Эпоха нам в глаза глядела. Часть 2

               Рисунки-иллюстрации Александра Лешукова, автора.
               Цитаты - стихи из книги Александра Лешукова.

        Интервью с автором книги "...И ЖИЗНИ МАЛО".

                Часть 2            

             Большими делами жила вся страна,
             Гордились тогда мы, что есть в нас нужда.
             Идут магистрали одна за одной,
             А в них километры и наши с тобой!

                Александр Лешуков
               
           Всмотритесь в фотографию.

    Время, конечно, накладывает свой отпечаток. Вот и взгляд моего героя стал строже, суровее, и в бородке побольше седины. Но невысокий, худощавый, подвижный, он по-прежнему словно воплощение  вечного двигателя. Поразительная энергия! Александр долго на месте не усидит, и в глазах искры проблескивают, когда на вопросы отвечает.

      Жаркий Казахстан согревал его детство и юность.

    Его предки-корабелы  переехали  туда из-под холодного Архангельска, где в годы правления Петра Первого строили  корабли.
 
     Но жизнь меняется, и вот их потомка пути-дороги вновь увели на Север.

- Почему? – мой первый вопрос.
- Мечта в армии зародилась. Это были семидесятые годы. Прочитал в газетах, что на Северах идут большие стройки, жизнь кипит, там интересно, да и денег можно заработать. Может, счастье найду, думалось…

                На все четыре стороны, куда ни глянь, земля.
                На все четыре стороны – сам выбирай, куда
                Податься парню бравому, где силы приложить.
                На Севере, на Севере я выбор сделал жить!

- А кем начинал работать?
- Водителем же и начинал. Пятьдесят лет назад больших  машин (знаменитых «Ураганов») ещё не было. Везли трубы на «КРАЗах», на прицепах.  27 метров длины прицеп, а на нём огромные трубы для газопровода (диаметр трубы – почти полтора метра)

- Ого-го! – не могу удержаться от возгласа, в котором и удивление, и восхищение. – Опасно же с таким грузом!
 
 - Конечно, опасно, особенно на поворотах да ещё  поначалу. Потом уже опыт пришёл, я научился рассчитывать в уме… и рисковать… Добровольно и с желанием я сделал свой выбор.  Первый свой «зимник» провёл в Надыме, откуда возили  стройматериалы и технику в Уренгой, тогда ещё бывший трассовым посёлком.
    Запомнил этот рейс на всю жизнь! Выехали мы из Белого Яра, к вечеру были в Лонг-Югане – это полпути до Надыма. Поужинали. В ночь выехали в Надым. Спустя пару часов началась пурга. Ветер. Позёмка. И 38 градусов ниже нуля. Дорогу переметало, она терялась из виду, сложно ориентироваться. 
      Останавливались, сквозь ветер и снег искали приметы дороги, грунт потвёрже и, найдя, двигались далее. Вся эта битва продолжалась с буксованием, раскапыванием  машины. К утру метель немного утихла. Показались окраины Надыма…

- А несчастные случаи…?
-  Увы, были… И сколько таких ситуаций, когда жизнь висела на волоске.  Так что сердце во время рейса тоже билось в перегрузках вместе с мотором.  Один из водителей не смог разъехаться в узком участке дороги со встречной машиной. И погиб от столкновения с прицепом другого плетевоза – его кабина и он сам были  буквально разорваны «кониками», ограничивающими на прицепе  крепёж труб.

- Кого-нибудь, наверное, всё-таки пугали опасности, трудности?
- Кого-то – да, и такие возвращались на «большую землю». Меня же, наоборот, привлекали! В них, по-моему, есть элемент не столько драйва, сколько счастья! Я уверен, в каждом человеке есть жизнеутверждающая  жилка.

- Только не все её развивают?
- Возможно. Но для меня всегда было важно чувствовать дыхание опасности и риска!

- А лихие 90-е как пережили?

   Голос Александра мрачнеет:
- Тяжко пришлось. Развал и Северов коснулся. Сокращения на работе. Свёртывание производства… Зарплату не платили… Пришлось уйти из автобазы. Мытарствовал в поисках работы...  Не все выжили, кто-то и уехал в поисках лучшей доли.

Всё о какой-то перестройке
Ходила смутная молва…
Сворачивались всюду стройки.
Не понимала голова,
Что со страною происходит
И завтра что произойдёт,
Кто нерушимость нашу гробит
И прямо  к пропасти ведёт…

Весь вековой устой нарушен,
 И мы признать были должны:
Ещё вчера я был здесь нужен –
Сегодня все мы не нужны.

Не в счёт все прежние заслуги,
Не в счёт жизнь делу отдана.
Мы стали словно чьи-то слуги –
Вернулась в прошлое страна!

- Саша, но теперь-то понемногу налаживается жизнь?
- Ну, да, - соглашается, -  налаживается. Спустя время потихоньку  восстановились организации. Но не дай Бог ещё раз пережить тот развал 90-х! 

- Никогда не жалел, что оказался здесь?
- Нисколько! – Он улыбается:  - У меня была такая полноценная, насыщенная, наполненная трудом  жизнь, что я  другой не мыслю и не хочу!

     Улыбаюсь скептически:
- А не кривишь ли душой ради красного словца?
- Никогда не врал! Привычки такой не имел и не имею. Врут слабые. Или хитрые.

   Да, мой герой не из слабых и не из хитрых. Он мыслит не узко, заботясь лишь о собственном  благополучии, но – гораздо шире:

«Проект успешный у Союза!» -
Гласили западные СМИ…
Но сколько пакости и гнуса
Творили и творят они.
У них за пазухою камень,
И мысли скверны, как всегда.
Но сдали мы стране экзамен –
И на отлично, господа!
…Полвека греем мы Европу,
Полвека – а спасибо где?

- Действительно, а где спасибо? – вздыхаю и  я.  Мой собеседник понимающе хмурит  брови:
- Вряд ли дождёмся… При таком-то раскладе…

- Саша, а был ли кто-нибудь для тебя в жизни примером?
- Был! Это, прежде всего, мой отец.  Он любую вещь мог сделать своими руками, никакого труда не боялся, всё мог, всегда при делах! Его очень  уважали и на работе, и все, кто знал.
     Да и брат его, мой дядя, тоже был талантлив. С неискривлённой совестью. Высшего образования не получил. Был лётчиком на фронте, подбили его, по ранению комиссовали. И он,  с фронта  вернувшись, проявил себя активно. Мужчин в селе было мало, выбрали его в 19 лет председателем колхоза – и он поднял колхоз из нищеты. Вот эти два человека всегда были для меня образцом.

- Нашёл ли ты своё счастье на северах?
- Конечно. И, как бы ни было трудно, не хотел бы сменить мою судьбу ни на какую другую!

   - От чего, по-твоему, зависит счастье – от везения? Случайностей Или от условий жизни? А может, от начальства? От окружающих? Или от всего вместе?

- Скажу прямо: больше всего – ОТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА! От его выбора и, естественно, от его труда! Сколько вложишь усилий – столько и счастья получишь взамен.  Но… не сиюминутный это результат… Пота пролить надо немало.  Счастье – это краткий миг. Много было всякого в моей жизни,  и неудачи, и потери были… Но, в целом, вот сейчас, когда мне уже 70, оглядываюсь и делаю вывод: я прожил счастливую жизнь, мне за неё не стыдно! Всякое было… но  хорошего больше!

- И любовь?
- И любовь была! Но она лишь одно из составляющих счастья.

- А  творчество?
- И это тоже  элемент счастья. Ты открываешь своё «я»,  рассказываешь о сокровенном.  Происходит как бы  внутреннее самоутверждение! Отсюда  самоуважение, и  это тоже счастье!   

- А помнишь ли, когда ты написал свои первые стихотворные строки?
- Помню, конечно! Ещё в начальной школе… Девочка мне одна очень нравилась. Вот ей и накарябал я стишки, и рисунок нарисовал. И на парту на переменке положил…

- Ну и…? Оценила ли  девочка  твои труды? Чем всё дело закончилось?
- Да ничем! Упал листок на пол. Учительница подняла, прочитала. Но, слава Богу, не стала уточнять, кто сочинил, – я ведь не подписался. Отдала она листок девочке, сказав: «Это – тебе!» А та естественно смутилась и куда-то его засунула…

    Продолжение на  http://proza.ru/2021/11/09/2057


Рецензии
Добрый день, Элла. Как верно написал Алксандр в эпиграфе к этой части вашего рассказа. Читая про север, сразу подумалось, что и сегодня перед нашей страной стоят те же самые задачи. Мерзлота тает, освобождаются новые поространства с несметными природными богатствами, которые нужно осваивать. Думаю, это можно в чём-то сравнить с освоением другой планеты с отличием лишь в том, что здесь мы можем обойтись без скафандра. Александр – первопроходец по складу души. Он - искатель, поэтому он в своей стихии. Насчёт развала 90-х полностью с ним согласен. Такого ущерба нашей стране и народу ещё не нанесла ни одна война, ни один враг! Ух ты, а ведь я тоже писать начинал в школе, но не для девочек. Просто так, по зову души.

С уважением, Андрей.

Андрей Штин   10.09.2023 15:51     Заявить о нарушении
Александр умён, потому и наблюдения, и выводы у него умные.
Но работа у него была опаснейшая! Восхищаюсь им.
С уважением,

Элла Лякишева   11.09.2023 16:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.