доставкой труб (плетей) на строящиеся трассы газопроводов. А трубы - свыше 33 метров длины, каждая  диаметром  почти полтора метра!

    Каждодневный риск для жизни,  ведь северные дороги  никогда не были  гладко укатанными и ровными.  Не удержишь машину – прощайся с жизнью!  А машина – знаменитый «Ураган», не зря у него такое название! Не зря Александр посвятил ему героическую Оду:

        Он вынес трудные авралы!
        Он вынес непосильный груз!
        Служили трассам «Ураганы» -
        Я ими, как шофёр, горжусь!

      В целом, книга  Александра  - это величественная  Поэма о коллективном трудовом подвиге, который, как утверждает автор, «по масштабам  занимает второе место после нашей Победы в Великой Отечественной войне».
     Соглашаюсь с ним!
               
              Продолжение на http://proza.ru/2021/11/09/1998


Рецензии
Добрый день, Элла. Интересное начало очерка :
«Жена, два сына, и друзья, и есть работа,
Но что счастливый - соглашаться неохота.»
Конечно, у каждого счастье – своё, особенное, и почему-то сразу же вспомнились строки из «Пора, мой друг, пора!» Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля.» И, может, так задумано Создателем, чтобы человек всегда был в поиске. Спасибо за знакомство с Александром Лешуковым. Судя по его строкам, замечательный поэт и просто человек. Про замечательную машину "Ураган" сразу же свпомнился анекдот:

Едут два товарища в машине. На перекрёстке водитель просит приятеля на пассажирском сидении:
- Вася, посмотри направо, как там?
- Там только ветер.
Водитель нажимает на газ, выезжает на прекрёсток, и машина получает сильнейший удар. Придя в себя в разбитой в хлам машине, водитель треплет пассажира:
- Дурак ты, Вася! Эта машина назвается не "ветер", это - "Ураган!

С уважением, Андрей.

Андрей Штин   17.08.2023 12:51     Заявить о нарушении
Я рада, что вы прочитаете об истинном герое нашего времени, Андрей!
Эти мощные машины и предназначены были для мощных мужчин!
А анекдот - злободневный, жизненный!
С улыбкой,

Элла Лякишева   17.08.2023 16:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 56 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.